Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Лингвистика

Сложные слова в текстах Федора Иванова (на материале «Письма…» и «Челобитной…» 1666 года)

Аннотация

Обосновывается связь сложных слов с общим содержанием двух до-кументов в письменном наследии одного из идеологов русского церковно¬го раскола второй половины XVII в. и с его картиной мира. Цель рабо¬ты — рассмотрение текстов дьяка Федора Иванова в призме идей диа¬хронической лингвистической персонологии. Содержание статьи обу¬словлено ее методикой: приемом сплошной выборки (в результате кото¬рой получены 193 лексемы с несколькими корнями), контекстным ана¬лизом и интерпретацией. К предварительным результатам в исто¬рико-лингвистической плоскости относится нахождение значения для 3 единиц, не зафиксированных в исторической лексикографии, а также уточнение для еще одного слова хронологии употребления. Итоги с по¬зиций диахронической лингво-персонологии: осуществлена фрагментар¬ная реконструкция картины мира Федора Иванова исходя из языковых средств и текстовых отсылок. Делается вывод о наличии смысловой структуры, частично отображенной первыми корнями сложных слов.

Abstract

This article draws a connection between compounds, on the one hand, and the general meaning of two documents from the manuscript legacy of an ideologist of the mid-17th-century Russian Orthodox schism and his worldview, on the other. The study aims to consider through the prism of diachronic linguistic personology the texts authored by the dyak Fedor Ivanov. The content of the article is a product of its methodology, namely, continuous sampling, using which 193 with several roots were obtained; context analysis; and interpretation. From the perspective of historical linguistics, preliminary results include establishing the meaning of three units that were absent in historical lexicography and revealing chronological usage of another word. From the perspective of diachronic personology, the main finding is the fragmentary reconstruction of Ivanov’s worldview, using linguistic devices and text references. It is concluded that the first roots of compounds partially reflect the semantic structure present in the two texts.

Скачать статью

Родительный падеж качественного определения в функции типологической характеристики личности

Аннотация

Описывается синтаксическая модель приименного родительного падежа каче­ственной оценки с точки зрения выполнения функций типологизации личности. Обосновывается, что в зависимости от значения существительного, занимающего позицию несогласованного определения, актуализируются две разновидности лингво­культурного типажа. Если семантика определяющего слова относится к области нравственных или поведенческих характеристик (человек слова, man of success, człowiek honoru), актуализируется модель этнокультурного типажа. Если же в значе­нии слова содержится указание на темпоральную, локативную или профессиональную принадлежность человека (человек эпохи, дети улицы, люди моря), актуализируется модель лингвокультурного типажа социокультурной значимости.

Abstract

This paper describes the syntactic model termed as the adnominal genitive of quality, as well as its use in the archetypisation of a person. It is argued that the semantics of a noun functioning as an adnominal attribute produces two types of cultural-linguistic archetypes. An attribute noun referring to a sphere of moral or behavioural characteristics (‘человек слова’, ‘man of success’, ‘człowiek honoru’) is associated with the model of the ethnocultural archetype; a meaning relating to a period of life, locality or occupation (‘человек эпохи’, дети улицы’, ‘люди моря’), with that of the cultural-linguistic sociotype

Скачать статью

Фреймовый подход к исследованию семанти¬зации библеизма-квазиантропонима блудный сын в языке русской поэзии

Аннотация

Пути семантизации библеизма-квазиантропонима блудный сын в поэтическом тексте определяются в русле фреймового подхода как способа когнитивного моделиро­вания и описания. Данный подход позволяет определить и охарактеризовать меха­низмы формирования значения у прецедентной ономастической единицы, транслиру­ющей концептуальные смыслы библейского текста. В статье предлагается новая ме­тодика анализа библеизма-антропонима в поэтическом тексте.
Результаты исследования показывают, что реализация квазиантропонима блуд­ный сын в разновременных текстах русской поэзии характеризуется наследованием концептуальных базовых библейских смыслов или их трансформацией. Этот квази­антропоним обусловливает развитие в тексте глубинных смыслов, связанных с поэ­тической интерпретацией «вечного» сюжета, в том случае, если базовый фрейм-сценарий реализуется точно: с полным набором всех идейно значимых слотов. Насле­дование смыслов осуществляется как эксплицитно, так и имплицитно, при этом поэтическая интерпретация библейского сюжета со­храняет сущностную связь с базо­вым протофреймом. В большинстве контекстов наблюдается трансформация смыс­лов рассматриваемого фрейма, при которой биб­лейская символика оказывается вы­тесненной и квазиантропоним «блудный сын» транслирует только обобщенное фра­зеологизированное значение.

