Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Концептуализация молитвы в дневниковом дискурсе Л. Н. Толстого

DOI
10.5922/pikbfu-2022-4-8
Страницы / Pages
76-85

Аннотация

Анализ отраженных в дневниках Л. Н. Толстого представлений о молитве осущест­влен с использованием методов сплошной выборки дневниковых заметок, посвященных молитве, концептуального анализа, направленного на выделение ее когнитивных признаков, а также частных приемов анализа семантики ключевого слова. В ходе исследования выявлено, что записи о молитве встречаются на протяжении всех лет ведения дневника. Толстой понимает молитву как диалог с Богом, как самопознание. Проанализированы особенности концептуализации молитвы, объективированные сочетаемостью ключевого слова, реконструирован базовый образ «Человек»: фигурально молитве приписываются процессуальные признаки, присущие человеку. Они характеризуются положительной коннотативной оценочностью. Доказано, что категоризация молитвы средствами антропоморфного культурного кода является следствием реализации коммуникативной когнитивной стратегии. Молитва в представлении Толстого помогает достичь гармонии, избежать сложных эмоциональных состояний, делает человека сильным, духовно возвышает, защищает от греха, помогает в самопознании. Важным аспектом концептуализации молитвы для Толстого является определение условий ее совершения. Молитва осмысливается исключительно как интимное, вне церкви обращение к Богу. Писатель считал, что молиться необходимо при полном отвлечении от всего мирского. Он также предостерегает от механической молитвы, полностью отрицает просительную о личном благополучии молитву. Показано, что толстовское понимание молитвы диссонирует с узуальным.

Abstract

The article is devoted to analyzing ideas about prayer reflected in Leo Tolstoy’s diaries. The research has been carried out using methods of continuous sampling of diary notes dedicated to prayer, conceptual analysis aimed at highlighting its cognitive features, as well as private techniques for analyzing the semantics of a keyword. The study has revealed that records of prayer are found throughout the years of keeping a diary. Tolstoy understands prayer as a dialogue with God, as self-understanding. The article analyzes the features of the conceptualization of prayer, objectified by the compatibility of the keyword, and reconstructs the primary image of “Person”: figuratively, prayer is attributed to procedural features inherent in a person. They are characterized by positive connotative evaluation. It is proved that the categorization of prayer using an anthropomorphic cultural code is a consequence of implementing a communicative cognitive strategy. Tolstoy names the following functions of prayer: it helps to achieve harmony, avoid complex emotional states, makes a person strong, spiritually elevates them, protects them from the temptation to sin, helps in self-understanding. An essential aspect of the conceptualization of prayer for Tolstoy is the definition of the conditions for its performance. Tolstoy understands prayer exclusively as an intimate, non-church appeal to God. Tolstoy believes that prayer should be carried out with complete abstraction from everything mundane. Tolstoy warns against mechanical prayer. He completely denies the prayer asking for personal well-being. Tolstoy’s understanding of prayer is dissonant with the conventional one.

Список литературы

1. Балашова Л. В. Отец или владыка, чадо или раб? (концепты адресата и автора в жанре утренней и вечерней молитвы) // Жанры речи. 2002. № 3. С. 186—200.

2. Бобырева Е. В. Коммуникативный компонент жанров молитвы и исповеди в пространстве религиозного дискурса // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел, 2013. С. 100—106.

3. Бугаева И. В. Молитва как особый жанр современной православной публицистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. Орел, 2006. С. 157—164.

4. Вой­так М. О жанрах религиозного стиля // Филология в XXI веке. 2019. № 51. С. 63—68.

5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М., 1995.

6. Захаркин Н. А. Безблагодатная молитва в творчестве Л. Н. Толстого (на при­мере рассказа «Отец Сергий») // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2-2. С. 132—135.

7. Иеродиакон Владимир (Палибрк). Христос в мировоззрении Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого // Христианское чтение. 2015. № 4. С. 201—216.

8. Иванюк Б. П. Жанры литургической поэзии: акафист, антифон, канон, кондак, литания, молитва // Филоlogos. 2012. № 15 (4). С. 23—28.

9. Ицкович Т. В. Речевой жанр обращения в православной молитве // Речевые жанры современного общения. Одиннадцатые Шмелевские чтения (Москва, 23—25 февраля 2015) : тез. докл. М., 2015. С. 71—75.

10. Ицкович Т. В. Религиозный функциональный стиль в жанровом аспекте: к постановке проблемы // Жанры речи. 2016. № 1 (13). С. 87—93.

11. Ицкович Т. В. Жанровая система религиозного стиля. М., 2021.

12. Карасик В. И. Языковой круг: личность концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

13. Келер А. И. Жанр молитвы: критерии классификации // Филология: научные исследования. 2021. № 7. С. 29—38.

14. Келер А. И. Категория композиции в молитвенном тексте // Litera. 2021. № 7. С. 37—46.

15. Князева А. С. К вопросу о гендерной дифференциации православных молитвенных текстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. № 3-1 (69). С. 93—95.

16. Колесов В. В., Колесова Д. В., Харитонов А. А. Словарь русской ментальности : в 2 т. Т. 1. СПб., 2014.

17. Костенич В. А. Молитва как жанр (религиозного) философствования // Религия и общество — 4 : сб. науч. тр. Могилев, 2009. С. 149—150.

18. Мишланов В. А. Молитва как речевой жанр // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов, 2003. С. 290—302.

19. Перевалова О. А. Теория жанра молитвы в современном литературоведении // Актуальные вопросы филологической науки XXI века : сб. ст. по матер. III Всерос. науч. конф. молодых ученых. Екатеринбург, 2013. С. 300—308.

20. Петровская Е. В. Мечта и молитва в поэтическом мире Л. Толстого (1850—1860 гг.) // Русская классика: между архаикой и модерном : сб. науч. ст. СПб., 2002. С. 76—87.

21. Полосина А. Н. Образ ангела в восприятии Л. Н. Толстого и Вольтера // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 27—30.

22. Попова А. И. Личная молитва: особенности композиционной структуры // Литературоведение, лингвистика и коммуникативистика: направления и тенденции современных исследования : матер. II Всерос. заоч. науч. конф. Екатеринбург, 2018. С. 155—156.

23. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. М., 2006.