Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Языкознание

Инициатива как вид документа

Аннотация

Статья посвящена выявлению факторов, определяющих документоведческую специфику инициативы. Инициатива характеризуется как документ, направленный на привлечение адресата к решению социально значимого вопроса, убеждение в необхо­димости проводимых в обществе изменений. Анализ текста осуществлен с примене­нием жанрового подхода и использованием методики параметризации с опорой на по­нятие «модель жанра», что позволяет дать его целостное описание, которое учитыва­ет параметры, обусловленные как лингвистическими, так и экстралингвистически­ми факторами. Отмечены специфика модели анализа применительно к документно­му тексту, разновекторный и многоплановый характер связей таких составляющих ее параметров, как «субъекты коммуникации» («адресант» и «адресат»), «функция», «информация», «модальность», «структура», «пространство», «время».

Выделены три уровня иерархии параметров, обусловливающие их значимость как жанрообразующих элементов. Установлено, что особенности параметров первого уровня иерархии — коллективность адресанта и двойственный характер адресата, единство функций инициативы по информированию и воздействию — определяют специфику параметров второго уровня — неоднородную модальность и нерегламен­тированную структуру текста; параметры третьего уровня — «пространство» и «время» — выражены отдельными реквизитами и не являются значимыми для данно­го вида документа.

Охарактеризованы средства речевой репрезентации основных жанрообразующих параметров — «субъекты коммуникации» («адресант» и «адресат)», «функция», «информация», «модальность», «структура».

Abstract

The article is dedicated to identifying factors that determine the documental specificity of an initiative. An initiative is characterized as a document aimed at engaging the addressee in solving a socially significant issue and convincing them of the necessity of societal changes. The analysis of the text is conducted using a genre-based approach and the parameteriza­tion methodology based on the concept of a "genre model," allowing for a comprehensive de­scription that takes into account parameters determined by both linguistic and extralinguistic factors. The specificity of the analysis model concerning documental text is noted, along with the multivector and multilevel nature of relationships among its parameters, such as "com­mu­nication subjects" ("sender" and "receiver"), "function," "information," "modality," "struc­ture," "space," and "time." Three levels of hierarchy of parameters are distinguished, determining their significance as genre-forming elements. It is established that the features of first-level parameters, such as the collectivity of the sender and the dual nature of the receiver, the unity of initiative func­tions in informing and influencing, determine the specificity of second-level parameters — the heterogeneous modality and unregulated structure of the text; third-level parameters — "space" and "time" — are expressed by individual attributes and are not significant for this type of document. The means of speech representation of the main genre-forming parameters, such as "communication subjects" ("sender" and "receiver"), "function," "information," "modali­ty," and "structure," are characterized.

Скачать статью

Микротопонимия смоленско-белорусского приграничья (Руднянский район)

Аннотация

На материале микротопонимов и неофициальных топонимов Руднянского района Смоленской области рассмотрены особенности топонимии смоленско-белорусского приграничья. Материал, полученный в результате опроса жителей района, проанали­зирован в различных аспектах по выбранным классификациям (по объектам номина­ции, лексико-семантическим классам, структурным и словообразовательным типам). Отдельно выделены названия с диалектными основаниями. Сделан акцент на роли не­официальных наименований географических объектов в речи жителей региона. Выяв­лены общерусские черты и специфические особенности приграничной топонимии.

Abstract

The features of toponymy in the Smolensk-Belarusian borderland are examined based on microtoponyms and unofficial toponyms in the Rudnya district of the Smolensk region. The material obtained through a survey of local residents is analyzed from various perspectives using selected classifications (based on nomination objects, lexical-semantic classes, structu­ral and word-formation types). Names with dialectical foundations are singled out separately. Emphasis is placed on the role of unofficial names for geographical objects in the speech of the region's residents. Common Russian traits and specific characteristics of borderland topony­my are identified.

