Вестник БФУ им. И. Канта

Текущий выпуск

Лингвистика

Лингвопрагматические особенности реализа­ции речевого акта угрозы в политическом дискурсе Германии и Испа­нии

Аннотация

Угроза является одним из наиболее эффективных способов воздей­ствия на поведение человека, поскольку напрямую затрагивает его лич­ные интересы. В зависимости от рассматриваемого контекста угроза принима­ет различные формы, которые могут расходиться с традици­онными пред­ставлениями о ее структуре и различных языковых марке­рах, используемых для ее реализации. В современном политическом дис­курсе, который в большой степени определен разного рода условностями и нормами, отмечается частое использование угрозы. Подобное обо­ст­ре­ние коммуника­ции может быть связано с различными социоэкономи­ческими проблемами, а также с конфликтами на геополитическом уровне. Данная работа посвящена анализу форм реализации речевого акта угрозы в политическом дискурсе двух европейских стран: Герма­нии и Испании. Производится попытка устано­вить определенные сход­ства, а также выявить структурные отличия в реа­лизации речевого акта угрозы политиками указанных стран на лексико-грам­ма­тическом и прагматическом уровнях. Материалом исследования явились 66 речей немецких и испанских политиков, а именно А. Гауланда, А. Вайдель, М. Рахоя и И. Мендеса де Виго.

Abstract

The threat is one of the most effective ways to influence an interlocutor’s be­havior because it directly affects his or her personal interests. De­pending on the con­text, a threat may take various forms, which can be at odds with the traditional idea of both the structure of a threat and its linguistic markers. Threats are frequently used in contemporary po­litical discourse, which is gov­erned by norms and conventions. The radicaliza­tion of communication is a re­sult of social and economic problems as well as geopo­litical conflicts. This pa­per analyses what forms the speech act of threat can take in the political dis­courses of two Europe­an countries: Germany and Spain. It attempts to identi­fy similarities and structural differences in the realization of speech acts of threat at the lexical, grammatical, and pragmatic levels by politicians in these countries. The study relies on sixty-six speeches of German and Spanish poli­ticians: Alexander Gauland, Alice Weidel, Mariano Ra­joy, and Íñigo Méndez de Vigo.

Скачать статью

Мотивированность нарушений языковой нормы в ан­глийском политическом дискурсе

Аннотация

Мотивированность языковых нарушений рассматривается в рам­ках ре­чевого воздействия в пространстве английского политического дискурса. Це­лью исследования является определение лингвистических факторов, влияю­щих на развитие семантического содержания языковых аномалий, мотивиру­ющих их употребление в публичной речи. В ре­зультате исследования уста­новлено, что способность языковых откло­нений приобретать и реализовы­вать в дискурсивном пространстве со­путствующие стилистические и прагматические значения усиливает их смысловое содержание, выразитель­ность и эмоциональность, что со­здает условия для функционирования ано­малий в политическом тексте в качестве экспрессивных стилистических средств с высоким прагма­тическим потенциалом воздействия на адресата. В заключение делает­ся вывод о том, что языковые нарушения, придавая поли­тической речи особую живость и выразительность, привлекают внимание слушате­лей, возбуждают эмоции, заставляют задумываться и следовать за­мыслу оратора.

Abstract

This article considers motives behind the breaking of language norms in persuasion in the space of English political discourse. The study aims to de­termine the linguistic factors influencing the development of the semantic content of language anomalies and encouraging the use of the latter in public speech. The study found that the ability of linguistic deviations to acquire and convey relevant stylistic and pragmatic meanings in the discourse space en­hanced the semantic content, ex­pressiveness, and emotionality of these mean­ings. All this creates conditions for anomalies to function in political texts as expres­sive stylistic means that have a high potential for pragmatic impact on the addressee. It is concluded that, in giving political speech special liveliness and expressiveness, language-norm-breaking attract the attention of listeners, arouse their emotions, and make them think and embrace the intent of the speaker.

Скачать статью

Вставные конструкции как маркер актуализации иронии в произведениях Н. В. Гоголя : прагматический аспект

Аннотация

Ирония рассматривается как самостоятельная текстовая катего­рия, со­держащая в себе авторскую оценку и служащая реализации праг­матических установок автора в художественном тексте. Определяют­ся потенциал и функции вставных конструкций как синтаксического маркера актуализации иронии в произведениях Н. В. Гоголя, выявляют­ся оценочные категории, в которых реализуются прагматические уста­новки автора.

