Слово.ру: Балтийский акцент

2019 Том 10 №2

2019 Vol. 10 №226 4218

РУСИСТИКА ЗА РУБЕЖОМ / RUSSIAN STUDIES ABROAD

ОПОЯЗ и Бахтин: взгляд с позиций теории принятия решений

OPOIAZ and Bakhtin: the Decision Science’s perspective Аннотация

Теория принятия решений — относительно новая дисциплина, продукт взаимо­обмена математики, психологии, экономики и некоторых других областей знаний. Она исследует то, как человек делает выбор, и ставит целью очертить «рациональ­ные рамки для выбора между альтернативными курсами действий, когда последствия, вытекающие из этого выбора, не полностью известны» (North, 1986, c. 200). Сама по себе наука принятия решений представляет собой обширную область пересекающихся теорий и методологий, к которым я буду обращаться, но в той лишь мере, насколько они применимы к конкретным воззрениям на литературное творчество. В статье рассматриваются теории членов петербургского ОПОЯЗа В. Шкловского и Ю. Тыня­нова — в частности, их взгляды на писателя как на преследующего конкретную цель рационального деятеля и то, какие средства он имеет в распоряжении для достижения этой цели. Показано, как подходы этих ученых согласуются с двумя определенными типами рациональности: «инструментальной» и «ограниченной». В заключение мы сравниваем концепцию поэтического творчества формалистов с воззрениями Михаи­ла Бахтина для того, чтобы доказать, что его понимание доступных автору страте­гий можно назвать «интерактивной рациональностью».

Abstract

Decision science is a relatively new discipline: the product of a cross-pollination among mathematics, psychology, economy and a few other branches of knowledge. It studies how humans make their choices and purports to provide a “rational framework for choosing be­tween alternative courses of action when the consequences resulting from this choice are im­perfectly known.” In and of itself decision science is a vast field of intersecting theories and methodologies that I will exploit only in a limited manner—as it applies to particular views on literary production. My paper deals with the theories of Viktor Shklovsky and Iurii Tynianov outlining how these two members of the Petersburg “Society for the Study of Poetic Language”(OPOIAZ) conceived of the writer as a rational agent pursuing a specific goal, and of the means at his/her disposal to attain it. Their approaches, I will illustrate, correspond well to two specific types of rationality: “instrumental” and “bounded.” To conclude, I will juxta­pose the Formalists’ conceptualization of poetic creativity to Mikhail Bachtin’s view on the subject arguing that the way he conceives of the strategies available to the literary author fit the label of “interactive rationality.”

Скачать статью Download an article

АГИОГРАФИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / HAGIOGRAPHY: COMPARATIVE AND HISTORICAL ASPECTS

Черты агиографического жанра в жизнеописании Александра (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»)

The hagiographic genre of the life of Alexander (Plutarch’s Comparative biographies) Аннотация

Рассматриваются отдельные черты агиографического жанра в жизнеописании Александра из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. При помощи реверсивного, компаративистского и структурно-семантического методов анализируется струк­тура биографии Александра Македонского, образ главного героя, образ нарратора, ир­реальность и обожествление героя. Прослеживается определенная типологическая кон­вергенция между жанром жития-биос и жанром античной биографии Плутарха, что отражено в первую очередь в структуре биографии Александра, которая строится по определенной модели, сюжетной схеме-шаблону, включающей происхождение, детство, воспитание, юность, зрелость, славные деяния, прижизненное обожествление и смерть героя. Корреляция двух жанровых форм позволила также выявить и исследовать та­кие аспекты, как специфику создания Плутархом биографического образа главного героя, вопрос судьбы человека, его предназначенности и свободы выбора, закрепленных и видоизмененных впоследствии в жанре жития; общность и отличие повествователь­ных стратегий, поскольку повествующая инстанция (недиегетический нарратор) в жанре агиографии явно соотносится с недиегетическим «множественным» наррато­ром биографии Плутарха. Устанавливается, что жанр античной биографии с его топосом частной жизни и развлекательно-назидательной функцией послужил суб­стратом жанра жития-биос.

Abstract

The article describes the main features of the hagiographic genre in the Life of Alexander from Plutarch’s Comparative Biographies. I use the comparative, reverse and structural-semantic methods to analyse the biography of Alexander the Great, the images of the protago­nist and the narrator, the unreality and the deification of the protagonist. There is a certain typological convergence between bios as a genre and Plutarch’s ancient biographies. This convergence is reflected in the structure of Alexander’s biography, which is built according to a certain model, a plot-scheme pattern, and includes Alexander’s birth, childhood, upbring­ing, adolescence, maturity, his victories, lifetime deification and death. The correlation of the two genre forms helps to reveal and explore the biographic image of Plutarch’s main character as well as his human fate, the aim of life and the freedom of choice. These aspects are reflected in the hagiographic genre. I analyse the similarities and differences of the narrative strategies employed since the narrative (non-diegetic narrator) in the hagiography genre is clearly relat­ed to the non-diegetic “multiple” narrator of Plutarch's biography. I argue that the genre of ancient biography with its topos of private life and its entertaining and instructive functions serves as a nutrient substrate for the formation of the genre of bios.

