Вестник БФУ им. И. Канта - Филология, педагогика, психология

Текущий выпуск

Языкознание

Некоторые аспекты внутрикатегориальных связей аксиологической и ситуативной модальности (на материале соматических фразеологизмов русского языка)

Аннотация

Освещается вопрос об особенностях репрезентации в русском фразеологическом пространстве различных значений ситуативной и аксиологической модальности, а также рассматриваются некоторые аспекты внутрикатегориальных связей между видами субъективной модальности. Материалом для исследования послужили 154 устойчивых сочетания с «телесной» лексикой, полученные методом сплошной выборки из авторитетных лексикографических изданий, а именно: Большого фразеологического словаря русского языка под редакцией В. Н. Телия, Фразеологического словаря русского литературного языка А. И. Федорова и Историко-этимологического словаря русской фразеологии А. К. Бириха, В. М. Мокиенко и Л. И. Степановой. В ходе работы также были проанализированы контекстные варианты употребления заявленных фразеологизмов в художественных и публицистических текстах, включенных в состав Национального корпуса русского языка. Демонстрируется способность образных выражений с соматическими компонентами формировать модальный контекст и выражать как частные ситуативные значения субъективной модальности (возможности / невозможности, желательности, необходимости и др.), так и различные аспекты аксиологической модальности, напрямую связанной с ценностной картиной мира русского народа. Особое внимание уделено анализу тех оттенков модальных смыслов, которые в устойчивых сочетаниях накладываются друг на друга и находятся в мотивированных взаимосвязанных отношениях.

Abstract

This article addresses the features of representing various meanings of situational and axiological modality in the Russian phraseological space and examines certain aspects of intracategorical connections between types of subjective modality. The research material comprises 154 stable combinations with “bodily” lexicon, obtained through continuous sampling from authoritative lexicographic sources, namely: the Great Phraseological Dictionary of the Russian Language edited by V. N. Telia, the Phraseological Dictionary of the Russian Literary Language by A. I. Fedorov, and the Historical-Etymological Dictionary of Russian Phraseology by A. K. Birikh, V. M. Mokienko, and L. I. Stepanova. Additionally, contextual variants of the usage of the stated phraseologisms in artistic and journalistic texts included in the Russian National Corpus were analyzed. The study demonstrates the ability of figurative expressions with somatic components to form a modal context and express both specific situational meanings of subjective modality (possibility / impossibility, desirability, necessity, etc.) and various aspects of axiological modality, which are directly related to the value picture of the world of the Russian people. Special attention is paid to the analysis of those shades of modal meanings that overlap and are in motivated interrelated relationships in stable combinations.

Скачать статью

Особенности функционирования грифонимов в текстах англоязычных фэнтезийных видеоигр

Аннотация

Освещаются результаты исследования совокупного функционала номинаций фэнтезийных персонажей англоязычных видеоигр. Вводится релевантное для данных номинаций понятие «грифоним», под которым предлагается понимать квазиантропонимы существ высшей степени фикциональности, обладающие одно- или многокомпонентным структурным составом и соотносящиеся с внешним видом, уникальными характеристиками, социальной ролью, деятельностью и происхождением фэнтезийного персонажа, наделенного отдельными антропоморфными чертами. С учетом характера деятельности носителей грифонимов устанавливается, что помимо универсальной номинативной функции грифонимы в сопроводительных текстах видеоигр жанра фэнтези выполняют функцию передачи информации о специфических качествах персонажа (внешний вид, способности, стадия эволюции и др.), функцию передачи информации о месте обитания персонажа или фэнтезийных локациях и функцию репрезентации референциальной соотнесенности грифонимов с реальной действительностью. Констатируется полифункциональный характер грифонимов, предполагающий одновременное выполнение этими номинациями двух и более функций в фэнтезийном дискурсе. Формулируется вывод о значимости функционирования грифонимов в моделировании фэнтезийных реальностей, намечаются перспективы дальнейшего развития исследования.

