Вестник БФУ им. И. Канта - Филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №3

Трансдисциплинарность как механизм образовательных инноваций: обобщение опыта педагогической деятельности

Аннотация

В силу относительно недавнего возникновения феномена трансдисциплинарности в образовательной сфере механизмы инноваций, философской основой которых она является, остаются недостаточно изученными. Цель данной статьи — представить систематизированный опыт, в котором трансдисциплинарность выступает как механизм образовательных инноваций и способствует достижению образовательных результатов нового качества или получению более надежных, удобных, функциональных педагогических разработок. Представлены результаты разработки технологии обучения будущих педагогов созданию трансдисциплинарных образовательных продуктов. Выделены и описаны основные приемы разработки трансдисциплинарных образовательных продуктов: цифровизация традиционных или имеющихся дидактических средств, применение новейших достижений науки для получения нового качества образовательного результата в педагогической практике, использование теории оптимальности, метода «проб и ошибок», а также внедрение общенаучных подходов в образовательную практику. Представленный в статье опыт может способствовать развитию студенческих педагогических стартапов, улучшению качества инноваций в образовании.

Abstract

Due to the relatively recent emergence of transdisciplinarity in the educational sphere, the mechanisms of innovations, whose philosophical basis it constitutes, remain insufficiently studied. The aim of this article is to present a systematic experience in which transdisciplinarity serves as a mechanism for educational innovations and contributes to achieving new quality educational outcomes or obtaining more reliable, convenient, and functional pedagogical developments. The results include the development of a training technology for future educators to create transdisciplinary educational products. The main techniques for developing transdisciplinary educational products are identified and described: digitization of traditional or existing didactic tools, application of the latest scientific achievements to obtain new quality educational outcomes in pedagogical practice, application of the theory of optimality, the trial and error method, as well as the implementation of general scientific approaches in educational practice. The experience presented in the article can contribute to the development of student pedagogical startups and improve the quality of innovations in education.

Скачать статью

Культурно-досуговая деятельность как элемент этнокультурного воспитания младших школьников в учреждении дополнительного образования

Аннотация

Анализируются аспекты эффективной организации культурно-досуговой деятельности в рамках этнокультурного воспитания, реализуемого педагогом учреждения дополнительного образования. С опорой на изученные источники выявлены факторы, определяющие актуальность исследования (важность социализации, условия поликультурного мира), отдельно рассматриваются отличительные признаки нескольких видов воспитания (поликультурного, мультикультурного, монокультурного и этнокультурного). Также рассмотрены характеристики культурно-досуговой деятельности, ее задачи, этапы и формы реализации. Описаны основные аспекты организации культурно-досуговой деятельности в рамках проведения этнокультурного воспитания в учреждении дополнительного образования (функции, формы, средства, содержание). В результате выявлены факторы, определяющие достижение цели этнокультурного воспитания школьников 6—11 лет (формирование этнической идентичности личности и межкультурной толерантности) посредством участия детей в различных формах культурно-досуговой деятельности.

Abstract

The aspects of effective organization of cultural and leisure activities within the framework of ethnocultural education implemented by a teacher in an additional education institution are analyzed in the article. Based on the studied sources, factors determining the relevance of the research (the importance of socialization, the conditions of a multicultural world) are identified, and distinctive features of several types of education (polycultural, multicultural, monocultural, and ethnocultural) are separately considered. The authors also examine the characteristics of cultural and leisure activities, their tasks, stages, and forms of implementation. The research focuses on the main aspects of organizing cultural and leisure activities within the framework of ethnocultural education in an additional education institution (functions, forms, means, content). As a result, factors determining the achievement of the goals of ethnocultural education for 6—11-year-old students (formation of ethnic identity and intercultural tolerance) through the participation of children in various forms of cultural and leisure activities are identified.

Скачать статью

Реализация принципа обучения на речевых образцах в профильно-ориентированной иноязычной подготовке

Аннотация

Освещается один из ведущих специальных методических принципов профильно-ориентированной иноязычной подготовки — принцип обучения на речевых образцах конкретной предметной области. Представлен теоретический анализ сущности рассматриваемого принципа, его места и роли в системе принципов обучения профильно-ориентированному иностранному языку, описана попытка практической реализации принципа в содержании обучения английскому языку для предметной области «Информационные технологии». Для достижения цели: 1) конкретизируется понятие и сущность речевых образцов конкретной профессиональной сферы; 2) анализируются сходства и различия в использовании терминов «речевой образец», «речевой шаблон», «речевое клише»; 3) определяются специфические условия реализации рассматриваемого принципа в практической педагогической деятельности на занятиях по профильно-ориентированному иностранному языку; 4) описывается последовательность методических и учебных действий в ходе иноязычной подготовки на основе речевых образцов конкретной предметной области; 5) предлагается вариант практической реализации рассматриваемого принципа для целей профильно-ориентированного обучения иностранному языку студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий. В результате исследования сделан вывод об увеличении качества таких показателей иноязычной подготовки, как наглядность, аутентичность, экономичность по времени, функциональность, комплексность (полиаспектность) в ходе формирования профильно-ориентированных речевых навыков и развития речевых умений обучающихся.

