Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Языкознание

Идентификация интонации и эмоции родного языка в процессе восприятия вокальной мелодии

Аннотация

Вопрос о взаимосвязи вокальной музыки и интонации национального языка вызывает постоянный научный интерес у исследователей-интонологов. Вокальная музыка как одна из форм существования языка выявляет план на уровне тона, имеющий коммуникативные и эмоциональные значения, воспринимаемые слуховой базой человека. Интонационная соотнесенность вокально-музыкального высказывания с образцами фраз звучащей речи и вариантами единиц супрасегментного уровня позволяет говорить об интонологической сущности рассматриваемого явления, системное исследование которого только начинается. В настоящей работе описана попытка получить фактические данные о характере интонационной связи национальной вокальной музыки и родного языка посредством процедур перцептивного анализа. Исследование проводится в рамках психолингвистического подхода. Изложена концепция интонационного перцепта русской народной песни в сознании носителя языка, проведена ее апробация в ряде опытов по восприятию мелодии старинного песенного фольклора. Результаты психолингвистического эксперимента свидетельствуют о наличии единого инварианта интонационного перцепта народной песни у представителей языкового коллектива, что позволяет им идентифицировать вокальную мелодию как интонацию родного языка, отличную от мотивов другой национальной музыки, а также дифференцировать ее эмоциональные значения.

Abstract

The issue of interrelation between vocal music and native language intonation has constantly been arousing academic interest among intonation researchers. As a form of language existence, vocal music reveals specific tonal features that imply communicative and emotive meanings perceived via the human auditory faculty. A vocal-music utterance is intonationally correlated with samples of oral speech, this fact proving intonological essence of the considered phenomenon, whose systemic studies have only recently started. This paper describes an attempt to obtain factual data on the character of intonational correlation of national vocal music to the native language. The experiment was based on psycholinguistic approach and was performed by means of perceptive analysis. The author presents the concept of intonational percept of the Russian folk song by the native speakers. The concept has been tested in a number of tests on traditional folk songs perception. The findings of the psycholinguistic experiment prove the existence of a common invariant of the intonational percept of vocal folklore with all the representatives of a language community. This enables them to recognize a vocal tune as belonging to their native language intonationally, differentiate it from foreign tunes, and identify its emotive meanings.

Скачать статью

Фразеологические единицы как средство информационного сжатия в американском предвыборном дискурсе

Аннотация

Фразеологические единицы являются одним из наиболее ярких примеров речевого манипулирования. Несмотря на то что роль фразеологии в управлении человеческим сознанием неоспорима, реакция индивидуума на фразеологическую единицу, значение и структура которой формировались столетиями, остается недостаточно изученной. В статье предпринята попытка классифицировать виды компрессии информации фразеологическими единицами на материале американского предвыборного дискурса. Фразеологические единицы распределены по типам на основе «впечатления», которое они производят на адресата. По итогам проведенного исследования выделено три типа компрессии информации и определено, какой тип компрессии информации при помощи фразеологических единиц является наиболее популярным при манипулировании. Результаты работы обнаруживают огромный потенциал фразеологизмов, представляющих собой средство компрессии информации, изменять поведение и взгляды адресата, а также внушать желаемое путем создания некой картинки в его воображении. Последнее указывает на существенную роль визуализации в восприятии человеком окружающего мира.

Abstract

Phraseological units are perhaps one of the most visible manifestations of language manipulation. Although phraseology has always been regarded as a powerful source of influencing people’s minds, relatively little is known about the way one perceives and interprets a phraseological unit which has accumulated a great deal of knowledge and experience of many generations since it was first implemented. This paper attempts to classify the types of this information compression bringing the American election discourse to the center of attention. Firstly, we identify phraseological units among various manipulative means, including those that were subject to any kind of transformation and, therefore, are difficult to detect. Secondly, we seek to categorize these phraseological units according to the “impression” they make on the addressee. Thus, the final stage of the analysis is to estimate which type of information compression via phraseological units is the most popular while manipulating. The findings reveal the enormous potential of phraseological units as a means of information compression to modify the behavior, views, and attitude to things as well as give an idea of something by making the addressee visualize it. The results show the latter’s significance in the information perception by the addressee.