Abstract

The article highlights the results of a study on the cumulative functionality of fantasy character nominations in English-language video games. The relevant term “grifonym” is introduced for these nominations, proposed to denote quasi-anthroponyms of beings with a high degree of fictionality, possessing a one- or multi-component structural composition and relating to the appearance, unique characteristics, social role, activities, and origin of a fantasy character endowed with certain anthropomorphic traits. Considering the nature of the activities of grifonym bearers, it is established that, in addition to the universal nominative function, grifonyms in the accompanying texts of fantasy genre video games perform the function of conveying information about the specific qualities of the character (appearance, abilities, stage of evolution, etc.), the function of conveying information about the character’s habitat or fantasy locations, and the function of representing the referential correlation of grifonyms with real-world reality. The polyfunctional nature of grifonyms is noted, implying the simultaneous performance of two or more functions in the fantasy discourse. A conclusion is drawn about the significance of grifonym functionality in modeling fantasy realities, and prospects for further research development are outlined.

Скачать статью

Рассказ «Трус» В.М. Гаршина и повесть «Иго войны» Л.Н. Андреева: лингвостилистический анализ

Аннотация

Исследователи творчества Л. Н. Андреева сходятся во мнении, что на художественные методы первого экспрессиониста в русской прозе существенное влияние оказало творчество В. М. Гаршина. С учетом этой преемственности в статье сопоставляются тексты рассказа Гаршина «Трус» и повести Андреева «Иго войны». Цель исследования — выявить схожие черты идиостилей «предтечи экспрессионизма» и «певца ужасов и кошмаров», при этом учитывается функционирование средств выражения семанти­ки интенсивности, что позволяет расширить представление об эволюции и трансформации такого уникального для русской литературы направления, как экспрессионизм. С опорой на тексты произведений демонстрируются схожие приемы раскрытия темы войны, ставшие связующим звеном творческого диалога двух писателей — представителей разных поколений отечественной литературы. Сделан более частный вывод об изменении восприятия войны Л. Н. Андреевым при установлении связей позднего рассказа «Иго войны» с экспрессионистской повестью 1904 г. «Красный смех».

Abstract

Researchers of L. N. Andreev’s work agree that the artistic methods of the first expressionist in Russian prose were significantly influenced by the work of V. M. Garshin. Taking this continuity into account, the article compares the texts of Garshin’s story Coward and Andreev’s novella The Yoke of War. The aim of the study is to identify similar features in the idiolects of the “forerunner of expressionism” and the “singer of horrors and nightmares”, while considering the functioning of means expressing the category of intensity. This approach allows for an expanded understanding of the evolution and transformation of such a unique direction in Russian literature as expressionism. Drawing on the texts of the works, the article demonstrates similar techniques in the depiction of the theme of war, which became the connecting link in the creative dialogue between the two writers, representing different generations of Russian literature. A more specific conclusion is made about L. N. Andreev’s changing perception of war by establishing connections between the late story The Yoke of War and the 1904 expressionist novella Red Laughter.

Скачать статью

Литературоведение

Роль Жана Шаплена в развитии французской литературной теории и критики первой половины XVII века

Аннотация

Основная цель статьи — представить многогранность фигуры Жана Шаплена как крупнейшего французского критика и теоретика литературы первой половины XVII в. Большое внимание уделяется связи Шаплена со своим временем, когда изменя­лись функция литературы и положение литератора, а также его значительному вкладу в становление и закрепление классицистической эстетики на национальной почве. В статье ставится вопрос о роли критика в развитии словесности и его влиянии на формирование эстетического вкуса, его посредничестве между автором и зрительской / читательской аудиторией, а также о характере требуемой временем политизации литературного творчества, об отношении творца и власти. Тексты Шаплена рассматриваются в их единстве, что позволяет проследить развитие направляющих идей и углубление основополагающих для его теоретизирования понятий, таких как «правдоподобие», «вкус», «приличие», «польза», «нравственность», «образованность», «мода», «ясность», «новизна», получающих смысловое усложнение в соответствии с их использованием применительно к разным — фикциональным и нефикциональным — жанрам. На примере отдельных сочинений Шаплена прослеживается характер развертывания его критико-теоретического дискурса, являющийся отражением принципа эстетико-философского мышления французского классицизма в целом.

