Особенности иронического нарратива Н.В. Гоголя
- DOI
- 10.5922/pikbfu-2023-3-4
- Страницы / Pages
- 36-47
Аннотация
Определены особенности иронического нарратива в целом и нарратива литературного произведения в частности, установлены основные черты иронии как самостоятельной текстовой категории, заключающей в себе скрытую авторскую оценку. На основе анализа произведений Н. В. Гоголя сделан вывод о том, что иронический нарратив писателя строится на механизмах, вызывающих противоречие в различных по объему контекстах. Гоголевская ирония выступает индикатором перехода автора от непосредственного изложения событий к их оцениванию и эксплицируется с помощью ряда лексических, синтаксических, фразеологических и текстовых средств, которые служат маркерами смыслового диссонанса в содержании одного или нескольких видов пассажей.
Abstract
The author identifies the features of ironic narration in general and the narrative of a literary work in particular. The main characteristics of irony as an independent textual category, encompassing hidden authorial evaluation, have been established. Based on the analysis of N. V. Gogol's works, it is concluded that the ironic narrative of the writer is built on mechanisms that generate contradiction in various contexts. Gogol's irony serves as an indicator of the author's transition from the direct presentation of events to their evaluation and is manifested through a range of lexical, syntactic, phraseological, and textual devices, which act as markers of semantic dissonance in the content of one or several passages.
Список литературы
1. Андреева В. А. Событие и художественный нарратив // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 7 (21): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология). С. 44—57.
2. Ваулина C. C., Булатая Е. В. Ирония как средство характеристики персонажей в произведениях Н. В. Гоголя // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 4. С. 200—209. doi: https://doi. org/10.15688/jvolsu2.2019.4.15.
3. Заврумов З. А. Иронический нарратив в художественном тексте: параметры когнитивного моделирования // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2016. № 3. С. 117—123.
4. Зырянов О. В. Н. Гоголь и Д. Хармс: границы антропологического эксперимента // Н. В. Гоголь и его творческое наследие. Десятые Юбилейные Гоголевские чтения : материалы докл. междунар. науч. конф., Москва, 30 марта — 2 апреля 2010 г. М., 2010. С. 265—272.
5. Кузнецова А. В. Авторская модальность художественного текста в парадигме нарратологии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4. С. 164—170. doi: 10.29025/2079-6021-2019-4-164-170.
6. Плунгян В. А. Предисловие: Дискурс и грамматика // Исследования по теории грамматики. М., 2008. Вып. 4 : Грамматические категории в дискурсе. С. 7—36.
7. Попова Т. И. Нарратив и повествование: соотношение понятий // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 46—50.
8. Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2004. № 6-7. С. 56—74.
9. Шанский Н. М. Лексика и фразеология современного русского языка. М., 1957.
10. Шилихина К. М. Иронический нарратив: особенности структуры текста // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 59—63.
11. Labov W. Language in the Inner City: Studies in the Black English Vernacular. Philadelphia, 1972.
12. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. Минск, 1980.
13. Гоголь Н. В. Мертвые души. М., 1972.
14. Гоголь Н. В. Повести. Драматические произведения. Л., 1983.
15. Словарь русского языка : в 4 т. / РАН, Институт лингвистических исследований. М., 1999.
16. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13000 фразеологических единиц. М., 2008.