Скачать статью Download an article

Жанр жития в творчестве Конрада Вюрцбургского

Hagiographic genre in the works of Konrad von Wurzburg Аннотация

Рассматриваются три стихотворных жития, созданные немецким средневеко­вым поэтом XIII века Конрадом Вюрцбургским. Это жития святых, почитаемых как католической, так и православной церквями: святого Сильвестра, папы Римского, святого Алексия, человека Божия и святого Пантелеимона. Особое внимание уделено обоснованию Конрадом Вюрцбургским концепции жанра, к которому он обращается, его сущностных особенностей, специфики читательской рецепции текстов житий­ной литературы. Обосновывается стремление средневековых немецких авторов созда­вать духовную литературу в поэтической форме. Приводится характеристика тер­минов, обозначающих в немецкой традиции жанр жития в средневековую эпоху, в сравнении с понятием, употребляемым Конрадом Вюрцбургским. Рассматриваются особенности оформления текста, функции пролога и эпилога. Анализируются неко­торые особенности сюжетосложения упомянутых житий. Подчеркивается значение творчества Конрада Вюрцбургского для становления жанрового канона жития святых в немецкой литературе.

Abstract

I analyse three hagiographic poems written by Konrad von Würzburg, a German poet of the XIII century. The poems describe the lives of Saint Alexis, a Man of God, Saint Pantaleon and Pope Sylvester. These saints are worshipped both by the Catholic and the Orthodox churches. Special attention is paid to Konrad von Wurzburg’s concept of ‘genre’, its essential features and the reader’s perception of hagiographic texts. I hold that German medieval writ­ers tended to create spiritual literature in a poetic form. I define the terms, which according to Ger­man tradition, characterize hagiography as a genre in the medieval epoch and compared them with the notion used by Konrad von Würzburg. I examine the peculiarities of the text structure, the functions of the prologue and the epilogue and analyse a number of specific features typical of the plot of the above-mentioned hagiographic poems. Conrad von Würs­burg’s outstanding merit lies in the establishment of hagiographic canons in German litera­ture.

Скачать статью Download an article

Особенности функционирования лексем с корнем -бог- в житийных текстах XV—XVII веков

Lexemes with the stem –БОГ- (GOD) in hagiographic texts of the 15th—17th centuries Аннотация

Рассматриваются лексемы, имеющие в своей структуре корень -бог-, которые ис­пользуются в текстах житий XV—XVII веков не только в качестве номинанта по­нятия «Бог», но и для характеристики других объектов, явлений и т. п. Материалом исследования стали житийные тексты XV—XVII веков как один из источников фор­мирования в сознании славян ценностной картины мира, основанной на аксиологии христианского вероучения. Цель исследования — выявление специфики использования лексем с корнем -бог- в указанных текстах, обнаружение их тесной связи между собой и с понятием «Бог», определение семантических критериев, по которым изучаемая группа лексики формирует парадигмы. Для исследования был избран комплексный подход, в основу которого положен наряду с общенаучными методами функционально-семантический анализ с элементами качественно-количественного, этимологическо­го, контекстуального анализа и др. Результатом проведенного исследования стало обнаружение количественной неоднородности употребления лексем с корнем -бог- в житийных текстах XV—XVII веков, что выразилось в доминировании лексемы богъ по отношению к другим лексемам с указанным корнем и в использовании композит с корнем -бог-, которые группируются по семантическим признакам «обозначение лиц, имеющих непосредственное отношение к Богу», «характеристика деятельности кон­кретной исторической личности», «абстрактное понятие», «реалия того времени», «полисемант». Большую группу составляют лексемы, употребляемые для характери­стики человека, предмета или явления по признакам «достойный Бога», «(не) чтущий Бога», «обладающий божественной мудростью», «следующий по пути божьему», «тот, на кого (то, на что) воздействует Бог». Также было установлено, что лексемы с корнем бог- в житийных текстах XV—XVII веков входят в более широкую парадигму «соответствующий нормам христианского вероучения, имеющий положительную оценку — не соответствующий им, обладающий отрицательной оценкой», которая в свою очередь является основой аксиологии христианского вероучения.