Abstract

This article describes ways to semanticise the biblical quasi-anthroponym ‘prodigal son’ in a poetic text, using the frame approach as a means of cognitive modelling and description. This approach helps to identify and characterise meaning construction mechanisms in a prec­edent onomastic sign, which conveys the conceptual meanings of the biblical text. The study proposes a new methodology for analysing the biblical anthroponym in a poetic text. The results obtained suggest that the realisation of the quasi-anthroponym prodigal son in Russian poetry texts of different periods is associated with either inheriting or transform­ing conceptual basic biblical meanings. If the basic frame scenario is executed with high preci­sion, i.e. using a complete set of ideationally significant slots, the biblical quasi-anthroponym prodigal son determines how deeper meanings associated with the poetic interpretation of that eternal plot develop in the text. The inheritance of meanings is carried out both explicitly and implicitly, whereas the poetic interpretation of the biblical plot retains an essential con­nection with the basic protoframe. In most contexts, the meanings of the basic frame undergo a transformation when biblical symbolism is cancelled out, and the quasi-anthroponym ‘prod­igal son’ merely com­municates a generalised phraseological meaning.

Скачать статью

Специфические способы истолкования библеизмов рай и ад в составе заглавных единиц афористических определений

Аннотация

Работа посвящена описанию способов толкования лексем рай и ад в афориз­мах, построенных как определение и по структуре похожих на словарную статью. Установлено, что в указанных дефинициях используются не только основные, тради­ционно выделяемые способы истолкования слов, но и специфические, в частности ас­социативный, антонимически-отличительный, повторительно-отличительный и формально-сигнальный способы. При ассоциативном способе истолкования лексемы рай и ад характеризуются на основе метафорического сближения и метонимиче­ской смежности; при антонимически-отличительном способе лексемы получают толкова­ния одна через другую, с дальнейшим указанием отличительных признаков; повтори­тельно-отличительный способ предполагает образное утверждение, включа­ющее то же самое слово с последующим дополнительным пояснением; при формально-сигнальном способе в афористических дефинициях дается характеристика не библей­ского пространственного объекта, а самих лексем рай и ад в объективной реальности как элементов этой реальности.

Abstract

This paper describes ways to interpret the lexemes paradise and hell in definition-like aphorisms resembling a dictionary entry. These definitions use both traditional universal ways to interprets words and specific ones, in particular, association, antonymy-based dis­tinction, repetition-based distinction, and formal signalling. When association is invoked, the lexemes paradise and hell are interpreted based on metaphorical convergence and met­onymic adjacency. Antonymy-based distinction means that the two lexemes are defined by each other, with their individual characteristics indicated later. Repetition-based distinc­tion relies on a figurative statement that repeatedly uses the same word followed by an ex­planation. Formal signalling defines the lexemes ‘paradise’ and ‘hell’ as elements of objec­tive reality rather than as biblical spatial objects.

Скачать статью

Литературоведение

Аллегорическая традиция Джона Беньяна в романе К. С. Льюиса «Кружной путь, или Блуждания паломника»

Аннотация

К. С. Льюис в форме аллегорического романа-путешествия расска­зывает о странствиях человеческой души в поисках Бога. Обращение к средневековой форме романа-аллегории позволяет автору говорить «просто о сложном», рассматривая характерные для человека ХХ в. ми­ровоззренческие установки с точки зрения христоцентричной аксиоло­гической системы Средневековья. Роман К. С. Льюиса рассматривается как сложный интертекст, не только находящийся в отношении па­лимпсеста к роману Джона Беньяна «Путь Паломника», но и вступаю­щий с ним в литературный диалог. Выявляется ряд претекстов ин­тертекстуального романа К. С. Льюиса. Анализируются взаимоотно­шения текстов К. С. Льюиса и Дж. Беньяна, обусловленные мировоззрен­ческими различиями авторов.