Abstract

The main objective of the article is to present the multifaceted figure of Jean Chapelain as the foremost French critic and literary theorist of the first half of the 17th century. Significant attention is given to Chapelain’s connection with his time, during which the function of literature and the position of the writer were evolving, as well as his substantial contribution to the establishment and consolidation of classicist aesthetics on a national level. The article addresses the critic’s role in the development of literature, his influence on the formation of aesthetic taste, his mediation between the author and the audience, and the nature of the political engagement in literary creativity demanded by the time, as well as the relationship between the creator and power. Chapelain’s texts are examined in their entirety, allowing for the tracing of the development of guiding ideas and the deepening of fundamental concepts in his theorizing, such as “verisimilitude”, “taste”, “decorum”, “utility”, “morality”, “erudition”, “fashion”, “clarity”, and “novelty”, which gain semantic complexity depending on their application to different — fictional and non-fictional — genres. Through the analysis of specific works by Chapelain, the article traces the nature of the unfolding of his critical-theoretical discourse, reflecting the principle of aesthetic-philosophical thinking of French classicism as a whole.

Скачать статью

Дж.Р.Р. Толкин и К.С. Льюис в поисках критерия художественности

Аннотация

На материале литературоведческих трудов, эссе и художественных текстов знаменитых английских филологов и писателей ХХ в. Клайва Стейплза Льюиса и Джона Рональда Руэла Толкина рассматривается эстетический аспект их художественных поисков. В частности, прослеживается вектор поиска критерия художественности в трудах этих авторов. Актуальность работы определяется тем, что критерий художественности литературного текста, на наш взгляд, является основополагающей категорией литературоведения, позволяющей провести необходимую границу между текстами, относящимися к литературе как таковой, и псевдолитературой. Именно он позволяет в конечном счете определить предмет изучения литературоведения как науки, поскольку наука о литературе изучает не всякий письменный текст, в котором присутствует вымысел, но текст художественный. Цель нашей статьи — разобраться в том, что понимали под художественностью Дж. Р. Р. Толкин и К. С. Льюис — вдохновлявшие друг друга коллеги и друзья, создавшие литературное товарищество инклингов, и какие критерии художественности они смогли выработать.

Abstract

The article examines the aesthetic aspect of the artistic pursuits of famous English philologists and writers of the 20th century, Clive Staples Lewis and John Ronald Reuel Tolkien, based on their literary-critical works, essays, and fictional texts. In particular, the article traces the search for a criterion of artistry in the works of these authors. The relevance of this study is determined by the belief that the criterion of artistry in a literary text is a fundamental category of literary studies, allowing for the necessary distinction between texts that belong to literature as such and pseudo-literature. This criterion ultimately defines the subject of literary studies as a science, since the science of literature does not study just any written text containing fiction, but rather artistic texts. The purpose of this article is to understand what J. R. R. Tolkien and C. S. Lewis — colleagues and friends who inspired each other and formed the literary fellowship of the Inklings — meant by artistry and what criteria of artistry they were able to develop.

Скачать статью

Михаил Анчаров и поэзия Маяковского

Аннотация

Ставится проблема творческого восприятия поэзии Маяковского в лирике поэта, барда Михаила Анчарова (1923—1990). Анчаровское поэтическое поколение, формировавшееся в 1930—1940-е гг., испытало на себе сильное влияние классика советской литературы. В лирике Анчарова влияние Маяковского (более всего — его раннего творчества) проявляется на различных уровнях: на уровне характера лирического героя — независимого и экспрессивного, особенно в любви («Пыхом клубит пар…», «Цыганочка»), в урбанистических мотивах, теме трагической затерянности человека в огромном городе («Песня о низкорослом человеке…»), в антимещанской теме («Антимещанская песня», «Рынок»), обнаруживающей у Анчарова свою неоднозначность, а также на уровне отдельных тем и мотивов (социальная и расовая несправедливость в «мире капитала»; лирический герой и «ледяная» земля, за которую он воюет). Анчаров не раз упоминает имя Маяковского, цитирует его стихи и высказывания о творчестве в своей прозе и в интервью.

