Филология, педагогика, психология

2022 Выпуск №4

Назад к списку Скачать статью

Лабиринты памяти в романе Моники Марон «Animal triste»

DOI
10.5922/pikbfu-2022-4-5
Страницы / Pages
46-57

Аннотация

Представлены результаты исследования мотива памяти на материале романа современной немецкой писательницы М. Марон. Синкретический характер памяти осмысливается в свете необходимости учитывать воспоминание и забывание как необходимые составляющие данного феномена. Особое внимание уделяется рассмотрению процесса целенаправленного вытеснения рассказчицей из собственного сознания определенных фрагментов информации о прошлом, касающихся истории ее поздней любви с трагическим финалом. Доказывается, что избирательный характер ретроспективной деятельности безымянной героини обусловлен стремлением нивелировать чувство собственной причастности к гибели предавшего ее возлюбленного. Сделаны выводы о сюжетообразующей роли лейтмотива забывания в тексте романа.

Abstract

The article considers the results of the memory motive study in the novel of M. Maron, a modern German writer. The syncretic nature of memory is analyzed in terms of memory and forgetting as necessary components of this phenomenon. For this study, the process of purposeful ousting certain fragments connected to the late love story with a tragic finale, from the storyteller’s past, has been analysed. The selective nature of the nameless character’s retrospective activity is based on the desire to level out her commitment to the death of her beloved who betrayed her. The author concludes that the role of the forgetting leitmotiv in the text of the novel is forming.

Список литературы

1. Бондарева Л. М. Лингвокогнитивные и текстотипологические параметры ретроспективного дискурса (на материале немецкого языка) : дис. … д-ра филол. наук. Архангельск, 2019.

2. Гесиод. Теогония (о происхождении богов) // Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегии. Ямбы. Мелика / отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 1999. С. 29—49

3. Ревзина О. Г. Память и язык // Критика и семиотика. 2006. Вып. 10. С. 10—24.

4. Рикёр П. Память, история, забвение / пер. с фр. М., 2004.

5. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зен­кина. М., 2007.

6. Babka A. Unterbrochen: Gender und die Tropen der Autobiographie. Wien, 2002.

7. Bockelmann E. Vers — Kognition — Gedächtnis // Ars memorativa: zur kulturgeschichtlichen Bedeutung der Gedächtniskunst 1400—1750 / hrsg. von J. J. Berns und W. Neubeck. Tübingen, 1993. S. 297—312.

8. Boll K. Erinnerung und Reflexion: Retrospektive Lebenskonstruktionen im Prosawerk Monika Marons. Würzburg, 2002.

9. Erdle B. R. Das Trauma im gegenwärtigen Diskurs der Erinnerung // Lesbarkeit der Kultur: Literaturwissenschaften zwischen Kulturtechnik und Ethnographie / hrsg. von G. Neumann und S. Weigel. München, 2000. S. 259—274.

10. Griechische und römische Mythologie: Götter, Helden, Ereignisse, Schauplätze. Freiburg ; Basel ; Wien, 1996.

11. Kittler W. Digitale und analoge Speicher. Zum Begriff der Memoria in der Literatur des 20. Jahrhunderts // Gedächtniskunst: Raum — Bild — Schrift. Studien zur Mnemotechnik / hrsg. von A. Haverkamp und R. Lachmann. Frankfurt a/M, 1991. S. 387—408.

12. Koch G. Der Engel des Vergessens und die Black Box der Faktizität — Zur Gedächtniskonstruktion in Claude Lanzmanns Film „Shoah“ // Memoria — vergessen und erinnern / hrsg. von A. Haverkamp und R. Lachmann ; unter Mitw. von R. Her­zog. München, 1993. S. 67—77.

13. Konersmann R. Spiegel und Bild. Zur Metaphorik neuzeitlicher Subjektivität. Würzburg, 1988.

14. Kotre J. Der Strom der Erinnerung. Wie das Gedächtnis Lebensgeschichten schreibt. München, 1998.

15. Maron M. Animal triste. Frankfurt a/M, 2002.

16. Weinrich H. Lethe. Kunst und Kritik des Vergessens. München, 1997.