Abstract

In his allegorical travel novel, Clive Staples Lewis tells the story of a hu­man soul wandering in search for god. The medieval form of the allegorical novel helps the author to speak plainly about complex things: he explores the cultur­al attitudes of a 20th-century person from the perspective of the Christ-centric axiological system of the Middle Ages. This article considers Lewis’s novel as a complicated intertext, which both serves as a palimpsest of John Bunyan’s The Pilgrim’s Progress and enters into dialogue with it. The study identifies the pre-texts of Lewis’s intertextual novel. The interrelation between Lewis’s and Bunyan’s texts, which is shaped by differences between the cultural and religious attitudes of the two authors, is analysed.

Скачать статью

Дитя «не от мира сего» в романе С. Снегова «Люди как боги»

Аннотация

Роман известного советского писателя-фантаста анализируется в контексте евангельских аллюзий и смыслов. Отсылки к тексту Библии, выявленные в тексте, позволяют сделать вывод о соотнесенности одно­го из центральных героев — мальчика Астра — с образом Христа. Од­нако центральная в сюжете произведения идея спасения Вселенной и об­раз спасителя — ребенка «не от мира сего», совпадая с просветитель­ской антропологией, оказываются противоположными христианской философии.

Abstract

The novel by the famous Soviet science fiction writer is analysed in the context of evangelical allusions and connotations. Biblical references in the text suggest a link between one of the main characters, the boy Astr, and the image of Christ. Although well in line with the anthropology of enlighten­ment, the idea of the salvation of the universe, which is central to the plot of the novel, and the image of the saviour, the child that is ‘not of this world’, are counterposed to Christian philosophy.

Скачать статью

Роль живописи в творчестве Жоржа Перека

Аннотация

Жорж Перек — французский писатель, литературный экспери­ментатор, участник группы УЛИПО, творчество которого характе­ризуется специфическим влиянием живописного искусства. В статье рассматриваются различные виды влияния живописи на сюжетные, стилевые, языковые и структурно-композиционные элементы поэтики Перека. Выделяются и характеризуются три наиболее значимые функ­ции изобразительного искусства в прозе писателя: сюжетообразующая, формообразующая и концептуально-стилистическая.

Abstract

Georges Perec is a French author, literary experimenter, and member of the Oulipo group, whose works are strongly influenced by pictorial art. This paper explores various ways in which pictorial art affects the plots, style, lan­guage, structure, and composition of Perec’s poetics. It is argued that the three most important functions of visual art in Perec’s prose are plot-forming, structural, and conceptual-stylistic ones.

Скачать статью

Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья вторая

Аннотация

Сопоставительное рассмотрение двух авторских версий сюжета об Орфее и Эвридике — рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975) и «Хипхоперы: Орфей & Эвридика» (2018) — показывает, как в произве­дениях современной массовой культуры происходит реактуализация и деконструкция античного мифологического претекста, который ста­новится основой для эстетической легитимации рок- и рэп-текстов и включения их в «большой» культурный контекст. Исследуются формы репрезентации двойственной семантики Орфея как архетипического образа поэта и музыканта, мотивные комплексы соблазнения / совраще­ния и продажи души. Устанавливается, что миф, воспринимаемый как единый источник смыслов и сюжетов, дает музыкально-поэтической культуре ХХ и начала ХХI в. возможность эксплуатировать глубинные уровни мифологической метасистемы и на их основании выстраивать новые культурные мифологии, преломляя традиционные модели мифо­мышления сквозь призму актуальных социокультурных контекстов.

Abstract

A comparison of two original versions of the legend of Orpheus and Eu­rydice, the rock opera Orpheus and Eurydice (1975) and A Hip-Hopera: Orpheus & Eurydice (2018), shows how contemporary mass culture revives and deconstructs the ancient mythological pre-text, which lays a foundation for aesthetic legitimation of rock and hip-hop lyrics and their inclusion in a greater cultural context. The study explores the forms of representation of Or­pheus’s dual semantics as the archetypical poet and musician as well as of the general motifs of temptation/seduction and selling one’s soul. It is established that, perceived as a single source of meanings and plots, the myth encourages the musical and poetical culture of the 20th/early 21st centuries to exploit deep­er levels of the mythological metasystem and to build new cultural mytholo­gies. Contemporary artists transform the traditional models of mythical think­ing, having placed them into current sociocultural contexts.