Abstract

The article addresses the issue of the creative reception of Mayakovsky’s poetry in the lyrics of the poet and bard Mikhail Ancharov (1923—1990). The poetic generation of Ancharov, which was formed in the 1930s and 1940s, was strongly influenced by the classic of Soviet literature. In Ancharov’s lyrics, the influence of Mayakovsky (especially his early works) manifests at various levels: at the level of the lyrical hero’s character — independent and expressive, particularly in love (“Pykhom klubit par...” (Steam Billows...), “Tsyganochka” (The Gypsy Girl)); in urban motifs, the theme of a person’s tragic lostness in a huge city (“Pesnya o nizkoroslom cheloveke...” (Song of the Short Man)); in the anti-bourgeois theme (“Antimeshchanskaya pesnya” (Anti-Bourgeois Song), “Rynok” (Market)), which reveals its ambiguity in Ancharov’s work; as well as at the level of individual themes and motifs (social and racial injustice in the “world of capital”; the lyrical hero and the “icy” land for which he fights). Ancharov frequently mentions Mayakovsky’s name, quotes his poems, and comments on his statements about creativity in his prose and interviews.

Скачать статью

Педагогика и психология

Трансдисциплинарность как механизм образовательных инноваций: обобщение опыта педагогической деятельности

Аннотация

В силу относительно недавнего возникновения феномена трансдисциплинарности в образовательной сфере механизмы инноваций, философской основой которых она является, остаются недостаточно изученными. Цель данной статьи — представить систематизированный опыт, в котором трансдисциплинарность выступает как механизм образовательных инноваций и способствует достижению образовательных результатов нового качества или получению более надежных, удобных, функциональных педагогических разработок. Представлены результаты разработки технологии обучения будущих педагогов созданию трансдисциплинарных образовательных продуктов. Выделены и описаны основные приемы разработки трансдисциплинарных образовательных продуктов: цифровизация традиционных или имеющихся дидактических средств, применение новейших достижений науки для получения нового качества образовательного результата в педагогической практике, использование теории оптимальности, метода «проб и ошибок», а также внедрение общенаучных подходов в образовательную практику. Представленный в статье опыт может способствовать развитию студенческих педагогических стартапов, улучшению качества инноваций в образовании.

Abstract

Due to the relatively recent emergence of transdisciplinarity in the educational sphere, the mechanisms of innovations, whose philosophical basis it constitutes, remain insufficiently studied. The aim of this article is to present a systematic experience in which transdisciplinarity serves as a mechanism for educational innovations and contributes to achieving new quality educational outcomes or obtaining more reliable, convenient, and functional pedagogical developments. The results include the development of a training technology for future educators to create transdisciplinary educational products. The main techniques for developing transdisciplinary educational products are identified and described: digitization of traditional or existing didactic tools, application of the latest scientific achievements to obtain new quality educational outcomes in pedagogical practice, application of the theory of optimality, the trial and error method, as well as the implementation of general scientific approaches in educational practice. The experience presented in the article can contribute to the development of student pedagogical startups and improve the quality of innovations in education.

Скачать статью

Культурно-досуговая деятельность как элемент этнокультурного воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования

Аннотация

Анализируются аспекты эффективной организации культурно-досуговой деятельности в рамках этнокультурного воспитания, реализуемого педагогом учреждения дополнительного образования. С опорой на изученные источники выявлены факторы, определяющие актуальность исследования (важность социализации, условия поликультурного мира), отдельно рассматриваются отличительные признаки нескольких видов воспитания (поликультурного, мультикультурного, монокультурного и этнокультурного). Также рассмотрены характеристики культурно-досуговой деятельности, ее задачи, этапы и формы реализации. Описаны основные аспекты организации культурно-досуговой деятельности в рамках проведения этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования (функции, формы, средства, содержание). В результате выявлены факторы, определяющие достижение цели этнокультурного воспитания школьников 6—11 лет (формирование этнической идентичности личности и межкультурной толерантности) посредством участия детей в различных формах культурно-досуговой деятельности.