Abstract

One of the leading special methodological principles of professionally-oriented foreign language training — the principle of teaching based on speech patterns of a specific subject area — is highlighted. A theoretical analysis of the essence of this principle, its place and role in the system of principles of professionally-oriented foreign language teaching is presented, along with an attempt to practically implement this principle in the content of English language teaching for the subject area “Information Technology”. To achieve the goal: 1) the concept and essence of speech patterns in a specific professional field are specified; 2) similarities and differences in the use of the terms “speech pattern”, “speech template”, “speech cliché” are analyzed; 3) specific conditions for the implementation of the principle in practical pedagogical activities in professionally-oriented foreign language classes are determined; 4) the sequence of methodological and educational actions during foreign language training based on speech patterns of a specific subject area is described; 5) a practical implementation option of the principle for the purposes of professionally-oriented foreign language teaching for students in the field of information technology is proposed. The study concludes that the quality of such foreign language training indicators as visibility, authenticity, time efficiency, functionality, and complexity (multi-aspect nature) is improved in the process of forming professionally-oriented speech skills and developing students’ speech abilities.

Скачать статью

Сопровождение проектной деятельности в вузе с использованием веб-сервиса

Аннотация

Устойчивый интерес к использованию проектного обучения в высшей школе обусловлен необходимостью подготовки студентов к решению реальных задач, а также возможностями проектной деятельности для развития самостоятельности, познавательных и творческих способностей обучающихся. Опираясь на психолого-педагогическую литературу, авторы подчеркивают значение педагогического и организационного сопровождения проектной деятельности студентов. С учетом проектного задания руководитель проектного обучения (преподаватель) формирует проектные команды и в дальнейшем участвует в сопровождении студенческой проектной команды, обеспечивая ее формирование как сплоченного коллектива.

Описана разработанная для Центра организации проектного обучения Череповецкого государственного университета программная платформа сопровождения проектной деятельности — веб-сервис, предназначенный для коммуникации между заказчиком и исполнителем, а также для поддержки работы сотрудника Центра организации проектного обучения на этапах управления проектом: инициации, планирования, управления и контроля. Веб-сервис разработан с привлечением системы управления образовательными электронными курсами Moodle. В нем предусмотрены четыре категории пользователей: администратор, преподаватель (руководитель проектного обучения), студент, внешний заказчик. Данное решение позволяет сопровождать проектное обучение с учетом интересов студентов, руководителей проектного обучения, заказчиков и образовательной организации.

Abstract

The sustained interest in using project-based learning in higher education is driven by the need to prepare students for solving real-world problems and the potential of project activities to develop students’ independence, cognitive, and creative abilities. Based on psychological and pedagogical literature, the authors emphasize the importance of pedagogical and organizational support for students’ project activities. Considering the project assignment, the project learning leader (instructor) forms project teams and participates in supporting the student project team, ensuring its development as a cohesive unit. A software platform for supporting project activities has been developed for the Project Learning Organization Center at Cherepovets State University — a web service designed for communication between the client and the executor, as well as for supporting the work of the Project Learning Organization Center staff at the stages of project management: initiation, planning, management, and control. The web service is developed using the Moodle educational electronic course management system. It includes four categories of users: administrator, instructor (project learning leader), student, and external client. This solution allows for the support of project-based learning, considering the interests of students, project learning leaders, clients, and the educational organization.

Скачать статью

Поиск причин речевых нарушений у детей (перинатальные аспекты)

Аннотация

Речевые нарушения у детей — актуальная проблема современности, в первую очередь потому, что речь является центральной когнитивной функцией. Без нее невозможно развитие других психических процессов, в том числе мышления. Нарушения развития речи у детей могут привести в будущем к трудностям в различных сферах. Этим обусловлена актуальность изучения причин речевых нарушений у детей и анализа факторов, влияющих на их возникновение. Целью исследования стало изучение гендерных различий причин речевых нарушений у детей. Проведены обзор и анализ литературы по проблеме, показавшие, что к числу немаловажных причин речевых нарушений исследователи относят перинатальные факторы. Осуществлен ретроспективный анализ медицинской и педагогической документации детей (n = 300) с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с тяжелыми нарушениями речи. В результате выявлены возможные факторы риска перинатального периода, влияющие на возникновение речевых нарушений у детей, проведен гендерный анализ этих причин. Учет выявленных факторов риска совместно с ранним выявлением отклонений в психомоторном и речевом развитии ребенка позволит своевременно начинать медикаментозную терапию и коррекционную работу.

Abstract

Speech disorders in children are a current issue of modern times, primarily because speech is a central cognitive function, without which the development of other mental processes, including thinking, is impossible. Speech development disorders in children can lead to difficulties in various areas in the future. This underscores the relevance of studying the causes of speech disorders in children and analyzing the factors influencing their occurrence. The aim of the research was to study the gender differences in the causes of speech disorders in children. A review and analysis of the literature on the problem were conducted. It was found that researchers consider perinatal factors among the significant causes of speech disorders. A retrospective analysis of the medical and educational documentation of children (n = 300) with disabilities, including severe speech disorders, was carried out. As a result, potential risk factors of the perinatal period influencing the occurrence of speech disorders in children were identified, and a gender analysis of these causes was conducted. Taking into account the identified risk factors, along with the early detection of deviations in a child’s psychomotor and speech development, will allow for the timely initiation of medication therapy and corrective work.

Скачать статью