Скачать статью

Языковые индикаторы конфронтационной речевой стратегии дискредитации, используемой в повседневном супружеском дискурсе

Аннотация

Рассмотрены особенности репрезентации конфронтационной речевой стратегии дискредитации, используемой в ситуациях повседневного общения — в супружеском дискурсе. Цель исследования — выявление речевых тактик, применяемых в бытовом общении между супругами для дискредитации, ослабления коммуникативной позиции партнера по общению. Для достижения цели исследования применялись следующие методы: описательный, метод компонентного анализа, метод наблюдения и интер­претации, интент-анализ, дискурсивный анализ. Изучены языковые показатели выра­жения конфронтационной речевой стратегии на всех уровнях языковой системы — семантическом, лексическом, лексико-грамматическом, синтаксическом, а также на прагматическом уровне, с учетом ситуации общения. Материалом для наблюдения послужили диалоги между супругами — персонажами стихотворения «Диалог у теле­ви­зора» — яркого образца ролевой лирики В. С. Высоцкого. В ходе исследования уста­нов­лено, что стратегия дискредитации реализуется при помощи речевых тактик угро­зы, обвинения, упрека, просьбы, апелляции к авторитету, апелляции к прецеден­ту. Ре­зуль­татом анализа стало выявление типичных языковых индикаторов, форми­ру­ю­щих конкретные конфронтационные речевые тактики.

Abstract

The article examines the features of representing the confrontational speech strategy of discreditation, used in everyday communication, particularly in marital discourse. The goal of the research is to identify the speech tactics employed in domestic communication between spouses for the purpose of discrediting and weakening the communicative position of the communication partner. To achieve the research goal, descriptive method, method of compo­nent analysis, observation and interpretation method, intent analysis, and discourse analysis were applied. Linguistic indicators expressing the confrontational speech strategy were stud­ied at all levels of the language system — semantic, lexical, lexico-grammatical, syntactic, as well as at the pragmatic one, taking into account the communication situation. Dialogues between spouse characters in the poem "Dialogue at the Television" by V. S. Vysotsky served as material for observation, representing a vivid example of role lyrics. The research established that the discreditation strategy is implemented through speech tactics of threat, accusation, reproach, request, appeals to authority, and appeals to precedent. The analysis resulted in the identification of typical linguistic indicators that shape specific confrontational speech tactics.

Скачать статью

Особенности иронического нарратива Н.В. Гоголя

Аннотация

Определены особенности иронического нарратива в целом и нарратива литера­турного произведения в частности, установлены основные черты иронии как само­стоятельной текстовой категории, заключающей в себе скрытую авторскую оценку. На основе анализа произведений Н. В. Гоголя сделан вывод о том, что иронический нар­ратив писателя строится на механизмах, вызывающих противоречие в различных по объему контекстах. Гоголевская ирония выступает индикатором перехода автора от непосредственного изложения событий к их оцениванию и эксплицируется с помощью ряда лексических, синтаксических, фразеологических и текстовых средств, которые служат маркерами смыслового диссонанса в содержании одного или нескольких видов пассажей.

Abstract

The author identifies the features of ironic narration in general and the narrative of a lit­erary work in particular. The main characteristics of irony as an independent textual catego­ry, encompassing hidden authorial evaluation, have been established. Based on the analysis of N. V. Gogol's works, it is concluded that the ironic narrative of the writer is built on mecha­nisms that generate contradiction in various contexts. Gogol's irony serves as an indicator of the author's transition from the direct presentation of events to their evaluation and is mani­fested through a range of lexical, syntactic, phraseological, and textual devices, which act as markers of semantic dissonance in the content of one or several passages.

Скачать статью

Лингвопоэтика А.П. Чехова: ансамбль художественных деталей. Часть 1

Аннотация

Общепризнанным в отечественном и мировом чеховедении является положение о том, что художественная деталь как лингвопоэтический прием, микрообраз, средство передачи фактуальной / концептуальной / подтекстной информации — особо значи­мая черта идиостиля Чехова. Цель настоящей статьи — выявление и описание линг­вопоэтических приемов введения деталей в текст, их актуализации или элиминации, эволюции значений и функций изобразительных подробностей. Анализ проведен на материале рассказа Чехова «Учитель словесности». Основным предметом рассмотре­ния стала лингвопоэтика создания ансамбля внешних и психологических деталей-подробностей, деталей-символов и деталей-транспозитов в каждом из двух смысловых блоков рассказа. Особое внимание уделено анализу образования и функционирования деталей-транспозитов, то есть подробностей в их контекстуально обусловленной семантической и функциональной эволюции. Применение комплексной методики ис­следования, сочетающей функционально-семантический, контекстологический, ин­терпретационный виды анализа, позволило прийти к выводу о доминирующей роли разнотипных художественных деталей в формировании и экспликации содержатель­но-концептуальной информации рассказа Чехова «Учитель словесности».

