Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Образ Христа в книге Бориса Поплавского «Снежный час»

DOI
10.5922/pikbfu-2022-4-9
Страницы / Pages
86-101

Аннотация

Различные поэтические аспекты книги Б. Поплавского «Снежный час» рассматриваются в связи с образом Христа, чья личность занимает важное место в религиозных дневниках поэта, содержащих теологическую концепцию и ставших теоретической основой «Снежного часа». В аналитическом ракурсе раскрываются основные темы, заявленные в эго-документах поэта и нашедшие художественное воплощение в его лирике. Центральным концептом исследования является понятие «аэон Христа», восходящее к гностической концепции Валентина и к труду Д. С. Мережковского «Атлантида-Европа». Этот термин двояко осмысливается в творчестве Поплавского, что обуславливает основные коннотации образа Христа в «Снежном часе» и дневниках. Во-первых, это божество-посредник между миром людей и миром Бога; при таком понимании Христос и Его милосердие имеют земную природу, Он — пророк, находящийся между Адом и Космосом и проходящий тернистый путь праведника. Во-вторых, это царство духа, божественное пространство вне земного мира, к которому ведет сложный путь, знаменующий духовное и физическое перерождение человека и мира. Эта двой­ственность определяет специфику композиции и лирического сюжета книги «Снежный час», где путь героя — это возвышение к небесной гармонии через преодоление собственной человеческой «люциферианской» природы.

Abstract

The image of Christ is analyzed in Boris Poplavsky’s book of verses “Snowy hour”. Biblical allusions, lyrical plot of poems, composition and an image of lyrical subject are considered. Researched levels of literary text are studied with connection with the image of Christ, whose personality has important place in religious diaries of the poet. This diaries becomes the foundation of the lyrical book and in them theological conception of “Snowy hour” is justified. Contents of the article is presented of analyze and disclosure of main topics , whose are announced in ego-documents of the poet and are founded artistic embodiment in his lyric. Aeon of Christ is the central concept of the work, it goes back to gnostic conception by Valentinus and to the book by D. S. Merezhkovsky “Atlantis-Europe”. This term has two senses in Poplavsky’s art, it explains basic connotations in Christ’s image in “Snowy hour” and in diaries. Firstly, it’s a god-medium between worlds of humans and God; according to Poplavsky this sense includes concepts of earth nature of Christ and His kindness, He’s prophet, who is between Hell and Cosmos and goes the thorny path of the righteous. Secondly, he’s kingdom of spirit, divine space beyond the earthly world, to witch a difficult path leads, which marks a spiritual rebirth of man and world. It explains the specifics of the composition and lyrical plot of the book “Snowy hour”, when the hero is going the special path, the elevation to heaven harmony through overcoming himself human “Luciferian” nature.

Список литературы

1. Андреева Н. В. Черты культуры XX века в романе Б. Поплавского «Аполлон Безобразов» : дис. … канд. филол. наук. М., 2000.

2. Бердяев Н. А. По поводу «Дневников» Б. Поплавского // Человек. 1993. № 3. С. 172—175.

3. Бёме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении / пер. и примеч. А. С. Петровского. СПб., 2018.

4. Газданов Г. И. Собр. соч. : в 5 т. М., 2009. Т. 1.

5. Галкина М. Ю. Художественно-философские аспекты прозы Бориса Поплавского: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2011.

6. Компарелли Р. Поэтика визуальности в лирике Б. Поплавского. Итальянский контекст // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. С. 42—47.

7. Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.

8. Мережковский Д. С. Иисус Неизвестный. М., 2013.

9. Мережковский Д. С. Атлантида-Европа. Тайна Запада. М., 2021.

10. Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы. URL: http://merezhkovsky.ru (дата обращения: 15.09.2021).

11. Милькович Н. Поэтическое искусство Бориса Поплавского : дис. … канд. филол. наук. Белград, 2021.

12. Назаренко И. И. «Орфей в аду»: трансформация мифа об Орфее и Эвридике в романе Б. Поплавского «Домой с небес» // Имагология и компаративистика. 2020. № 14. С. 90—109.

13. Осипова Н. О. «Ренессансный текст» в поэзии русской эмиграции // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 1. С. 103—111.

14. Откровения Бориса Поплавского. URL: http://az.lib.ru/p/poplawskij_b_j/text_1935_otkrovenia.shtml (дата обращения: 15.05.2022).

15. Поплавский Б. Ю. Неизданное. М., 1996.

16. Поплавский Б. Ю. Собр. соч. : в 3 т. М., 2009. Т. 1.

17. Поплавский Б. Ю. Собр. соч. : в 3 т. М., 2009. Т. 2

18. Поплавский Б. Ю. Собр. соч. : в 3 т. М., 2009. Т. 3.

19. Роман С. Н. Пути воплощения религиозно-философских переживаний в поэзии Андрея Белого и Б. Ю. Поплавского : дис. … канд. филол. наук. Орехово-Зуево, 2007.

20. Савинская О. А. Генезис лирики Б. Ю. Поплавского : автореф. дис. … канд. филол. наук. Кострома, 2012.

21. Семенова С. Героизм откровенности (проза Бориса Поплавского) // Семенова С. Русская поэзия и проза 1920—1930-х годов. Поэтика — Видение мира — Философия. М., 2001. С. 571—588.

22. Тырышкина Е. В., Маматов Г. М. Функционирование мифологического сюжета «Орфей в аду» в творчестве Бориса Поплавского 1930-х годов // Филология и человек. 2020. № 3. С. 74—86.

23. Тырышкина Е. В. Сюжет творчества в лирике Бориса Поплавского // Феномен русской эмиграции. Седльце, 2021. С. 117—137.

24. Фатеева А. С. Орфический миф в интертекстуальных мотивах культур России и Италии конца XIX — первой половины XX веков : дис. … канд. филос. наук. М., 2016.

25. Франциск Ассизский. Цветочки / пер. и примеч. А. Печковского. СПб., 2017.

26. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002.

27. Karlinsky S. Surrealism in Twentieth-Century Russian Poetry: Churilin, Zabolotskii, Poplavskii // Slavic Review. 1964. Vol. 26, № 4. P. 605—617.

28. Karlinsky S. Poetry aboard. In search of Poplavsky. A Collage. Madison, 2013.

29. Ponomareff C. V. One Less Hope: Essays on Twentieth-Century Russian Poets. N. Y., 2006.

30. Tokarev D. “The astral fire of the most-pure divine magic”: a portrait of the émigré poet Boris Poplavskii as a magus // Russian Literature. 2017. Vol. 93—94. P. 267—289.