Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Идентификация интонации и эмоции родного языка в процессе восприятия вокальной мелодии

DOI
10.5922/pikbfu-2022-4-1
Страницы / Pages
5-15

Аннотация

Вопрос о взаимосвязи вокальной музыки и интонации национального языка вызывает постоянный научный интерес у исследователей-интонологов. Вокальная музыка как одна из форм существования языка выявляет план на уровне тона, имеющий коммуникативные и эмоциональные значения, воспринимаемые слуховой базой человека. Интонационная соотнесенность вокально-музыкального высказывания с образцами фраз звучащей речи и вариантами единиц супрасегментного уровня позволяет говорить об интонологической сущности рассматриваемого явления, системное исследование которого только начинается. В настоящей работе описана попытка получить фактические данные о характере интонационной связи национальной вокальной музыки и родного языка посредством процедур перцептивного анализа. Исследование проводится в рамках психолингвистического подхода. Изложена концепция интонационного перцепта русской народной песни в сознании носителя языка, проведена ее апробация в ряде опытов по восприятию мелодии старинного песенного фольклора. Результаты психолингвистического эксперимента свидетельствуют о наличии единого инварианта интонационного перцепта народной песни у представителей языкового коллектива, что позволяет им идентифицировать вокальную мелодию как интонацию родного языка, отличную от мотивов другой национальной музыки, а также дифференцировать ее эмоциональные значения.

Abstract

The issue of interrelation between vocal music and native language intonation has constantly been arousing academic interest among intonation researchers. As a form of language existence, vocal music reveals specific tonal features that imply communicative and emotive meanings perceived via the human auditory faculty. A vocal-music utterance is intonationally correlated with samples of oral speech, this fact proving intonological essence of the considered phenomenon, whose systemic studies have only recently started. This paper describes an attempt to obtain factual data on the character of intonational correlation of national vocal music to the native language. The experiment was based on psycholinguistic approach and was performed by means of perceptive analysis. The author presents the concept of intonational percept of the Russian folk song by the native speakers. The concept has been tested in a number of tests on traditional folk songs perception. The findings of the psycholinguistic experiment prove the existence of a common invariant of the intonational percept of vocal folklore with all the representatives of a language community. This enables them to recognize a vocal tune as belonging to their native language intonationally, differentiate it from foreign tunes, and identify its emotive meanings.

Список литературы

1. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование. М., 1986.

2. Варданян С. Н. Речевая и музыкальная интонации // Научные исследования в сфере гуманитарных наук: открытия ХХI века : матер. VII междунар. на­уч.-практ. конф. Пятигорск, 2018. С. 77—83.

3. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

4. Величкова Л. В. Психолингвистическая основа исследования эмоциональности звучащей речи // Вопросы психолингвистики. 2007. № 5. С. 20—27.

5. Величкова Л. В., Петроченко Е. В. «Вокальная форма» как музыкально-фонетический речевой жанр: аспекты изучения // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание. 2021. Т. 20, № 2. С. 133—143.

6. Величкова Л. В., Абакумова О. В., Воропаева И. В., Петроченко Е. В. Психолингвистическое изучение звучащей речи: восприятие и порождение // Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966—2021). М., 2021. С. 517—526.

7. Винарская Е. Н. К проблеме базовых эмоциональных концептов // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2001. № 2. С. 12—16.

8. Гарипова Н. М. О механизмах когнитивных процессов психики при восприятии музыки // Когнитивные исследования на современном этапе : матер. Всерос. конф. Казань, 2017. С. 223—331.

9. Гиппиус Е. В. М. Балакирев. Русские народные песни. М., 1957.

10. Джапаридзе З. Н. Перцептивная фонетика (основные вопросы). Тбилиси, 1985.

11. Жиров М. С., Алексеева О. И. Культурная морфология русской народной песни: теоретико-методологический аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2009. № 10 (65). С. 34—43.

12. Ланглебен М. Мелодия в плену у языка // Музыка и незвучащее. М., 2000. С. 91—116.

13. Корсакова-Крейн М. Н. Тональное пространство и мелодическое мышление // Философские исследования. 2010. № 3. С. 108—124.

14. Леонтьев А. А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

15. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 2020.

16. Народная традиционная культура Псковской области: обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра : в 2 т. Т. 1. Псков, 2002.

17. Потапова Р. К., Потапов В. В. Синкретический дуализм музыки и речи как особый семиотический феномен бытия человека // Человек: Образ и сущность. 2018. № 3 (34). С. 52—71.

18. Торопова А. В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология. М., 2018.

19. Lieder von Volkslied. Alojado Lieder Archiv. URL: https://www.lieder-archiv.de/texte_von-volkslied-pid6571.html (дата обращения: 14.03.2022).