Abstract

The universally recognized position in both Russian and global Chekhov studies is that the artistic detail, as a linguistic-poetic device, micro-image, a means of conveying factu­al/con­ceptual/subtextual information, is a particularly significant feature of Chekhov's idio­lect. The aim of this article is to identify and describe the linguistic-poetic techniques of intro­ducing details into the text, their actualization or elimination, the evolution of meanings, and the functions of illustrative details. The analysis is conducted on the material of Chekhov's story "The Teacher of Literature." The main focus of the study is the linguistics of creating an ensemble of external and psychological details, symbolic details, and transposing details in each of the two narrative blocks of the story. Special attention is given to the analysis of the formation and functioning of transposing details, i. e., details in their contextually condi­tioned semantic and functional evolution. The application of a comprehensive research meth­odology, combining functional-semantic, contextual, and interpretational types of analysis, allows for the conclusion about the dominant role of diverse artistic details in shaping and explicating the content-conceptual information of Chekhov's story "The Teacher of Litera­ture."

Скачать статью

Литературоведение

Функции слов-реалий в романе С. Рушди «Дети полуночи»

Аннотация

Рассмотрены особенности функционирования слов-реалий в тек­сте романа С. Рушди «Дети полуночи» (Midnight’s Children). Осуществляется дели­митация термина «слова-реалии» в его сопоставлении с понятием «реалии». Отме­чена языко­вая специфика романа, состоящая в интенционально обусловленном вклю­чении в текст без соответствующего авторского комментария экзотической лекси­ки, смысл которой может быть понят иноязычным читателем только в рамках кон­кретного контекста. Выделены лексико-семантические группы слов-реалий, способ­ствующих созданию национально-культурного колорита и референциально соотнося­щихся с ло­кальными объектами и популярными блюдами индийской национальной кухни. Оха­рактеризована роль топонимов, заключающаяся в структурировании локальных коор­ди­нат текстового континуума. Доказано, что номинации национальных блюд, исполь­зованные автором, служат для интенсификации развития сюжетных линий художе­ст­венного повествования. Слова-реалии данной группы функционируют в тексте ро­мана в качестве средств создания социального колорита, маркеров значимых событий в жизни персонажей, индикаторов эмоционального состояния героев, экспликаторов рет­роспективной ментально-когнитивной деятельности субъективного повествова­теля, а также выступают в роли организующего звена кольцевой композиции романа.

Abstract

The article examines the features of the functioning of realia words in the text of Salman Rushdie's novel "Midnight’s Children." The delimitation of the term "realia words" is car­ried out in its comparison with the concept of "realia." The language specificity of the novel is noted, which consists of intentionally incorporating exotic vocabulary into the text without corresponding authorial commentary, the meaning of which can be understood by a non-native reader only within a specific context. Lexico-semantic groups of realia words are high­lighted, contributing to the creation of national-cultural color and referentially related to local objects and popular dishes of Indian national cuisine. The artistic pragmatics of realia words in the novel "Midnight’s Children" is characterized. The role of toponyms is characterized by their involvement in structuring the local coordinates of the textual continuum. It has been demonstrated that the nominations of national dishes used by the author serve to intensify the development of plotlines in artistic narrative. The realia words of this group function in the novel as means of creating social color, markers of significant events in the characters' lives, indicators of the characters' emotional states, explicators of the retrospective mental-cognitive activities of the subjective narrator, and also serve as the organizing link in the circular composition of the novel.

Скачать статью

Книгоцентрическая картина мира в романах О. Токарчук «Путешествие людей Книги» и «Книги Якова»

Аннотация

Проведен сравнительный анализ романов Ольги Токарчук «Путешествие людей Книги» и «Книги Якова», в которых концептуальную роль играют мотивы путеше­ствия и книги, а тематика религиозно-мистических обществ XVII—XVIII вв. приоб­ретает большое значение. Рассмотрены жанровая специфика двух текстов, особенно­сти их повествовательной структуры и системы персонажей. Утверждается, что две анализируемые книги сходны логоцентрическим и книгоцентрическим мировиде­нием, смысл которого заключается в вере в способность человека с помощью слова и книги оказывать влияние на действительность. В связи с диалектикой слова и дела раскрываются фаустовские мотивы обоих текстов. В «Путешествии людей Книги» и в «Книгах Якова» также присутствует важная для идейно-художественной структу­ры романов оппозиция женское — мужское. С ней связан полоноцентрический аспект «Книг Якова», в которых ставится проблематика польского мессианизма и находит выражение архетип Девы, приобретающий национальный колорит благодаря своеоб­разно интерпретированному мифу Богоматери Ченстоховской. В связи с культом Девы также отмечена проблема воздействия на художественное воображение Токарчук идеи Юнга о четверичности как архетипическом числовом выражении абсолюта.