Abstract

The aspects of effective organization of cultural and leisure activities within the framework of ethnocultural education implemented by a teacher in an additional education institution are analyzed in the article. Based on the studied sources, factors determining the relevance of the research (the importance of socialization, the conditions of a multicultural world) are identified, and distinctive features of several types of education (polycultural, multicultural, monocultural, and ethnocultural) are separately considered. The authors also examine the characteristics of cultural and leisure activities, their tasks, stages, and forms of implementation. The research focuses on the main aspects of organizing cultural and leisure activities within the framework of ethnocultural education in an additional education institution (functions, forms, means, content). As a result, factors determining the achievement of the goals of ethnocultural education for 6—11-year-old students (formation of ethnic identity and intercultural tolerance) through the participation of children in various forms of cultural and leisure activities are identified.

Скачать статью

Реализация принципа обучения на речевых образцах в профильно-ориентированной иноязычной подготовке

Аннотация

Освещается один из ведущих специальных методических принципов профильно-ориентированной иноязычной подготовки — принцип обучения на речевых образцах конкретной предметной области. Представлен теоретический анализ сущности рассматриваемого принципа, его места и роли в системе принципов обучения профильно-ориентированному иностранному языку, описана попытка практической реализации принципа в содержании обучения английскому языку для предметной области «Информационные технологии». Для достижения цели: 1) конкретизируется понятие и сущность речевых образцов конкретной профессиональной сферы; 2) анализируются сходства и различия в использовании терминов «речевой образец», «речевой шаблон», «речевое клише»; 3) определяются специфические условия реализации рассматриваемого принципа в практической педагогической деятельности на занятиях по профильно-ориентированному иностранному языку; 4) описывается последовательность методических и учебных действий в ходе иноязычной подготовки на основе речевых образцов конкретной предметной области; 5) предлагается вариант практической реализации рассматриваемого принципа для целей профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий. В результате исследования сделан вывод об увеличении качества таких показателей иноязычной подготовки, как наглядность, аутентичность, экономичность по времени, функциональность, комплексность (полиаспектность) в ходе формирования профильно-ориентированных речевых навыков и развития речевых умений обучающихся.

Abstract

One of the leading special methodological principles of professionally-oriented foreign language training — the principle of teaching based on speech patterns of a specific subject area — is highlighted. A theoretical analysis of the essence of this principle, its place and role in the system of principles of professionally-oriented foreign language teaching is presented, along with an attempt to practically implement this principle in the content of English language teaching for the subject area “Information Technology”. To achieve the goal: 1) the concept and essence of speech patterns in a specific professional field are specified; 2) similarities and differences in the use of the terms “speech pattern”, “speech template”, “speech cliché” are analyzed; 3) specific conditions for the implementation of the principle in practical pedagogical activities in professionally-oriented foreign language classes are determined; 4) the sequence of methodological and educational actions during foreign language training based on speech patterns of a specific subject area is described; 5) a practical implementation option of the principle for the purposes of professionally-oriented foreign language teaching for students in the field of information technology is proposed. The study concludes that the quality of such foreign language training indicators as visibility, authenticity, time efficiency, functionality, and complexity (multi-aspect nature) is improved in the process of forming professionally-oriented speech skills and developing students’ speech abilities.