Abstract

The article explores lexemes stemming from Rus. бог- (god), which were used in the texts of the XV—XVII centuries. This stem expressed the concept of God and was used as a means of characterization of objects, phenomena, etc. The material of the analysis was taken from the texts of the XV—XVII centuries, which are a valuable source of information for the study of the system of values of Slavs, based on the axiology of Christian dogmas. The aim of this re­search is to identify the specificity of these lexemes, their interconnection as well as their re­latedness to the concept of God. I defined a number of semantic criteria, according to which the studied lexical group forms various paradigms. I argue that there is quantitative hetero­geneity in the use of lexemes with the stem бог- (God) in the XV—XVII centuries. This het­erogeneity was expressed in the dominance of the lexeme analysed over others. The identified lexemes are grouped according to the following semantic features: designation of people relat­ed to God, characteristics of the activity of a specific historical personality, an abstract con­cept, an object or a phenomenon of that time, or a polysemantic word. This large group of lexemes consists of the words characterizing a person, an object or a phenomenon on the basis of the following attributes — 'worthy of God's praise, '(not) worthy of praise', 'possessing Divine wisdom', 'following the path of God', etc. I argue that lexemes with the stem бог- (God) in the texts of the XV-XVII centuries are parts of a broader paradigm of 'conforming to the standards of Christian dogmas, positively assessed vs not corresponding to the standards, negatively assessed”. This assessment forms the basis of the axiology of the Christian doctrine.

Скачать статью Download an article

СОВРЕМЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС: ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ КОНОНОВА / MODERN LITERATURE: N. KONONOV

«Nomen est Omen»: о роли имен в романе Николая Кононова «Парад»

«Nomen est omen»: the role of names in the novel Parade by Nikolay Kononov Аннотация

Анализируется роль имен троих персонажей романа Н. Кононова «Парад» — Льва, Люды и Аркадия. В качестве методики исследования выбран мультиязыковой ана­грамматический код, позволяющий путем анаграммирования (в ряде случаев с перехо­дом с одного языка на другой) обнаружить в тексте произведения сознательно или не­осознанно заложенные его создателем скрытые смыслы. Языковая игра, к которой на протяжении романа прибегает Н. Кононов, показывает связь имени Лев с семантикой телесности и персональных качеств (при описании персонажа автор использует ряд образов — царь зверей, трусливый лев и пр.). Мультиязыковой анаграмматический код высвечивает связь имени протагониста с двумя ключевыми концептами романа — любовью (LEV = LoVE) и смертью. Подобным образом этот код работает с именами Люда (ludus как игра в переводе с латыни; Лев, играющий с Людой, — homo ludens) и Аркадий, где последнее также пронизано семантикой смерти, проступающей в выра­жении Et in Arcadia ego. Имена персонажей романа являются ключом к пониманию тройственной структуры произведения. В частности, краткая форма имени Арка­дий (Адя = Ад + я) указывает на Ад как на одну из трех частей мироздания в католи­ческом представлении, вслед за которым в тексте обнаруживаются указания на Рай и Чистилище. Сделан вывод о том, что имена выступают в романе фактором тексто­порождения, помогая вскрыть заложенную в тексте зашифрованную информацию.

Abstract

The author analyses the role of the main characters’ names — Lev, Lyuda and Arkady — in the novel Parade by N. Kononov. The multilanguage anagrammatic code is chosen as a research technique: anagramming (in some cases with a transition from one language to an­other) allows the author to identify hidden meanings consciously or subconsciously used by the writer. N. Kononov resorts to language game throughout his novel and shows the connec­tion between the name Lev and the semantics of physicality and personality traits. Describing his characters, the writer uses a number of images: the king of all animals, the cowardly lion, etc. The multilanguage anagrammatic code highlights the connection of the name of the pro­ta­gonist with the two key concepts of the novel — love (LEV = LoVE) and death. Similarly, this code works with the names of Lyuda (‘ludus’ as ‘game’ in Latin; Lev playing with Lyuda — ‘homo ludens’). The name Arkady is semantically associated with death in the expression ‘et in Arcadia ego’. The names of the characters in the novel are the key to the understanding of the threefold structure of the text. The short form of the name Arkady (Adya = Ad (Hell) + I) refers to Hell as one of the three parts of the Universe in the Catholic religion, followed in the text by Paradise and Purgatory. The author concludes that the names perform a text-generating function and reveal the encrypted information inherent in the text.