Abstract

This article considers irony as an independent textual category contain­ing the author’s judgement and facilitating the expression of the author’s pragmatic attitudes in a literary text. The study investigates the potential and functioning of parenthesis structures as syntactic markers of irony in Niko­lai Gogol's works. The assessment categories used to express the pragmatic at­titudes of the author are identified.

Скачать статью

Просодические средства реализации модально-оценоч­ных значений в портретных интервью

Аннотация

На материале публицистического жанра портретного интервью рас­сматриваются способы выражения модально-оценочных значений до­стоверно­сти / недостоверности, желания / возможности / долженство­ва­ния, реализую­щихся посредством интонации. Выявляется роль просо­дической вариативно­сти в выполнении прагматических задач указанно­го жанра.

Abstract

Using texts of the journalistic genre of portrait interview, this article considers the ways to express the evaluative modal meanings of veraci­ty/falsity and willing­ness/possibility/obligation by the medium of intonation. The study identifies the role of prosodic variation in achieving the pragmatic objectives of the mentioned genre.

Скачать статью

Коды культуры в топонимии Рославльского района Смо­ленской области

Аннотация

В русле лингвокультурологических исследований рассмотрен вопрос об информативном поле имен собственных, в частности топонимов. Объ­ектом послужили ойконимы — официальные названия сельских по­селений Рославльского района Смоленской области, одного из главных в регионе. Анализ 314 названий проведен в контексте описа­ния кодов культуры, основой которых являются различные фрагменты окру­жающей действительности. Цель работы — выявить и охарактеризо­вать коды культуры, реализующиеся в системе ойконимов рассмотрен­ной территории. Процесс создания имен собственных показан как осо­бый тип кодирования обширной историко-культурологической и наци­онально-специфической информации с помощью ономастических мар­керов, в частно­сти основ ойконимов. Рассмотрены различные класси­фикации топо­нимических кодов культуры, на основе которых состав­лена адекватная со­бранному эмпирическому материалу. В соответ­ствии с авторской класси­фикацией кодов культуры проанализированы ойконимы выбранной террито­рии в качественно-количественном осве­щении.

Abstract

In the framework of cultural linguistics, this article explores the informa­tional field of proper names, specifically, toponyms. The study focuses on oeconyms, in particular, the official names of villages in one of the Smolensk region’s most important districts – Roslavl. A total of 314 names were ana­lysed to describe relevant cultural codes, which are based on various frag­ments of reality. The purpose of this work is to identify and characterise the cultural codes that are embedded in the oeconyms of the study area. Proper-name creation is interpreted as a special instance of the encoding of extensive historical, cultural, and national-specific information, using onomastic mark­ers (in particular, the stems of oeconyms). Various classifications of toponym­ic cul­tural codes are considered, and a typology best describing the compiled empirical material is proposed. In accordance with this classification, a quali­tative and quantitative analysis of the oeconyms of the study area is carried out.

Скачать статью

Параметризация текстов документов как способ жанровой идентификации

Аннотация

Создание корпуса исторических документов требует выработки крите­риев их научной оценки по ряду признаков — параметров жанра, которые позволят структурировать текстовый массив и представить его в элек­тронно-поисковой среде. Важным признаком является жанро­во-видовая принадлежность доку­ментного текста, которая устанавли­вается прежде всего по совокупности реквизитов. Однако в силу того что в исторических документах реквизиты не всегда выделены из тек­ста, маркерами параметров жанра могут послу­жить речевые формулы, выполняющие их функцию. В статье предлагаются параметры жанра − «название документа», «ад­ресант», «адресат», «дата создания доку­мента», «место создания докумен­та» − и показывается возможность их применения к документному тексту на примере исторических регио­нальных документов − сообщений и известий, которые входят в фонд документов XVIII в. канцелярий Войска Донского «Михайловский ста­ничный атаман».

Abstract

The creation of a corpus of historical documents requires developing cri­teria for the scientific evaluation of the former based on a number of genre pa­rameters that make it possible to structure a text array and present it in an electronic search environment. An important feature is the genre and type of a documentary text, which are established using a set of elements essential to documents. Since in histor­ical documents these elements are not always highlighted in the text, the marker of the genre can be speech formulas performing the same function. This article proposes the following parameters of the genre: document ti­tle, addressee, the date of the document, the place of the document. Their ap­plication to documentary texts is demonstrated using regional historical doc­uments – messages and reports comprising the 18th-century document collec­tion of the Mikhaylovsky Stanitsa Ataman executive office of the Don Cossack Host