Abstract

The authors have conducted a comparative analysis of the novels by Olga Tokarczuk, "The Journey of the People of the Book" and "The Books of Jacob,", where the conceptual role is played by motifs of travel and books, and the theme of religious-mystical societies of the 17th-18th centuries becomes significant. The genre specificity of the two texts, features of their narrative structure, and character systems are considered. It is asserted that the two analyzed books share a logocentric and book-centric worldview, the meaning of which lies in the belief in the ability of humans to influence reality through words and books. In connection with the dialectic of word and deed, Faustian motifs of both texts are revealed. In "The Jour­ney of the People of the Book" and "The Books of Jacob," there is also an important opposition of feminine and masculine in the ideological-artistic structure of the novels. Connected with this is the polocentric aspect of "The Books of Jacob," where the issues of Polish messianism are raised, and the archetype of the Virgin, acquiring national color through a uniquely inter­preted myth of the Black Madonna of Częstochowa, finds expression. In connection with the cult of the Virgin, the issue of the influence on Tokarczuk's artistic imagination of Jung's idea of quaternity as an archetypal numerical expression of the absolute is also noted.

Скачать статью

Педагогика и психология

Ключевые ориентиры образовательной политики в условиях построения новой модели высшего образования

Аннотация

Рассмотрены основные направления деятельности современного университета, связанные с трансформацией образовательной системы и социально-культурных усло­вий общества на нынешнем этапе его развития. Представленные возможные страте­гии построения образовательного процесса в современном российском университете были сформулированы на основе интеграции существующих наработок в управлении высшим образованием. Эти стратегии создают предпосылки для ответа на образова­тельные запросы молодежи с учетом ценностных ориентаций молодежного сообще­ства. В основе предлагаемых решений лежат принципы междисциплинарности, инте­грации науки и образования, гибкости и адаптивности. Описана модель проектирова­ния и разработки образовательных программ в условиях трансформации высшего об­разования.

Abstract

The author examines the main aspects of the modern university activity related to the transformation of the educational system and current socio-cultural conditions of society. Possible strategies for organizing the educational process in a modern Russian university were formulated based on the integration of existing developments in higher education man­agement. These strategies create conditions for responding to the educational needs of young people, taking into account the value orientations of the youth community. The proposed solu­tions are based on the principles of interdisciplinarity, integration of science and education, flexibility, and adaptability. A model for designing and developing educational programs in the context of higher education transformation is described.

Скачать статью

Взаимосвязь склонности обучающихся к манипулированию и результатов проектной деятельности при обучении в вузе

Аннотация

Представлены результаты научного исследования, участниками которого стали студенты, обучающиеся на программе бакалавриата направления подготовки «Госу­дарственное и муниципальное управление», чья будущая профессиональная деятель­ность тесно связана с межличностными взаимоотношениями в профессиональной коммуникации. Опытно-экспериментальной базой послужил Западный филиал Рос­сийской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Склонность студентов к манипулированию оце­нивалась по шкале Т. Банта. В результате исследования показано, что склонность использовать манипулятивные приемы и методы в процессе проектного обучения в вузе негативно сказывается на общих результатах проектной деятельности отдель­ных творческих групп.

Abstract

The results of a scientific study are presented, with participants being students enrolled in the Bachelor's program in "State and Municipal Management," whose future professional activities are closely related to interpersonal relationships in professional communication. The experimental base for the study was provided by the Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federa­tion (RANEPA). The students' inclination toward manipulation was assessed using T. Bant's scale. The research showed that the inclination to use manipulative techniques and methods in the process of project-based learning at the university negatively affects the overall results of project activities of individual creative groups.