Скачать статью

Количественный анализ функционирования частей речи в лирике Бориса Рыжего

Аннотация

Представлены итоги подсчета и систематизации частей речи в стихотворениях Бориса Рыжего. Цель исследования — выявить и предъявить объективную «частеречную картину» (применительно к существительным, прилагательным и глаголам) поэтического идиолекта Бориса Рыжего. Исследование проведено посредством комплексной методики, сочетающей количественный, интерпретационный и сравнительно-сопоставительный виды анализа. Были применены стандартизованные приемы обработки данных, а также метод сравнительного анализа статистических результатов. Научная новизна работы заключается в определении процентного соотношения основных частей речи в произведениях Бориса Рыжего и других поэтов XIX и XX столетий в сравнительном аспекте. В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что подсчет частей речи является эффективным и многообещающим способом изучения поэтического языка. Статистические данные можно использовать как иллюстративный и репрезентативный материал в контексте исследования поэтики и стилистики лирических текстов.

Abstract

The article presents the results of counting and arranging parts of speech in Boris Ryzhy’s poems. The science article aims to identify and present an objective “part-of-speech picture” (as applied to nouns, adjectives and verbs) of Boris Ryzhy’s poetic idiolect. Within the framework of this research work was chosen the multifaceted approach that combines quantitative, interpretive and comparison and collation types of analysis. It is worth pointing out that the methodology of standardized data processing procedures was applied, as well as the comparative analysis of statistical results. Academic novelty involves the percentage of the main parts of speech in Boris Ryzhy’s poetical works and poems of other poets of the 19th and 20th centuries in the comparative aspect. The analysis results show that counting the main parts of speech is an effective method of studying poetic language. Statistical information can be used as illustrative and representative material in the study of the poetics and stylistics of lyrical texts.

Скачать статью

Этнокультурный компонент репрезентации образа женщины в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Аннотация

Современный этап развития филологии характеризуется комплексным подходом к изучению междисциплинарных категорий, к числу которых относится категория образа. В современных исследованиях по психолингвистике, семиотике, дискурсологии, семантике, стилистике, лингвокультурологии и др. рассматриваются различные аспекты образа языкового и художественного. В этом свете образ женщины в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» предстает не только как значимый компонент русской концептосферы, но и как базовый компонент художественной картины мира писателя, отраженной в романе. Статья направлена на анализ способов репрезентации одного из значимых структурных компонентов образа женщины — этнокультурного компонента — в дискурсивном пространстве романа. Основные методы исследования — описательный, контекстуальный, лексикографический, этнографический, дискурсивный, компонентный анализ. Показано, что этнокультурный компонент структуры образа женщины базируется на диалектной картине мира донского казачества и репрезентируется в рамках отдельного словесного знака или посредством описания внешности либо поведения женщины в отдельном контексте. Кроме того, этнокультурный компонент находит отражение в представлении языковой личности женских персонажей романа, отражающей своеобразие донских говоров на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях. На основе анализа различных способов репрезентации образа женщины в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» выяснено, что этнокультурный компонент структуры данного образа передает типические и стереотипизированные черты донской казачки.

Abstract

The current stage of philology development is characterized by a complex approach to the study of interdisciplinary categories, among which the image category should be attributed. In contemporary research on psycholinguistics, semiotics, discursology, semantics, stylistics, linguoculturology, etc., various aspects of the image of linguistic and artistic are considered. At the same time, the image of a woman appears not only as a significant image of the Russian conceptual sphere, but also as an essential component of M. A. Sholokhov’s artistic picture of the world, reflected in the novel “And Quiet Flows the Don”. The purpose of the article is to analyze the ways of representing one of the structural components of the image of a woman, in particular the ethno-cultural component, in the discursive space of the novel. The main research methods are descriptive, contextual and discursive analysis, lexicographic, ethnographic, component analysis method, etc. The article shows that the ethno-cultural component of a woman’s image structure is based on the dialect picture of the world of the Don Cossacks and is represented within a separate verbal sign or by describing the appearance or behavior of a woman in a particular context. In addition, the ethno-cultural component is reflected in the representation of the linguistic personality of the novel’s female characters, reflecting the originality of the Don dialects at the phonetic, lexical, grammatical levels. Based on the analysis of various ways of representing the image of a woman in M. A. Sholokhov’s novel “And Quiet Flows the Don”, it was found that the ethnocultural component of the structure of the image of a woman conveys the typical and stereotyped features of the Don Cossack.

