Цифровизация высшего образования в условиях пандемии COVID-19 и в постпандемический период: методологические проблемы
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-3-11
- Страницы / Pages
- 104-115
Аннотация
В статье обсуждается расширение поисковой базы исследований в сфере психологии образования через анализ методологических проблем, которые возникли на пути системной цифровизации общего и профессионального образования в России во время пандемии COVID-19 и в постпандемический период. Цифровизация в эти периоды ускорила трансформацию социализации средствами образования в условиях виртуальной образовательной среды. Фундаментальная проблема цифровой трансформации образования заключается в том, что цифровой формат образования в его современном дистанционном виде вступает в противоречие с современной гуманистической парадигмой образования, для которой характерны приоритет субъект-субъектных отношений, идеи инклюзии и интересы социализации в процессе обучения и воспитания. Перспективы дальнейших исследований видятся в исследованиях трансформации современной методологии образования в контексте цифровизации, создании релевантных психологических основ виртуального педагогического общения для развития социально-эмоциональных навыков и эмоционального интеллекта.
Abstract
The article discusses expanding the research base in the field of educational psychology through the analysis of methodological issues that arose during the process of systemic digitization of general and professional education in Russia during the COVID-19 pandemic and the post-pandemic period. Digitization during these periods accelerated the transformation of socialization through educational means in a virtual learning environment. The fundamental problem of digital transformation in education is that the digital format of education in its modern distance form contradicts the contemporary humanistic paradigm of education, characterized by the priority of subject-subject relationships, ideas of inclusion, and interests in socialization in the process of learning and upbringing. Prospects for further research lie in studying the transformation of modern educational methodology in the context of digitization, creating relevant psychological foundations for virtual pedagogical communication to develop social-emotional skills and emotional intelligence.
Список литературы
1. Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В. и др. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020.
2. Артамонова М. В. Подготовка кадров для цифровой экономики: проблемы и пути решения // Костинские чтения : сб. матер. первой междунар. науч.-практ. конф. М. ; Берлин, 2018. С. 67—71.
3. Бараш Л. Цифровизация образования: прорыв в будущее или деградация? // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 12-1. С. 55—58. doi: 10.24412/2701-8369-2021-12-55-58.
4. Бешенков С. А., Ваграменко Я. А., Касторнова В. А. и др. Развитие информатизации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения информационной безопасности личности. М., 2018.
5. Бешенков С. А., Никифорова Т. И., Шутикова М. И. Создание интегративной среды в образовательном учреждении среднего профессионального образования // Преподаватель XXI век. 2021. № 3-1. С. 34—42. doi: 10.31862/2073-9613- 2021-3-34-42.
6. Влацкая И. В., Влацкая Е. Ф., Патока С. К. Электронное портфолио обучающихся // Актуальные вопросы и достижения современной науки : матер. междунар. (заочной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И Вострецова. Нур-Султан, 2020. С. 118—121.
7. Грязнов С. А. Цифровизация как вектор реформирования образования // Основы экономики, управления и права. 2020. № 3(22). С. 50—52. doi: 10.51608/ 23058641_2020_3_50.
8. Евсеева Л. И., Поздеева Е. Г., Шипунова О. Д., Евсеев В. В. Цифровой след в трансформации образовательного пространства // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2021. Т. 16, № 3. С. 1023—1030.
9. Зенков А. Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2020. № 3. С. 51—64. doi: 10.20542/afij-2020-3-51-64.
10. Калабухова Г. В. Цифровизация образования: опыт департамента образования и науки города Москвы // Россия в эпоху цифрового общества: границы, барьеры и солидарности : матер. XXIV Социологических чтений РГСУ. М., 2019. С. 247—252.
11. Козлов О. А. Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 119—123.
12. Коровникова Н. А. Образовательное пространство в условиях пандемии COVID-19 // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2 (46). С. 116—131. doi: 10.31249/espr/2021.02.07.
13. Корчак К. И., Красильников В. В., Тоискин В. С. Современные подходы к понятию цифровой трансформации образования // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 171—183. doi: 10.31862/2218-8711-2022-1-171-183.
14. Красильников В. В., Кузина Н. Н., Кулевская Е. С., Тоискин В. С. Дидактические аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров в условия цифровизации образования : учеб. пособие. Ставрополь, 2020.