Скачать статью

Новые реалии интеграции математического образования в вузе на педагогических направлениях подготовки в цифровую образовательную среду

Аннотация

Актуализируется необходимость интеграции и цифровизации в области мате­матического образования при обучении бакалавров педагогических направлений подго­товки в период перехода от SPOD-мира к VUCA-миру. Представлены направления мо­дернизации и интеграции в обучении модулям и дисциплинам математического и информационного циклов в условиях цифровизации математического образования. Эти направления открывают новые возможности в подготовке будущих учителей математики, востребованных на рынке труда. Авторы предприняли попытку анализа потенциала дисциплин математического и информационного циклов в контексте междисциплинарной интеграции в области математического образования. Предложе­ны три направления модернизации обучения основам теории массового обслуживания (целевой аспект, организационные процессы, содержательный аспект передачи знаний), которые включают в себя обновление целей математического образования бакалавров педагогических направлений подготовки, создание организационной инфраструктуры для обеспечения цифровизации и информатизации математического образования, актуализация его содержательного аспекта алгоритмами решения задач с применени­ем инструментов программ общего и специального назначения. Представлен зарубеж­ный опыт обучения теории массового обслуживания, в том числе посредством внедре­ния VR-технологий, веб-квестов в образовательный процесс, а также использования про­граммных продуктов AnyLogic, Wolfram Alpha и др.

Abstract

The need for integration and digitization in the field of mathematical education for bache­lor students in pedagogical disciplines is being actualized during the transition from the SPOD (Stable, Predictable, Orderly, and Democratic) world to the VUCA (Volatile, Uncer­tain, Complex, and Ambiguous) world. The directions for modernization and integration in the teaching of modules and disciplines in the mathematical and information cycles under the conditions of digitization of mathematical education are presented. These directions open up new possibilities in the preparation of future mathematics teachers who are in demand in the labor market. The authors attempted to analyze the potential of disciplines in the mathemati­cal and information cycles in the context of interdisciplinary integration in the field of math­ematical education. Three directions for modernizing the teaching of the fundamentals of queueing theory are proposed (target aspect, organizational processes, substantive aspect of knowledge transfer), which include updating the goals of mathematical education for bachelor students in pedagogical disciplines, creating organizational infrastructure to ensure digitiza­tion and informatization of mathematical education, and updating its substantive aspect with algorithms for solving problems using tools of general and special-purpose software. The in­ternational experience of teaching queueing theory is presented, including the introduction of VR technologies, web quests into the educational process, as well as the use of software prod­ucts such as AnyLogic, Wolfram Alpha, and others.

Скачать статью

Цифровизация высшего образования в условиях пандемии COVID-19 и в постпандемический период: методологические проблемы

Аннотация

В статье обсуждается расширение поисковой базы исследований в сфере психоло­гии образования через анализ методологических проблем, которые возникли на пути системной цифровизации общего и профессионального образования в России во время пандемии COVID-19 и в постпандемический период. Цифровизация в эти периоды ускорила трансформацию социализации средствами образования в условиях вирту­альной образовательной среды. Фундаментальная проблема цифровой трансформации образования заключается в том, что цифровой формат образования в его современном дистанционном виде вступает в противоречие с современной гуманистической пара­дигмой образования, для которой характерны приоритет субъект-субъектных отно­шений, идеи инклюзии и интересы социализации в процессе обучения и воспитания. Перспективы дальнейших исследований видятся в исследованиях трансформации со­временной методологии образования в контексте цифровизации, создании релевант­ных психологических основ виртуального педагогического общения для развития соци­ально-эмоциональных навыков и эмоционального интеллекта.

Abstract

The article discusses expanding the research base in the field of educational psychology through the analysis of methodological issues that arose during the process of systemic digiti­zation of general and professional education in Russia during the COVID-19 pandemic and the post-pandemic period. Digitization during these periods accelerated the transformation of socialization through educational means in a virtual learning environment. The fundamental problem of digital transformation in education is that the digital format of education in its modern distance form contradicts the contemporary humanistic paradigm of education, char­acterized by the priority of subject-subject relationships, ideas of inclusion, and interests in socialization in the process of learning and upbringing. Prospects for further research lie in studying the transformation of modern educational methodology in the context of digitiza­tion, creating relevant psychological foundations for virtual pedagogical communication to develop social-emotional skills and emotional intelligence.

Скачать статью