Скачать статью

Литературоведение

Лабиринты памяти в романе Моники Марон «Animal triste»

Аннотация

Представлены результаты исследования мотива памяти на материале романа современной немецкой писательницы М. Марон. Синкретический характер памяти осмысливается в свете необходимости учитывать воспоминание и забывание как необходимые составляющие данного феномена. Особое внимание уделяется рассмотрению процесса целенаправленного вытеснения рассказчицей из собственного сознания определенных фрагментов информации о прошлом, касающихся истории ее поздней любви с трагическим финалом. Доказывается, что избирательный характер ретроспективной деятельности безымянной героини обусловлен стремлением нивелировать чувство собственной причастности к гибели предавшего ее возлюбленного. Сделаны выводы о сюжетообразующей роли лейтмотива забывания в тексте романа.

Abstract

The article considers the results of the memory motive study in the novel of M. Maron, a modern German writer. The syncretic nature of memory is analyzed in terms of memory and forgetting as necessary components of this phenomenon. For this study, the process of purposeful ousting certain fragments connected to the late love story with a tragic finale, from the storyteller’s past, has been analysed. The selective nature of the nameless character’s retrospective activity is based on the desire to level out her commitment to the death of her beloved who betrayed her. The author concludes that the role of the forgetting leitmotiv in the text of the novel is forming.

Скачать статью

Смысловые трансформации во вторичном тексте (на примере сказки А. Дёблина “Der Ritter Blaubart”)

Аннотация

Трансформация сказки, возникшая в русле постмодернизма, представляет собой сложное образование, обнаруживающее как признаки ушедшей эпохи — грамматические явления с историческим колоритом, так и признаки современных читателю реалий, выраженные стилистическими анахронизмами. В статье выявляются смысловые трансформации оригинальной сказки, предполагается, что оригинальный текст намеренно преломлен автором сквозь определенную гендерно-этническую «призму». В результате этого смещается основной вектор направления «злодей — жертва»: злодей трансформируется в героя, невинная жертва возносится на небеса. Раскрывается также роль ландшафтных описаний во вторичном тексте, показано, что силы природы в нем мифологизируются, становятся полноправными участниками действия, что сообщает вторичному тексту особые сказочные интонации, приближая его к фольклорным сказкам.

Abstract

The article examines the scope and significance of semantic transformations of the secondary text — the fairy tale Der Ritter Blaubart” by Alfred Döblin. The article reveals that the transformation of the tale, which emerged in the stream of post-modernism, is a complex formation which reveals both the features of a passed epoch — the grammatical phenomena with historical coloring, and the features of modern realities, expressed by stylistic anachronisms. The paper identifies semantic transformations of the original fairy tale, suggesting that the author deliberately refracts the original text through a certain gender and ethnic “prism”. As a result, the primary vector in the space “villain — victim” is shifted: a villain is transformed into a hero, and an innocent victim is taken to heaven. The study reveals the role of landscape descriptions in the secondary text, the forces of nature are mythologized in the secondary text, they become the full participants in the action, which gives the secondary text an exceptional fairy-tale intonation, bringing the secondary text to the folktales.

Скачать статью

Художественное воплощение метеорологических явлений в романе П. -Э. Виктора «Земли полярные — земли трагические»

Аннотация

Рассматриваются художественное воплощение северного пейзажа и система образов природы полярного пространства в романе французского писателя-полярника П.-Э. Виктора. Актуальность темы исследования определяется малой известностью творчества П.-Э. Виктора в России и слабой изученностью ключевых аспектов его поэтики. Прослеживается логика формирования изобразительного комплекса, сочетающего в себе реалистичность подхода к метеоявлениям Заполярья и их литературную психологизацию. Выявляется тесная связь между образами снега, метели, инея, мороза, ветра и отражением картины мира изнуренных тяжелыми условиями жизни путешественников. Анализ текста романа дает основания предполагать, что художественное воплощение метеорологических явлений занимает в нем сильную текстовую позицию и отражает специфику повествовательного стиля жанра дневниковой прозы.