Скачать статью Download an article

Алхимическая символика как инструментарий психоаналитического описания в повести Н. Кононова «Источник увечий»

Alchemic symbols as a means of psychoanalytical description in N. Kononov's story «Source of Injury» Аннотация

Повесть «Источник увечий» Н. Кононова рассматривается как «психоаналити­ческий отчет» — безусловно, художественный, но рассчитанный на определенный терапевтический эффект для повествователя. Прочтение сугубо авторских на пер­вый взгляд характеристик трех главных персонажей в свете алхимической символики позволяет прояснить «психологическую функцию» каждого из них как отражения определенного аспекта психики. Овечин, в чьем образе доминирует солярная символи­ка, предстает как проекция Эго — сиюминутного сознания, связанная с образами Лу­ны и воздуха Оля — как проекция находящейся в сфере бессознательного Анимы. По­вествователю и его персонажу отведена роль пребывающей за сиюминутным сознани­ем осознающей части психики. При всей очевидности того, что речь в повествовании идет о душевном заболевании, о «раздвоении личности», присущем состоянию психо­за, оно предстает одновременно как разматывание и упорядочивание истории, собы­тий прошлого, их аналитическое осмысление, то есть как начало процесса индивидуа­ции.

Abstract

The story «The Source of Injury» by Nikolay Kononov is as a psychoanalytic report that has a therapeutic effect for the narrator. The characteristics of the three main characters are con­sidered in terms of their alchemical symbolism. This point of view makes it possible to identify the psychological function of each character as a reflection of a certain aspect of their psyche. Ovechin, whose image is dominated by the solar symbolism, appears as a projection of Ego and of momentary consciousness. Olya, who is associated with the images of the moon and air, appears as a projection of the Anima, which refers to the subconscious. The narrator and his character play the role of the conscious part of the psyche abiding behind the momen­tary consciousness. Although the narrative is evidently about a mental illness, a split person­ality in the state of psychosis, it still structures past events and their analytical understand­ing, leading to their strictly individual perception.

Скачать статью Download an article

НОВЫЕ ДИСКУРСИВНЫЕ ПРАКТИКИ / NEW DISCOURSE PRACTICES

Медиаобраз Сан-Эскобара в пространстве вымышленных миров: социосемиотический ракурс

The media image of San Escobar in the space of fictional worlds: a socio-semiotic perspective Аннотация

Рассматривается процесс структуризации понятия о фиктивном государстве Сан-Эскобаре в ракурсе социальной семиотики, с учетом широко понимаемого контек­ста и медиасреды конструирования образа. Стимулом к сетевой креации мема послу­жила оговорка главы МИД Польши Витольда Ващиковского.
Кардинальные изменения коммуникативного пространства, господство цифровых медиаресурсов и поликодовых сообщений, гегемония визуальной культуры и усиление воздействия общественного фактора на специфику языковых преобразований способ­ствовали выходу на авансцену гуманитарных исследований социосемиотического направления. В теоретической части статьи осуществлен синтетический анализ эволюции понятия «контекст» в лингвистике в ракурсе таких ее направлений, как системно-функциональная грамматика, когнитивистика, социальная семиотика и мультимодальный анализ дискурса. В аналитической части исследуется сконструи­рованный медиаобраз фиктивного государства Сан-Эскобар через призму следующих контекстов: сутиативно-медиального, культурно-познавательного, языкового, интен­сионального и социально-экономического. Подводя итоги специфики смыслообразова­ния в нарративных социальных практиках, автор приходит к выводу о реконтексту­ализации мысли Михаила Бахтина относительно полифонической природы языка и коммуникации.

Abstract

The article deals with the process of structuring the concept of the fictitious state of San Escobar from the perspective of social semiotics, including the broadly understood context and media environment for constructing the image. The creation of the internet memes was in­spired by a lapsus linguae of the Polish Minister of Foreign Affairs Witold Waszczykowski. Major changes in the communicative space, the dominance of digital media resources and multimodal messages, the hegemony of visual culture and the increased impact of the social factor on the specifics of linguistic transformations contribute to the growing popularity of social semiotic studies. In the theoretical part of the paper, I give a brief analysis of the evolu­tion of the concept of "context" in linguistics from the perspective of systemic functional gram­mar, cognitivism, social semiotics and multimodal discourse analysis. The analytical part of the article explores the constructed media image of the fictitious state of San Escobar through the prism of the following contexts: situational-medial, cultural-cognitive, linguistic, inten­tional and socio-economic. Summing up the specifics of the formation of meaning in narrative social practices, I draw conclusions about the recontextualization of Mikhail Bakhtin's ideas concerning the polyphonic nature of language and communication.

Скачать статью Download an article

ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ / CONFERENCES

Третий Международный научный семинар «Агиография в русском культурном пространстве. К 1030-летию Крещения Руси» (БФУ им. И. Канта, 9—10 октября 2018 года)

«Hagiography in the Russian Cultural Space. For the 1030th anniversary of the Baptism of Russia» third international research seminar (IKBFU, October 9—10, 2018) Аннотация

Статья содержит информацию о прошедшем 9—10 октября 2018 года в БФУ им. И. Канта Третьем Международном научном семинаре «Агиография в русском культурном пространстве». Кратко излагается идея семинара, его задачи, структура и содержание наиболее важных и интересных докладов.

Скачать статью Download an article