Скачать статью

Литературоведение

Феномен серийной музыки в малой прозе С. Беккета

Аннотация

Малая франкоязычная проза Беккета рассматривается сквозь призму философских и эстетических установок модернизма в музыке. Отказ доде­кафонистов от опоры на основной тон, вызванный стремле­нием выйти за пределы традиционного звукового семиозиса, может быть осмыслен по анало­гии со стремлением автора преодолеть «словес­ный фетиш». Проведенное ис­следование позволяет сделать выводы об общности художественных систем Беккета и нововен­цев / нео­клас­сицистов — от работы с паттернами, напо­минающими как по своей форме, так и по создаваемому ими эффекту при­нятые в серийной му­зыке, до ощущения «семиотического хаоса», возникающе­го при мыслен­ной артикуляции текстов Беккета. При этом эффект «се­ман­ти­ческого хаоса» может быть сопоставлен с «неблагозвучием», по­рожда­емым атональной музыкой, а тексты Беккета, лишенные правил син­таксиче­ской организации, — с нотными текстами додекафониче­ских произведений, изобилующими знаками альтерации.

Abstract

This article considered Beckett’s French short stories through the prism of philosophical and aesthetic foundations of modernist music. The rejection of tonal hierarchies by dodecaphonists to transcend the limits of the traditional sonic semiosis can be compared to Beckett’s aspiration to go beyond the ‘fetish’ of words. The study emphasizes similarities between the creative systems of Beckett and the Second Viennese School/neoclassicists. The commonalities range from the work with patterns, which operate very similarly to dodeca­phony in both form and effect, to the impression of the ‘semiotic chaos’ arising when Beckett's texts are mentally articulated. The effect of ‘semantic chaos’ can be compared with the ‘cacophony’ of atonal music and Beckett’s texts, which are devoid of syntactic hierarchy, with dodeca­phonic pieces abounding in accidentals.

Скачать статью

Обыватель в художественном мире Александра Галича

Аннотация

Александр Галич, один из классических представителей авторской песни, создал галерею социально-психологическитх типов, среди кото­рых заметное место принадлежит образу советского обывателя. В проблемном фокусе статьи — мотив смерти / бессмертия как ком­понент сюжета, описывающего судьбу «маленького человека» в поэзии Галича. Определяется место обывателя в галичевской худо­жест­венной характерологии, намечается классификация обывательских типов, описываются основные мотивы их сюжетного воплощения. Советский «маленький человек» рассматривается в структурном контексте ху­дожественного мира Галича, в связи с его онтологией, антропологией и художественной философией.

Abstract

Alexander Galich, a prominent singer-songwriter, built a gallery of socio-psychological types, central to which was the image of the ordinary Soviet per­son. This article focuses on the motif of death/immortality as a plot component describing the fate of a small person in Galich’s poetry. The place of the ordi­nary person in Galich’s creative ‘characterology’ is identified. The ground­work for a classification of the ordinary person types is laid and key motifs of plots introducing the types are described. The Soviet small person is consid­ered in the structural context of Galich’s fictional world in view of his ontolo­gy, anthropology, and creative philosophy.

Скачать статью

Образ зеркала как смысловой центр сборника рассказов Нила Геймана «Дым и зеркала»

Аннотация

Рассказы Нила Геймана из сборника «Дым и зеркала» рассматрива­ются в контексте общекультурной семантики зеркала как символа. Цель статьи состоит в том, чтобы выяснить основные функции обра­за зеркала в рассказах Нила Гей­мана и выявить систему параллельных образов, ассоциативно связанных с зеркалом и зеркальностью. Согласно выводам исследования, образ зеркала явля­ется сквозным в рассматрива­емом сборнике рассказов, где его симво­лика варьируется в диапазоне от предмета, позволяющего творить иллюзии, до магического артефакта, помогающего видеть истину. Сопутствующий зеркалу образный ряд связан с мотивами серебра и изделий из него.

Abstract

The short stories from Neil Gaiman’s collection Smoke and Mirrors are considered in the context of the cultural tradition of under­standing the sym­bolism of the mirror. The article aims to determine the main functions of the mirror in Gaiman's texts and describe the system of parallel images associated with the mirror and the reflection. The study concludes that the image of the mirror runs through the collection of stories, whereas its symbolism ranges from an object used in creating illusions to a magical artefact helping to see the truth. The images that accompany the mirror are linked to the motifs of silver and silverware.