Abstract

The article examines the artistic realisation of the northern landscape and the system of images of the polar space’ nature in the novel by the French polar writer P.-E. Victor. The relevance of the research is supported not only by the relatively little-studied heritage of P.- E. Victor in Russia but also by the poor knowledge of the key aspects of his poetics. The logic of the formation of the visual complex is traced, which combines the realistic approach to the weather phenomena of the Arctic and their literary psychologization. A close connection is revealed between the images of snow, blizzard, frost, wind and the reflection of the worldview of travelers exhausted by difficult living conditions. Analytical observations of the text of the novel also give grounds to assert that the artistic embodiment of meteorological phenomena occupies a strong textual position in it and reflects the specifics of the narrative style of the genre of diary entries.

Скачать статью

Концептуализация молитвы в дневниковом дискурсе Л. Н. Толстого

Аннотация

Анализ отраженных в дневниках Л. Н. Толстого представлений о молитве осущест­влен с использованием методов сплошной выборки дневниковых заметок, посвященных молитве, концептуального анализа, направленного на выделение ее когнитивных признаков, а также частных приемов анализа семантики ключевого слова. В ходе исследования выявлено, что записи о молитве встречаются на протяжении всех лет ведения дневника. Толстой понимает молитву как диалог с Богом, как самопознание. Проанализированы особенности концептуализации молитвы, объективированные сочетаемостью ключевого слова, реконструирован базовый образ «Человек»: фигурально молитве приписываются процессуальные признаки, присущие человеку. Они характеризуются положительной коннотативной оценочностью. Доказано, что категоризация молитвы средствами антропоморфного культурного кода является следствием реализации коммуникативной когнитивной стратегии. Молитва в представлении Толстого помогает достичь гармонии, избежать сложных эмоциональных состояний, делает человека сильным, духовно возвышает, защищает от греха, помогает в самопознании. Важным аспектом концептуализации молитвы для Толстого является определение условий ее совершения. Молитва осмысливается исключительно как интимное, вне церкви обращение к Богу. Писатель считал, что молиться необходимо при полном отвлечении от всего мирского. Он также предостерегает от механической молитвы, полностью отрицает просительную о личном благополучии молитву. Показано, что толстовское понимание молитвы диссонирует с узуальным.

Abstract

The article is devoted to analyzing ideas about prayer reflected in Leo Tolstoy’s diaries. The research has been carried out using methods of continuous sampling of diary notes dedicated to prayer, conceptual analysis aimed at highlighting its cognitive features, as well as private techniques for analyzing the semantics of a keyword. The study has revealed that records of prayer are found throughout the years of keeping a diary. Tolstoy understands prayer as a dialogue with God, as self-understanding. The article analyzes the features of the conceptualization of prayer, objectified by the compatibility of the keyword, and reconstructs the primary image of “Person”: figuratively, prayer is attributed to procedural features inherent in a person. They are characterized by positive connotative evaluation. It is proved that the categorization of prayer using an anthropomorphic cultural code is a consequence of implementing a communicative cognitive strategy. Tolstoy names the following functions of prayer: it helps to achieve harmony, avoid complex emotional states, makes a person strong, spiritually elevates them, protects them from the temptation to sin, helps in self-understanding. An essential aspect of the conceptualization of prayer for Tolstoy is the definition of the conditions for its performance. Tolstoy understands prayer exclusively as an intimate, non-church appeal to God. Tolstoy believes that prayer should be carried out with complete abstraction from everything mundane. Tolstoy warns against mechanical prayer. He completely denies the prayer asking for personal well-being. Tolstoy’s understanding of prayer is dissonant with the conventional one.

Скачать статью

Образ Христа в книге Бориса Поплавского «Снежный час»

Аннотация

Различные поэтические аспекты книги Б. Поплавского «Снежный час» рассматриваются в связи с образом Христа, чья личность занимает важное место в религиозных дневниках поэта, содержащих теологическую концепцию и ставших теоретической основой «Снежного часа». В аналитическом ракурсе раскрываются основные темы, заявленные в эго-документах поэта и нашедшие художественное воплощение в его лирике. Центральным концептом исследования является понятие «аэон Христа», восходящее к гностической концепции Валентина и к труду Д. С. Мережковского «Атлантида-Европа». Этот термин двояко осмысливается в творчестве Поплавского, что обуславливает основные коннотации образа Христа в «Снежном часе» и дневниках. Во-первых, это божество-посредник между миром людей и миром Бога; при таком понимании Христос и Его милосердие имеют земную природу, Он — пророк, находящийся между Адом и Космосом и проходящий тернистый путь праведника. Во-вторых, это царство духа, божественное пространство вне земного мира, к которому ведет сложный путь, знаменующий духовное и физическое перерождение человека и мира. Эта двой­ственность определяет специфику композиции и лирического сюжета книги «Снежный час», где путь героя — это возвышение к небесной гармонии через преодоление собственной человеческой «люциферианской» природы.