15. Ксензова А. Н. Цифровизация образования: тенденции и перспективы // Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальный и образовательный аспекты : междунар.электрон. науч.-практ. конф., Астрахань / ОАНО ВО «Институт мировой экономики и финансов». Астрахань, 2019. С. 30—34.
16. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Антикризисная цифровизация высшего образования в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Проблемы современной экономики. 2020. № 2 (74). С. 255—258.
17. Левицкая А. А. Особенности современного образования: цифровизация и пандемия в контексте трансформации ценностей // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Философия. 2021. № 1 (55). С. 68—77. doi: 10.26456/vtphilos /2021.1.068.
18. Малацион С. Ф., Куценко С. М. Виртуальная модель обучающегося // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 4-2. С. 147—151.
19. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Цифровизация: вызовы и проблемы высшего образования // Возможности и угрозы цифрового общества : матер. Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 2020. С. 168—171.
20. Крушельницкая О. Б., Маринова Т. Ю., Погодина А. В. и др. Нормативное поведение в ситуации пандемии COVID-19: как добиться его соблюдения у студентов? // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 198—221. doi: 10.17759/sps.2021120113. EDNYXWWOE.
21. Носкова А. В., Проскурина А. С. Цифровизация высшего образования: новые институциональные противоречия и способы воздействия на обучающихся // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке : сб. матер. XIV междунар. науч. конф. «Сорокинские чтения — 2020». М., 2020. С. 678—681.
22. Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период: концептуальная записка // Организация Объединенных Наций : [офиц. сайт]. 2020. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_education_during_covid- 19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 12.09.2022).
23. Рубцов В. В., Романова Е. С. Психолого-педагогическая практика в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2021) // Вестник практической психологии образования. 2022. Т. 19, № 1. С. 8—17. EDNNXXTJK.
24. Симаева И. Н., Бударина А. О. Актуальные задачи систем образования в период пандемии COVID-19 и перспективы развития // Балтийский регион — регион сотрудничества. Регионы в условиях глобальных изменений : матер. IV междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2020. С. 144—149.
25. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49—58. doi: 10.26170/po20- 03-05.
26. Толстых Н. Н. Социальное представление студентов о пандемии Cоvid-19: штрихи к портрету поколения // Ананьевские чтения — 2021 : матер. междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, 19—22 октября 2021 г. СПб., 2021. С. 855—856. EDNFRZFUO.
27. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. М., 2019. doi: 10.17323/978-5-7598-1990-5.
28. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3—12.
29. Храмцова Ф. И., Терехова А. И. Цифровизация высшего образования в Республике Беларусь: методологический аспект // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 3-2(42). С. 104—107. doi: 10.24411/2500- 1000-2020-10270.
30. Шайденко Н. А., Подзолков В. Г. Процесс парадигмальной трансформации образования на современном этапе развития цивилизации // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 260—268.
31. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Монография / А. В. Клягин [и др.]. Сер.: Современная аналитика образования. № 6 (36). М., 2020.
32. Яковлева Н. Г. Цифровизация образования: потенциал, пределы и социальные риски // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32, № 1. С. 104—118. doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-1-104-118.
33. Bozkurt A., Jung I., Xiao J. et al. A global outlook to the interruption of education due to COVID-19 pandemic: navigating in a time of uncertainty and crisis // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15. P. 1—126. doi: 10.5281/zenodo.38 78572.
34. European Commission. Digital Education Action Plan (2021—2027): Resetting Education and Training for the Digital Age. 2021. URL: https://ec.europa.eu/
education/education-in-the-eu/digital-education-actionplan_en (дата обращения: 21.01.2023).
35. Garcia del Dujo A., Martin-Lucas J. Towards ‘Onlife’ Education. How Technology Is Forcing Us to Rethink Pedagogy // Blended Learning: Convergence between Technology and Pedagogy / ed. by A. V. Martin-Garcia. Springer International Publishing, 2020. P. 1—19.
36. Kopp M., Gröblinger O., Adams S. Five common assumptions that prevent digital transformation at higher education institutions // INTED 2019 Proceedings. 2019. № 1. P. 1448—1457.
37. UNESCO and Sustainable Development Goals. 2017. URL: https://en. unesco.org/sustainabledevelopmentgoals (дата обращения: 20.01.2023).
38. UNESCO. COVID-19 Education Response. 2021. URL: https://en.unesco.org/ (дата обращения: 21.01.2023).