Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

Текущий выпуск

Языкознание

Сравнительная характеристика средств репрезентации категории оценки в аналитических обзорах валютного рынка (на примере СМИ США и Великобритании)

Аннотация

Представлен компаративный анализ средств репрезентации оценки в англоязыч­ном аналитическом обзоре валютного рынка. Материалом исследования послужили публикации аналитических агентств и деловых СМИ США (Bloomberg, Forbes, FXStreet) и Великобритании (The Economist, The Daily Mail, Reuters, IFCMarkets). Оха­рактеризованы жанр аналитического обзора и два способа обработки его данных: фун­даментальный и технический. Рассмотрены подходы к трактовке категории оценки и классификация ее видов. Определено понятие речевого воздействия и перечислены спо­собы его реализации. Проведенное согласно логике параметрического анализа исследова­ние показало преобладание отрицательной оценки в обзорах США и положительной — в британских обзорах при доминировании утилитарной частной оценки и минималь­ном присутствии оценки этической. В обзорах США основными средствами объекти­вации оценки являются существительные, в аналитике Великобритании — глаголы. Выявлена главенствующая роль индивидуального эксплицитного субъекта оценки в текстах выбранного жанра в обеих странах. Объектами оценки становятся денежные единицы, валютные пары, тенденции их движения, политические события, деятель­ность игроков на валютном рынке.

Abstract

The paper presents a comparative analysis of evaluation representation means in the an­glophone analytical review of the foreign exchange market. The research material includes publications by analytical agencies and business media in the United States (Bloomberg, Forbes, FXStreet) and the United Kingdom (The Economist, The Daily Mail, Reuters, IFCMarkets). The genre of the analytical review and two methods of data processing — fun­damental and technical — are characterized. Approaches to the interpretation of the category of evaluation and the classification of its types are considered. The concept of speech influence is defined, and the means of its implementation are listed. The study, conducted according to the logic of parametric analysis, revealed the predominance of negative evaluation in U. S. reviews and positive evaluation in British reviews, with the dominance of utilitarian private evaluation and minimal presence of ethical evaluation. In U. S. reviews, the main means of objectifying evaluation are nouns, while in British analytics they are verbs. The leading role of the individual explicit subject of evaluation in the texts of the selected genre in both coun­tries is identified. The objects of evaluation are monetary units, currency pairs, trends in their movement, political events, and the activities of players in the foreign exchange market.

Скачать статью

Неодериваты с суффиксом -ing в современном английском языке

Аннотация

Рассматриваются особенности функционирования форманта -ing в современном английском языке в синхронно-диахронической перспективе с фокусом на адаптацию суффикса к новым номинативным задачам в условиях цифровой эпохи. В рамках оно­масиологического подхода описываются когнитивные и структурные механизмы обра­зования неологизмов, основанные на расширении традиционной отглагольной дерива­ции за счет использования в качестве мотивирующих основ апеллятивных и пропри­альных существительных. Устанавливается факт пополнения репертуара дериваци­онных моделей ингового словообразования в английском языке, проявляющийся в воз­никновении композитных производных, основанных на метафорическом переносе. Сам суффикс претерпевает изменения, эволюционируя в направлении аффиксоида, участ­вующего в процессе образования сложных существительных. Выявляются особенности функционирования английских неологизмов в интернет-пространстве, отражающие изменения в социокультурных и поведенческих практиках. Описывается семантика неологизмов, выявляются культурные и когнитивные факторы, обеспечивающие вы­сокую продуктивность суффикса в номинации новых явлений, включая молодежные субкультуры и тренды социальных сетей. Сделан вывод о лингвистической креатив­ности носителей современного английского языка, использующих формант в различ­ных структурных моделях с целью номинации разнообразных феноменов, представля­ющих аксиологическую значимость на современном этапе развития общества.

Abstract

The features of the functioning of the formant -ing in modern English are examined from a synchronic-diachronic perspective, with a focus on the adaptation of the suffix to new nomi­native tasks in the context of the digital era. Within the framework of the onomasiological approach, the cognitive and structural mechanisms of neologism formation are described, based on the expansion of traditional verbal derivation through the use of appellative and proper nouns as motivating bases. The replenishment of the repertoire of derivational models of -ing word formation in English is established, manifested in the emergence of compound derivatives based on metaphorical transfer. The suffix itself undergoes changes, evolving to­ward an affixoid that participates in the formation of compound nouns. The specific features of the functioning of English neologisms in the Internet space are identified, reflecting chang­es in sociocultural and behavioral practices. The semantics of the neologisms are described, and the cultural and cognitive factors ensuring the high productivity of the suffix in naming new phenomena, including youth subcultures and social media trends, are revealed. It is con­cluded that speakers of modern English demonstrate linguistic creativity, using the formant in various structural models to nominate diverse phenomena that possess axiological signifi­cance at the present stage of societal development.