Скачать статью

Януш Гловацкий вчера и сегодня

Аннотация

Статья посвящена последней, посмертно изданной книге эссеисти­ки Януша Гловацкого «Бессонница во время карнавала». Подробно рас­сматриваются тексты из этой книги, опубликованные в русском пере­воде. Они характеризуются в сопоставлении с эссе, входящими в дру­гую, близкую в жанровом отношении книгу Гловацкого — «Из головы». Творчество Гловацкого Анализируется в контексте истории Европы ХХ в. — от Второй мировой войны до наших дней — в связи с биогра­фией, мировоззрением, идеологией автора, его эстетикой и поэтикой.

Abstract

This article is devoted to the last, posthumously published, book by Ja­nusz Głowacki – the collection of essays Bezsenność w czasie karnawałui. The focus is on the texts that were translated and published in Russian. They are compared to essays comprising another book by Głowacki, Z głowy, which resembles Bezsenność in terms of genre. The works of the author are considered in the context of 20th-century European history from World War II to the present day as well as of Głowacki’s biography, worldview, ideology, aesthetics, and poetics.

Скачать статью

Педагогика и психология

Карьера педагогических работников в сфере общего образования: проблемы, тенденции, противоречия

Аннотация

Рассматриваются актуальные проблемы карьерного роста педаго­гических работников общеобразовательной организации в условиях реа­лизации национального проекта «Образование». Авторы анализируют роль учителя и инновационные взгляды на его профессиональную ком­петентность, выделяют и описывают этапы и условия построения ка­рьеры и продвижения педагогических работников по вертикальной и го­ризонтальной карьерной лестнице.

Abstract

This article considers career advancement opportunities of teaching staff in the framework of the Education national project. The role of the teacher and an innovative vision of the teacher’s professional competency are analysed. The stages of teaching career are identified and described alongside conditions for career advancement and movement up and along the career ladder.

Скачать статью

Пути совершенствования soft skills — модели обучения топографической анатомии и оперативной хирургии

Аннотация

Цель исследования — разработка новых путей совершенствования soft skills обучения и изучения топографической анатомии и оператив­ной хирургии. Одной из ключевых задач современного — особенно меди­цинского — профессионального образования становятся компетенции по осуществлению профессиональной деятельности с созданием так называемых предметных знаний. Однако в повседневной медицинской практике этого недостаточно — для динамичного развития студен­там необходимо овладеть универсальными компетенциями. Для разра­ботки новой модели изучения предмета сначала необходимо было выяс­нить отношения студентов к существующей оценке знаний.
Было проведено анкетирование 270 учащихся с целью выяснения их отношения к те­стированию, заполнению электронных анатомических карт и возмож­ному совершенствованию образовательного процесса пу­тем решения ситуационных задач по клинической анатомии с помощью интерак­тивных анатомических 3D-атласов и внедрению элементов ди­станци­онного обучения. Полученные результаты показали, что обще­принятые тестовые системы контроля не приводят к улучшению ре­зультатов и не способствуют сохранению выживаемости знаний. Напротив, запол­нение электронных анатомических карт статистиче­ски достоверно улучшает восприятие и изучение предмета. Решение в команде ситуа­ционных задач по клинической анатомии с помощью ин­терактивных анатомических 3D-атласов, изучение и овладение хирур­гическими навыками в составе операционной бригады с обязательной сменой ролей существенно повысит мотивацию и быстрее сформирует основы кли­нического мышления путем рационального сочетания эле­ментов hard и soft skills.

Abstract

This article focuses on new ways to improve soft-skills training as well as to teach topographic anatomy and operative surgery. A key objective of con­tem­porary professional education, particularly, that in medicine, is to build pro­fessional and discipline-specific competencies. This, however, is not suffi­cient for day-to-day medical practice. To develop as professionals, students need so-called universal competencies. Before constructing a new model of studying a discipline, it was im­portant to know what students thought of current methods of knowledge as­sessment. Two hundred seventy students were surveyed to explore their atti­tudes to testing, working with digital anatomical maps, and a possible im­provement of the training process by using interactive 3D anatomical atlases and distance learning elements in studying clinical anatomy cases. The find­ings suggest that traditional assessment methods neither improve academic performance nor contribute to «knowledge longevity». Using digital anatomi­cal maps, however, is positively associated with better knowledge of the disci­pline. Teamwork on clinical anatomy cases while employing interactive 3D anatomical atlases, learning surgical skills as part of a surgical team, and role reversal increase motivation and build the foundations of new clinical think­ing based on a rational combination of hard and soft skills

Скачать статью

Рецензия