Скачать статью

Сопровождение проектной деятельности в вузе с использованием веб-сервиса

Аннотация

Устойчивый интерес к использованию проектного обучения в высшей школе обусловлен необходимостью подготовки студентов к решению реальных задач, а также возможностями проектной деятельности для развития самостоятельности, познавательных и творческих способностей обучающихся. Опираясь на психолого-педагогическую литературу, авторы подчеркивают значение педагогического и организационного сопровождения проектной деятельности студентов. С учетом проектного задания руководитель проектного обучения (преподаватель) формирует проектные команды и в дальнейшем участвует в сопровождении студенческой проектной команды, обеспечивая ее формирование как сплоченного коллектива.

Описана разработанная для Центра организации проектного обучения Череповецкого государственного университета программная платформа сопровождения проектной деятельности — веб-сервис, предназначенный для коммуникации между заказчиком и исполнителем, а также для поддержки работы сотрудника Центра организации проектного обучения на этапах управления проектом: инициации, планирования, управления и контроля. Веб-сервис разработан с привлечением системы управления образовательными электронными курсами Moodle. В нем предусмотрены четыре категории пользователей: администратор, преподаватель (руководитель проектного обучения), студент, внешний заказчик. Данное решение позволяет сопровождать проектное обучение с учетом интересов студентов, руководителей проектного обучения, заказчиков и образовательной организации.

Abstract

The sustained interest in using project-based learning in higher education is driven by the need to prepare students for solving real-world problems and the potential of project activities to develop students’ independence, cognitive, and creative abilities. Based on psychological and pedagogical literature, the authors emphasize the importance of pedagogical and organizational support for students’ project activities. Considering the project assignment, the project learning leader (instructor) forms project teams and participates in supporting the student project team, ensuring its development as a cohesive unit. A software platform for supporting project activities has been developed for the Project Learning Organization Center at Cherepovets State University — a web service designed for communication between the client and the executor, as well as for supporting the work of the Project Learning Organization Center staff at the stages of project management: initiation, planning, management, and control. The web service is developed using the Moodle educational electronic course management system. It includes four categories of users: administrator, instructor (project learning leader), student, and external client. This solution allows for the support of project-based learning, considering the interests of students, project learning leaders, clients, and the educational organization.

Скачать статью

Поиск причин речевых нарушений у детей (перинатальные аспекты)

Аннотация

Речевые нарушения у детей — актуальная проблема современности, в первую очередь потому, что речь является центральной когнитивной функцией. Без нее невозможно развитие других психических процессов, в том числе мышления. Нарушения развития речи у детей могут привести в будущем к трудностям в различных сферах. Этим обусловлена актуальность изучения причин речевых нарушений у детей и анализа факторов, влияющих на их возникновение. Целью исследования стало изучение гендерных различий причин речевых нарушений у детей. Проведены обзор и анализ литературы по проблеме, показавшие, что к числу немаловажных причин речевых нарушений исследователи относят перинатальные факторы. Осуществлен ретроспективный анализ медицинской и педагогической документации детей (n = 300) с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. В результате выявлены возможные факторы риска перинатального периода, влияющие на возникновение речевых нарушений у детей, проведен гендерный анализ этих причин. Учет выявленных факторов риска совместно с ранним выявлением отклонений в психомоторном и речевом развитии ребенка позволит своевременно начинать медикаментозную терапию и коррекционную работу.

Abstract

Speech disorders in children are a current issue of modern times, primarily because speech is a central cognitive function, without which the development of other mental processes, including thinking, is impossible. Speech development disorders in children can lead to difficulties in various areas in the future. This underscores the relevance of studying the causes of speech disorders in children and analyzing the factors influencing their occurrence. The aim of the research was to study the gender differences in the causes of speech disorders in children. A review and analysis of the literature on the problem were conducted. It was found that researchers consider perinatal factors among the significant causes of speech disorders. A retrospective analysis of the medical and educational documentation of children (n = 300) with disabilities, including severe speech disorders, was carried out. As a result, potential risk factors of the perinatal period influencing the occurrence of speech disorders in children were identified, and a gender analysis of these causes was conducted. Taking into account the identified risk factors, along with the early detection of deviations in a child’s psychomotor and speech development, will allow for the timely initiation of medication therapy and corrective work.

Скачать статью