Abstract

The image of Christ is analyzed in Boris Poplavsky’s book of verses “Snowy hour”. Biblical allusions, lyrical plot of poems, composition and an image of lyrical subject are considered. Researched levels of literary text are studied with connection with the image of Christ, whose personality has important place in religious diaries of the poet. This diaries becomes the foundation of the lyrical book and in them theological conception of “Snowy hour” is justified. Contents of the article is presented of analyze and disclosure of main topics , whose are announced in ego-documents of the poet and are founded artistic embodiment in his lyric. Aeon of Christ is the central concept of the work, it goes back to gnostic conception by Valentinus and to the book by D. S. Merezhkovsky “Atlantis-Europe”. This term has two senses in Poplavsky’s art, it explains basic connotations in Christ’s image in “Snowy hour” and in diaries. Firstly, it’s a god-medium between worlds of humans and God; according to Poplavsky this sense includes concepts of earth nature of Christ and His kindness, He’s prophet, who is between Hell and Cosmos and goes the thorny path of the righteous. Secondly, he’s kingdom of spirit, divine space beyond the earthly world, to witch a difficult path leads, which marks a spiritual rebirth of man and world. It explains the specifics of the composition and lyrical plot of the book “Snowy hour”, when the hero is going the special path, the elevation to heaven harmony through overcoming himself human “Luciferian” nature.

Скачать статью

Педагогика и психология

Особенности профессиональной подготовки педагогов в университетах Финляндии

Аннотация

Представлен обзор отличительных особенностей подготовки педагогов в Финляндии — стране, которая более 20 лет имеет высокие международные оценки достижений школьников. Адаптированный авторами междисциплинарный метод PEST-анализа применен для выявления политических, экономических и социальных аспектов образования педагогов, которые влияют на достижение высоких результатов учениками финских школ по оценкам PISA. Для анализа выделены несколько обобщенных категорий национальной системы образования в Финляндии: основные этапы или уровни образования, особенности образовательной политики и стандартизации образования, методы и формы организации обучения педагогов, содержание их образования, цели и ценности обучения и развития личности педагога. Выявлены следующие особенности подготовки педагогов в университетах Финляндии: ориентация на альтернативную образовательную политику в противовес унифицирующим глобальным реформам образования; децентрализация планирования, содержания и направленности учебных программ как отражение автономии университетов; существенное преобладание практической и исследовательской составляющих над теоретическим обучением будущих учителей. Главная цель педагогического образования сформулирована университетами, профессиональным педагогическим и экспертным сообществом в целом, поддерживается парламентом и определена как подготовка рефлексивного ответственного педагога-практика-исследователя, способного принимать самостоятельные образовательные решения в рамках различных моделей и принципов преподавания.

Abstract

An overview of the distinctive features of teacher training in Finland, which has had high international student assessment scores for more than 20 years, is presented. The authors adapted the interdisciplinary method of PEST analysis to identify the political, economic, and social aspects of teacher training that enable students of Finnish schools to get high scores in PISA. Several generalized categories of the national education system in Finland are highlighted for analysis in the research. They are the main stages or levels of education, the features of educational policy and standardization of education, the methods of teaching, the content of education, the goals and values of teacher training and the development of a teacher’s personality. The following features of teacher training at Finnish universities have been identified: orientation towards alternative educational policy in contrast to unifying global education reforms; decentralization of planning, content and focus of the curricula in teacher training as a reflection of university autonomy; the significant prevalence of practical and research components over theoretical training of pre-service teachers. The main goal of teacher training is stated by universities and the professional expert community in general; it is supported by the parliament and is defined as training a reflective responsible teacher-researcher capable of making independent educational decisions within the framework of different models and principles of teaching.

Скачать статью