Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №3

Назад к списку Скачать статью

Особенности иронического нарратива Н.В. Гоголя

DOI
10.5922/pikbfu-2023-3-4
Страницы / Pages
36-47

Аннотация

Определены особенности иронического нарратива в целом и нарратива литера­турного произведения в частности, установлены основные черты иронии как само­стоятельной текстовой категории, заключающей в себе скрытую авторскую оценку. На основе анализа произведений Н. В. Гоголя сделан вывод о том, что иронический нар­ратив писателя строится на механизмах, вызывающих противоречие в различных по объему контекстах. Гоголевская ирония выступает индикатором перехода автора от непосредственного изложения событий к их оцениванию и эксплицируется с помощью ряда лексических, синтаксических, фразеологических и текстовых средств, которые служат маркерами смыслового диссонанса в содержании одного или нескольких видов пассажей.

Abstract

The author identifies the features of ironic narration in general and the narrative of a lit­erary work in particular. The main characteristics of irony as an independent textual catego­ry, encompassing hidden authorial evaluation, have been established. Based on the analysis of N. V. Gogol's works, it is concluded that the ironic narrative of the writer is built on mecha­nisms that generate contradiction in various contexts. Gogol's irony serves as an indicator of the author's transition from the direct presentation of events to their evaluation and is mani­fested through a range of lexical, syntactic, phraseological, and textual devices, which act as markers of semantic dissonance in the content of one or several passages.

Список литературы

1. Андреева В. А. Событие и художественный нарратив // Известия Россий­ского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 7 (21): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, ли­тературоведение, культурология, экономика, право, история, социология). С. 44—57.

2. Ваулина C. C., Булатая Е. В. Ирония как средство характеристики персона­жей в произведениях Н. В. Гоголя // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2019. Т. 18, № 4. С. 200—209. doi: https://doi. org/10.15688/jvolsu2.2019.4.15.

3. Заврумов З. А. Иронический нарратив в художественном тексте: парамет­ры когнитивного моделирования // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образова­ния: языки и специальность. 2016. № 3. С. 117—123.

4. Зырянов О. В. Н. Гоголь и Д. Хармс: границы антропологического экспе­римента // Н. В. Гоголь и его творческое наследие. Десятые Юбилейные Гого­левские чтения : материалы докл. междунар. науч. конф., Москва, 30 марта — 2 апреля 2010 г. М., 2010. С. 265—272.

5. Кузнецова А. В. Авторская модальность художественного текста в пара­дигме нарратологии // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019. № 4. С. 164—170. doi: 10.29025/2079-6021-2019-4-164-170.

6. Плунгян В. А. Предисловие: Дискурс и грамматика // Исследования по теории грамматики. М., 2008. Вып. 4 : Грамматические категории в дискурсе. С. 7—36.

7. Попова Т. И. Нарратив и повествование: соотношение понятий // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2019. № 2. С. 46—50.

8. Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический кон­структ в современных социальных науках // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2004. № 6-7. С. 56—74.

9. Шанский Н. М. Лексика и фразеология современного русского языка. М., 1957.

10. Шилихина К. М. Иронический нарратив: особенности структуры тек­ста // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвисти­ка и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 59—63.

11. Labov W. Language in the Inner City: Studies in the Black English Vernacular. Philadelphia, 1972.

12. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. Минск, 1980.

13. Гоголь Н. В. Мертвые души. М., 1972.

14. Гоголь Н. В. Повести. Драматические произведения. Л., 1983.

15. Словарь русского языка : в 4 т. / РАН, Институт лингвистических иссле­дований. М., 1999.

16. Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13000 фразеологических единиц. М., 2008.