Скачать статью

Ольфакторная оппозиция «свой — чужой» в контексте войны

Аннотация

Исследование направлено на описание и интерпретацию запаха как знака «своего» и «чужого» в контексте войны. Материалом для анализа послужили текстовые фраг­менты на русском и немецком языках, содержащие отсылки к процессам обоняния; фактологический материал извлекался из художественной литературы, посвященной событиям двух мировых войн. Исследовательский вектор строился с учетом того, что смысловые и символические коннотации запахов тесно связаны с социокультур­ным контекстом; ольфакторный опыт субъективен. Доказано, что запах в дискурсе войны выполняет две ключевые функции — оценочную и функцию границы; ольфак­торный образ «своего» и «чужого» формируется под влиянием экстралингвистиче­ских факторов (война, концентрационный лагерь, пропагандистские нарративы и др.); запах выступает как инструмент разграничения, реже — как инструмент объедине­ния и наделяется дополнительными когнитивно-семиотическими смыслами. Выделе­ны и проанализированы три ольфакторные модели: «свои запахи — чужие запахи», «запахи чужой земли», «запах как стигма». Сделан вы­вод о том, что в условиях войны ольфакторные образы «своего» и «чужого» созда­ются пу­тем социальных, этнокуль­турных, идеологических сравнений; как следствие, обоня­тель­ные впечатления отра­жают впечатления ментальные.

Abstract

The study is aimed at describing and interpreting smell as a sign of “one’s own” and “the other” in the context of war. The material for analysis consists of text fragments in Rus­sian and German that contain references to olfactory processes; the factual material was ex­tracted from works of fiction devoted to the events of the two world wars. The research vector was built taking into account that the semantic and symbolic connotations of smells are close­ly connected with the sociocultural context, and olfactory experience is subjective. It is proved that the smell in the discourse of war performs two key functions – an evaluative and a boundary function; the olfac­tory image of "one's own" and "someone else's" is formed under the influence of extralinguistic factors; the smell acts as an instrument of differentiation, less often as an instrument of unifica­tion and is endowed with additional cognitive-semiotic meanings. Three olfactory models are identified and analyzed: “one’s own smells — others’ smells,” “smells of foreign land,” and “smell as stigma.” It is concluded that in wartime con­ditions, the olfactory images of “one’s own” and “the other” are created through social, eth­nocultural, and ideological comparisons; as a result, olfactory impressions reflect mental im­pressions.

Скачать статью

Особенности функционирования прецедентных имен со сферой-источником «Литература» в романе Р. Бротигана «Trout Fishing in America»

Аннотация

Выявляются основные функции, реализуемые прецедентными именами в романе американского писателя-постмодерниста Ричарда Бротигана «Trout Fishing in America». В исследовании применялись методы контекстуального и интертекстуального анали­за, а также метод сплошной выборки. Выявленная выборка литературных прецедент­ных имен (61 единица) представлена прецедентными библионимами (названия лите­ратурных произведений), анхистонимами (фамилии авторов) и антропоэтонимами (имена персонажей). Установлены следующие ключевые функции прецедентных имен в романе Р. Бротигана: людическая (реализация комического эффекта), поэтическая (по­вышение художественной значимости текста и создание тропеических отноше­ний), характеризующая (описание личности героев), референтная (воссоздание куль­тур­но-исторического контекста эпохи) и текстообразующая (формирование сюжет­ной канвы и структурирование внутритекстовых связей). Показано, что прецедент­ные имена в тексте произведения обладают полифункциональным характером, при этом в качестве гиперфункции выступает людическая функция.

Abstract

The main functions realized by precedent names in the novel Trout Fishing in America by the American postmodern writer Richard Brautigan are identified. The study employed methods of contextual and intertextual analysis, as well as the method of exhaustive sam­pling. The identified sample of literary precedent names (61 units) includes precedent biblio­nyms (titles of literary works), anchistonyms (authors’ surnames), and anthropoetonyms (names of characters). The following key functions of precedent names in Brautigan’s novel are established: ludic (realization of comic effect), poetic (enhancement of the artistic signifi­cance of the text and creation of tropic relations), characterizing (description of the characters’ personalities), referential (recreation of the cultural-historical context of the era), and text-forming (formation of the plot framework and structuring of intratextual connections). It is shown that precedent names in the text of the work have a multifunctional character, with the ludic function serving as the hyperfunction.

Скачать статью

Эргонимы в структуре ономастического пространства современного города

Аннотация

Рассматривается особый пласт имен собственных, входящих в ономастическое пространство современного города, — эргонимы, с помощью которых называются раз­личные коммерческие предприятия. На основе объемного эмпирического материала смоленских и московских эргонимов выявлен комплекс разнообразных функций эргони­мов, что позволяет определить их значимость в структуре ономастической перифе­рии. Особое внимание обращено на прецедентные культурные знаки в названиях город­ских объектов. Доказано, что именно прецеденты в сфере эргонимии позволяют наилучшим образом реализовать информационную и коммерческую функции, при­влечь внимание потенциальных потребителей товаров и услуг.

Abstract

A special layer of proper names within the onomastic space of the modern city — ergo­nyms, which are used to name various commercial enterprises — is examined. Based on a large empirical material of Smolensk and Moscow ergonyms, a complex of diverse functions of ergonyms is identified, allowing their significance within the structure of the onomastic pe­riphery to be determined. Particular attention is paid to precedent cultural signs in the names of urban objects. It is demonstrated that it is precisely precedents in the field of ergonymy that best enable the realization of informational and commercial functions, attracting the attention of potential consumers of goods and services.

Скачать статью

Литературоведение

Педагогика и психология