Взаимосвязь склонности обучающихся к манипулированию и результатов проектной деятельности при обучении в вузе
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-3-9
- Страницы / Pages
- 86-95
Аннотация
Представлены результаты научного исследования, участниками которого стали студенты, обучающиеся на программе бакалавриата направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», чья будущая профессиональная деятельность тесно связана с межличностными взаимоотношениями в профессиональной коммуникации. Опытно-экспериментальной базой послужил Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Склонность студентов к манипулированию оценивалась по шкале Т. Банта. В результате исследования показано, что склонность использовать манипулятивные приемы и методы в процессе проектного обучения в вузе негативно сказывается на общих результатах проектной деятельности отдельных творческих групп.
Abstract
The results of a scientific study are presented, with participants being students enrolled in the Bachelor's program in "State and Municipal Management," whose future professional activities are closely related to interpersonal relationships in professional communication. The experimental base for the study was provided by the Western Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (RANEPA). The students' inclination toward manipulation was assessed using T. Bant's scale. The research showed that the inclination to use manipulative techniques and methods in the process of project-based learning at the university negatively affects the overall results of project activities of individual creative groups.
Список литературы
1. Быков С. В. Взаимосвязь социальных установок у студентов с уровнем макиавеллизма личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. 2014. № 1 (15). С. 81—89. EDN CEDHJ.
2. Герасимов С. В. Особенности современных манипулятивных технологий // Евразийский Союз Ученых. 2015. Вып. 8-3 (17). С. 17—20. EDN: UPBQIG.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект в бизнесе. М., 2013.
4. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003. EDN SCIVPZ.
5. Знаков В. В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 22—53. EDN SMMROB.
6. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2006. EDN: QXOFUV.
7. Клепикова Н. М. Особенности самоотношения личности в зависимости от уровня макиавеллизма // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 2. С. 50. URL: https://mir-nauki.com/PDF/104PSMN219.pdf (дата обращения: 26.07.2023). EDN OTJQFT.
8. Клюева Н. В., Арефьева Н. С. Проявление доверия и манипуляций в управлении // Психология и психотехника. 2014. № 2 (65). С. 131—138. EDN RYRETD.
9. Кондратенко А. Б., Кондратенко Б. А. Обоснования персонализации обучения студентов в информационном обществе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 3. С. 83—89.
10. Кондратенко А. Б., Рудинский И. Д., Кондратенко Б. А. Организация образовательного процесса в инфокоммуникационной образовательной среде РАНХиГС // Балтийский морской форум : матер. VIII междунар. Балтийского морского форума. Калининград, 5—10 октября 2020 г. : в 6 т. Калининград, 2020. Т. 6. С. 86—89. EDN ZJJJZB.
11. Ксенофонтова К. М., Карпова О.И, Королева М. В. и др. Оценка макиавеллизма личности как проблема психологического отбора космонавтов // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 1 (35). С. 296—301. EDN UOIODC.
12. Максимова Л. А., Шайхуллина С. А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. 2020. № 4. С. 311—320.
13. Мустафаева Э. М. Социально-психологические особенности стилей руководства российских и британских менеджеров среднего звена, склонных к манипулированию : дис. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 2017. EDN YPIQSS.
14. Никитинская Н. С. Манипулятивные стратегии в современной российской бизнес-среде (на примере малого бизнеса) : автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2014. EDN ZPLYBD.
15. Симаева И. Н., Клемешев А. П. К вопросу о моделях современной научно-образовательной политики в странах Балтийского региона // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2014. № 11. С. 7—13.
16. Жуковский И. И., Клемешев А. П. и др. Системы образования зарубежных стран Балтийского региона в контексте инновационного развития экономики / под ред. И. Н. Симаевой. Калининград, 2013.
17. Соколова Е. Т., Иванищук Г. А. Проблема сознательной и бессознательной манипуляции // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 28. URL: https:// psystudy.ru/index.php/num/article/view/714 (дата обращения: 26.07.2023).
18. Уварина Н. В., Курбангалеев В. С. Манипулирование в деятельности руководителя // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. 2016. № 4-1 (48). С. 30—34. EDN VZGISB.
19. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2012.
20. Харламова Т. М. Манипуляция в профессиональной деятельности // Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 71—72. EDN JKEVMX.
21. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (7th edition). Newtown Square, 2021.
22. Bowers L. Manipulation: Description, identification and ambiguity // Journal of Psychiatric Nursing and Mental Health Nursing. 2013. № 10. Р. 323—328.
23. Hamilton R., Ripley R. Machiavellianism and its Relation to Leader Perception: a Key to Pilot Selection // AIAA's Aircraft Technology, Integration, and Operations (ATIO) 2002 Technical Forum, 1—3 October 2002, Los Angeles, California. URL: https://arc.aiaa.org/doi/pdf/ (дата обращения: 22.06.2017). doi: 10.2514/6.2002- 5838.
24. Kaukianinen A., Salmivalli C., Bjorkqvist K. et al. Overt and covert aggression in work settings in relation to the subjective well-being of employees // Aggressive Behavior 2001. № 27. P. 360—371.
25. Potter N. N. What is Manipulative Behavior, Anyway? // Journal of Personality Disorders. 2006. Vol. 20, № 2. Р. 139—156. doi: 10.1521/pedi.2006.20.2.139.
26. Simić I., Matović I. M., Stojković N. Analysis of Machiavellian Behavior of Students in the Republic of Serbia // Facta Universitatis. Series: Economics and Organization. 2015. Vol. 12, № 3. P. 199—208.
27. Wilson D. S., Near D., Miiler R. R. Machiaveliianism: A synthesis of the evolutionary and psychological literatures // Psychological Bulletin. 1996. Vol. 119, № 2. P. 285—299. EDN: HKBRTP.