Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Цифровизация высшего образования в условиях пандемии COVID-19 и в постпандемический период: методологические проблемы

DOI
10.5922/pikbfu-2023-3-11
Страницы / Pages
104-115

Аннотация

В статье обсуждается расширение поисковой базы исследований в сфере психоло­гии образования через анализ методологических проблем, которые возникли на пути системной цифровизации общего и профессионального образования в России во время пандемии COVID-19 и в постпандемический период. Цифровизация в эти периоды ускорила трансформацию социализации средствами образования в условиях вирту­альной образовательной среды. Фундаментальная проблема цифровой трансформации образования заключается в том, что цифровой формат образования в его современном дистанционном виде вступает в противоречие с современной гуманистической пара­дигмой образования, для которой характерны приоритет субъект-субъектных отно­шений, идеи инклюзии и интересы социализации в процессе обучения и воспитания. Перспективы дальнейших исследований видятся в исследованиях трансформации со­временной методологии образования в контексте цифровизации, создании релевант­ных психологических основ виртуального педагогического общения для развития соци­ально-эмоциональных навыков и эмоционального интеллекта.

Abstract

The article discusses expanding the research base in the field of educational psychology through the analysis of methodological issues that arose during the process of systemic digiti­zation of general and professional education in Russia during the COVID-19 pandemic and the post-pandemic period. Digitization during these periods accelerated the transformation of socialization through educational means in a virtual learning environment. The fundamental problem of digital transformation in education is that the digital format of education in its modern distance form contradicts the contemporary humanistic paradigm of education, char­acterized by the priority of subject-subject relationships, ideas of inclusion, and interests in socialization in the process of learning and upbringing. Prospects for further research lie in studying the transformation of modern educational methodology in the context of digitiza­tion, creating relevant psychological foundations for virtual pedagogical communication to develop social-emotional skills and emotional intelligence.

Список литературы

1. Авксентьев Н. А., Агранович М. Л., Акиндинова Н. В. и др. Общество и панде­мия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020.

2. Артамонова М. В. Подготовка кадров для цифровой экономики: проблемы и пути решения // Костинские чтения : сб. матер. первой междунар. науч.-практ. конф. М. ; Берлин, 2018. С. 67—71.

3. Бараш Л. Цифровизация образования: прорыв в будущее или деграда­ция? // Deutsche Internationale Zeitschrift für Zeitgenössische Wissenschaft. 2021. № 12-1. С. 55—58. doi: 10.24412/2701-8369-2021-12-55-58.

4. Бешенков С. А., Ваграменко Я. А., Касторнова В. А. и др. Развитие информати­зации образования в школе и педагогическом вузе в условиях обеспечения ин­формационной безопасности личности. М., 2018.

5. Бешенков С. А., Никифорова Т. И., Шутикова М. И. Создание интегративной среды в образовательном учреждении среднего профессионального образова­ния // Преподаватель XXI век. 2021. № 3-1. С. 34—42. doi: 10.31862/2073-9613- 2021-3-34-42.

6. Влацкая И. В., Влацкая Е. Ф., Патока С. К. Электронное портфолио обучаю­щихся // Актуальные вопросы и достижения современной науки : матер. меж­ду­нар. (заочной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И Вострецова. Нур-Сул­тан, 2020. С. 118—121.

7. Грязнов С. А. Цифровизация как вектор реформирования образования // Основы экономики, управления и права. 2020. № 3(22). С. 50—52. doi: 10.51608/ 23058641_2020_3_50.

8. Евсеева Л. И., Поздеева Е. Г., Шипунова О. Д., Евсеев В. В. Цифровой след в трансформации образовательного пространства // Здоровье — основа челове­ческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2021. Т. 16, № 3. С. 1023—1030.

9. Зенков А. Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограниче­ния цифрового обучения // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2020. № 3. С. 51—64. doi: 10.20542/afij-2020-3-51-64.

10. Калабухова Г. В. Цифровизация образования: опыт департамента образо­вания и науки города Москвы // Россия в эпоху цифрового общества: грани­цы, барьеры и солидарности : матер. XXIV Социологических чтений РГСУ. М., 2019. С. 247—252.

11. Козлов О. А. Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 119—123.

12. Коровникова Н. А. Образовательное пространство в условиях пандемии COVID-19 // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2 (46). С. 116—131. doi: 10.31249/espr/2021.02.07.

13. Корчак К. И., Красильников В. В., Тоискин В. С. Современные подходы к по­нятию цифровой трансформации образования // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 171—183. doi: 10.31862/2218-8711-2022-1-171-183.

14. Красильников В. В., Кузина Н. Н., Кулевская Е. С., Тоискин В. С. Дидактиче­ские аспекты подготовки и переподготовки педагогических кадров в условия цифровизации образования : учеб. пособие. Ставрополь, 2020.

15. Ксензова А. Н. Цифровизация образования: тенденции и перспективы // Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальный и образова­тельный аспекты : междунар.электрон. науч.-практ. конф., Астрахань / ОАНО ВО «Институт мировой экономики и финансов». Астрахань, 2019. С. 30—34.