Скачать статью

«Остров Цейлон» Н. Кононова: поэтика мистификации

Аннотация

Рассказ «Остров Цейлон» Н. Кононова был впервые опубликован под име­нем Александра Чехова (брата А. П. Чехова). В статье рассматрива­ется ав­торская стратегия литературной мистификации как опреде­ляющая поэти­ческую природу «Острова Цейлон», специфику его ин­тертекстуальности, стилистическую «настройку». Рассматривается рецептивная природа тек­ста рассказа Н. Кононова, логика формирова­ния авторской маски. Вскрыва­ются конструктивные источники тек­ста, которыми оказываются произве­дения А. П. Чехова — «Записные книжки», «Дневники» и книга «Остров Са­халин».

Abstract

Nikolai Kononov first published his story ‘Ceylon Island’ under the pen-name Alexander Chekhov (the name of Anton Chekov’s brother). This article explores the author’s literary mystification strategy as an element central to the poetic nature of ‘Ceylon Island’, its intertextuality, and its stylistic ‘set­tings’. The receptive nature of the text of Kononov’s story and the logic behind the creation of the author’s mask are considered. The structural sources of the text are revealed to be Chekhov’s Notebooks, Diaries, and Sakhalin Island.

Скачать статью

Педагогика и психология

Англосаксонские традиции в системе образования: образо­вание как коммерческое предприятие

Аннотация

Начиная с 90-х гг. XX в., особенно после вступления России в Бо­лонский процесс в 2003 г., российское образование заимствует ключевые черты американской образовательной системы, признавая ее более эф­фек­тивной по сравнению с советской. При этом российские реформа­торы зача­стую не учитывают кардинальные различия социокультур­ных процессов в двух странах. Чтобы разобраться в том, насколько це­лесообразно заимствование и ко­пирование как отдельных характери­стик американской системы образования в России, так и целей и задач, ставящихся перед отечественным образованием, необходимо проанали­зировать имеющуюся литературу и выделить основные черты амери­канской системы образования, а также проследить исто­рию их возник­новения и фор­мирования в американской педагогической культуре. Настоящая статья рас­сматривает одну из основных тради­ций в обра­зовательной системе США, а именно «рыночноподобность» сферы обра­зования. Кроме того, предпринимается попытка историче­ского анализа традиций в системе аме­риканского образования, просле­живается раз­витие и становление рыночно ориентированного образова­ния, а также приводится критика рассматривае­мой характеристики, данная специ­алистами в области американского обра­зования. В резуль­тате прове­денного анализа автор приходит к выводу о том, что если для амери­канской культуры отношение к образованию как к бизнесу, коммерциа­лизация образования исторически обусловлены, хотя и часто критику­ются специалистами, то копирова­ние и внедрение подобной характери­стики в российскую систему образования может привести к ее необра­ти­мым негативным изменениям.

Abstract

Since the 1990s, especially after Russia joined the Bologna Process in 2003, Russian education has been adopting the key features of the US educa­tional system, having acknowledged its greater efficiency in comparison to the Soviet one. Russian reformers, however, often overlook the substantial socio-cultural differences between the two countries. To understand whether it is prudent to adopt and copy in Russia either selected features of the US educa­tional system or its goals and objectives, it is necessary to analyse the litera­ture, to identify the key characteristics of the US educational system, and to track their evolution in the US pedagogical culture. This article examines a major tradition in the US education system — market-like behaviour. An at­tempt is made to analyse the historical background of traditions in US educa­tion and its market orientation. The study considers the critique of the latter feature by specialists in American education. It is concluded that, whereas the treatment of education as business and the commercialisation of education are historically inherent in US culture, copying and adopting these practices in Russia may cause irreversi­ble damage.

Скачать статью

Инновационный под­ход к повышению финансовой грамотности студентов неэкономиче­ских специальностей вузов

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения финансовой грамотности сту­дентов неэкономических специальностей вузов. Проанализированы действующие отечественные и зарубежные практики дистанционного обуче­ния в области финансовой грамотности в вузах. Предложен инно­вационный подход к организации обучения студентов неэкономических специальностей вузов в формате дистанционного курса «Деньги и управление ими» с исполь­зованием геймификации. Описаны результа­ты разработки и внедрения ди­станционного курса в учебный процесс Балтийского федерального универси­тета им. И. Канта.

Abstract

This article explores the enhancement of financial literacy in non-economics students. Current national and international practices of distance learning focusing on financial literacy are analysed. The study proposes an innovative approach to teaching the Money and Money Management gami­fied distance-learning course to non-economics students. The results of course development and implementation at the Immanuel Kant Baltic Federal Uni­versity are described.

Скачать статью