Новые реалии интеграции математического образования в вузе на педагогических направлениях подготовки в цифровую образовательную среду
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-3-10
- Страницы / Pages
- 96-103
Аннотация
Актуализируется необходимость интеграции и цифровизации в области математического образования при обучении бакалавров педагогических направлений подготовки в период перехода от SPOD-мира к VUCA-миру. Представлены направления модернизации и интеграции в обучении модулям и дисциплинам математического и информационного циклов в условиях цифровизации математического образования. Эти направления открывают новые возможности в подготовке будущих учителей математики, востребованных на рынке труда. Авторы предприняли попытку анализа потенциала дисциплин математического и информационного циклов в контексте междисциплинарной интеграции в области математического образования. Предложены три направления модернизации обучения основам теории массового обслуживания (целевой аспект, организационные процессы, содержательный аспект передачи знаний), которые включают в себя обновление целей математического образования бакалавров педагогических направлений подготовки, создание организационной инфраструктуры для обеспечения цифровизации и информатизации математического образования, актуализация его содержательного аспекта алгоритмами решения задач с применением инструментов программ общего и специального назначения. Представлен зарубежный опыт обучения теории массового обслуживания, в том числе посредством внедрения VR-технологий, веб-квестов в образовательный процесс, а также использования программных продуктов AnyLogic, Wolfram Alpha и др.
Abstract
The need for integration and digitization in the field of mathematical education for bachelor students in pedagogical disciplines is being actualized during the transition from the SPOD (Stable, Predictable, Orderly, and Democratic) world to the VUCA (Volatile, Uncertain, Complex, and Ambiguous) world. The directions for modernization and integration in the teaching of modules and disciplines in the mathematical and information cycles under the conditions of digitization of mathematical education are presented. These directions open up new possibilities in the preparation of future mathematics teachers who are in demand in the labor market. The authors attempted to analyze the potential of disciplines in the mathematical and information cycles in the context of interdisciplinary integration in the field of mathematical education. Three directions for modernizing the teaching of the fundamentals of queueing theory are proposed (target aspect, organizational processes, substantive aspect of knowledge transfer), which include updating the goals of mathematical education for bachelor students in pedagogical disciplines, creating organizational infrastructure to ensure digitization and informatization of mathematical education, and updating its substantive aspect with algorithms for solving problems using tools of general and special-purpose software. The international experience of teaching queueing theory is presented, including the introduction of VR technologies, web quests into the educational process, as well as the use of software products such as AnyLogic, Wolfram Alpha, and others.
Список литературы
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р. URL: https://rg.ru/2013/12/27/matematika-site-dok.html (дата обращения: 25.07.2023).
2. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы. URL: https://www. bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 25.07.2020).
3. Муханов С. А., Муханова А. А. Использование сервиса WolframAlpha при моделировании вероятностных экспериментов // Современное педагогическое образование. 2019. № 2. С. 67—69.
4. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 25.07.2023).
5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 25.07.2023).
6. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https:// strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proektobrazovanie (дата обращения: 25.07.2023).
7. Bennett N., Lemoine G. J. What a difference a word makes: Understanding threats to performance in a VUCA world // Business Horizons. 2014. Vol. 57, № 3. Р. 311—317.
8. Chan R. Teaching queueing theory with an inquiry-based learning approach: A case for applying webquest in a course in simulation and statistical analysis // Frontiers In Education Conference — Global Engineering: Knowledge Without Borders, Opportunities Without Passports. Milwaukee, 2007. P. F3C-1—F3C-6. doi: 10.1109/FIE.2007.4418162.
9. Dimiceli V. E., Lang A. S. I. D., Locke L. A. Teaching calculus with Wolfram|Alpha' // International Journal of Mathematical Education in Science and Technology. 2010. Vol. 41, № 8. Р. 1061—1071. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 251423135_Teaching_calculus_with_WolframAlpha (дата обращения: 25.07.2023).
10. Ďutkova S., Achimsky K., Droździel P. Simulation of a Queuing System of a Post Office in Anylogic Software. Communications // Scientific letters of the University of Zilina. 2020. Vol. 22. P. 15—22. doi: 10.26552/com. C.2020.2.15-22.
11. Hamilton M., Jaradat R., Jones P. et al. Immersive Virtual Training Environment for Teaching Single- and Multi-queuing Theory: Industrial Engineering Queuing Theory Concepts. 2018. Conference: 2018 ASEE Annual Conference and Exposition : Conference Paper. doi: 10.18260/1-2--30597.
12. Kinsinger P., Walch K. Living and Leading in a VUCA world. URL: https:// knowledgenetwork.thunderbird.edu/research/2012/07/09/kinsinger-walch-vuca/ (дата обращения: 03.08.2023).