16. Кущева Н. Б., Терехова В. И. Антикризисная цифровизация высшего обра­зования в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Проблемы совре­менной экономики. 2020. № 2 (74). С. 255—258.

17. Левицкая А. А. Особенности современного образования: цифровизация и пандемия в контексте трансформации ценностей // Вестник Тверского госу­дарственного университета. Сер.: Философия. 2021. № 1 (55). С. 68—77. doi: 10.26456/vtphilos /2021.1.068.

18. Малацион С. Ф., Куценко С. М. Виртуальная модель обучающегося // Rus­sian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, № 4-2. С. 147—151.

19. Неборский Е. В., Богуславский М. В., Ладыжец Н. С., Наумова Т. А. Цифрови­зация: вызовы и проблемы высшего образования // Возможности и угрозы цифрового общества : матер. Всерос. науч.-практ. конф. Ярославль, 2020. С. 168—171.

20. Крушельницкая О. Б., Маринова Т. Ю., Погодина А. В. и др. Нормативное по­ведение в ситуации пандемии COVID-19: как добиться его соблюдения у сту­дентов? // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 198—221. doi: 10.17759/sps.2021120113. EDNYXWWOE.

21. Носкова А. В., Проскурина А. С. Цифровизация высшего образования: но­вые институциональные противоречия и способы воздействия на обучающихся // Традиционные и новые социальные конфликты в XXI веке : сб. матер. XIV меж­ду­нар. науч. конф. «Сорокинские чтения — 2020». М., 2020. С. 678—681.

22. Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период: концептуаль­ная записка // Организация Объединенных Наций : [офиц. сайт]. 2020. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_education_during_covid- 19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 12.09.2022).

23. Рубцов В. В., Романова Е. С. Психолого-педагогическая практика в системе образования (итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогиче­ских программ и технологий в образовательной среде — 2021) // Вестник прак­тической психологии образования. 2022. Т. 19, № 1. С. 8—17. EDNNXXTJK.

24. Симаева И. Н., Бударина А. О. Актуальные задачи систем образования в период пандемии COVID-19 и перспективы развития // Балтийский регион — регион сотрудничества. Регионы в условиях глобальных изменений : матер. IV междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 2020. С. 144—149.

25. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 49—58. doi: 10.26170/po20- 03-05.

26. Толстых Н. Н. Социальное представление студентов о пандемии Cоvid-19: штрихи к портрету поколения // Ананьевские чтения — 2021 : матер. между­нар. науч. конф., Санкт-Петербург, 19—22 октября 2021 г. СПб., 2021. С. 855—856. EDNFRZFUO.

27. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. и др. Трудности и перспективы циф­ровой трансформации образования. М., 2019. doi: 10.17323/978-5-7598-1990-5.

28. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3—12.

29. Храмцова Ф. И., Терехова А. И. Цифровизация высшего образования в Рес­публике Беларусь: методологический аспект // Международный журнал гума­нитарных и естественных наук. 2020. № 3-2(42). С. 104—107. doi: 10.24411/2500- 1000-2020-10270.

30. Шайденко Н. А., Подзолков В. Г. Процесс парадигмальной трансформации образования на современном этапе развития цивилизации // Известия Туль­ского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 260—268.

31. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пан­демии. Монография / А. В. Клягин [и др.]. Сер.: Современная аналитика образования. № 6 (36). М., 2020.

32. Яковлева Н. Г. Цифровизация образования: потенциал, пределы и соци­альные риски // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32, № 1. С. 104—118. doi: 10.20410/2073-7815-2021-32-1-104-118.

33. Bozkurt A., Jung I., Xiao J. et al. A global outlook to the interruption of educa­tion due to COVID-19 pandemic: navigating in a time of uncertainty and crisis // Asian Journal of Distance Education. 2020. Vol. 15. P. 1—126. doi: 10.5281/zenodo.38 78572.

34. European Commission. Digital Education Action Plan (2021—2027): Resetting Education and Training for the Digital Age. 2021. URL: https://ec.europa.eu/
education/education-in-the-eu/digital-education-actionplan_en (дата обращения: 21.01.2023).

35. Garcia del Dujo A., Martin-Lucas J. Towards ‘Onlife’ Education. How Technol­ogy Is Forcing Us to Rethink Pedagogy // Blended Learning: Convergence between Technology and Pedagogy / ed. by A. V. Martin-Garcia. Springer International Pub­lishing, 2020. P. 1—19.

36. Kopp M., Gröblinger O., Adams S. Five common assumptions that prevent digi­tal transformation at higher education institutions // INTED 2019 Proceedings. 2019. № 1. P. 1448—1457.

37. UNESCO and Sustainable Development Goals. 2017. URL: https://en. unesco.org/sustainabledevelopmentgoals (дата обращения: 20.01.2023).

38. UNESCO. COVID-19 Education Response. 2021. URL: https://en.unesco.org/ (дата обращения: 21.01.2023).