Слово.ру: Балтийский акцент

2019 Том 10 №2

Назад к списку Скачать статью Download the article

«Nomen est Omen»: о роли имен в романе Николая Кононова «Парад»

«Nomen est omen»: the role of names in the novel Parade by Nikolay Kononov
DOI
10.5922/2225-5346-2019-2-5
Страницы / Pages
56-63

Аннотация

Анализируется роль имен троих персонажей романа Н. Кононова «Парад» — Льва, Люды и Аркадия. В качестве методики исследования выбран мультиязыковой ана­грамматический код, позволяющий путем анаграммирования (в ряде случаев с перехо­дом с одного языка на другой) обнаружить в тексте произведения сознательно или не­осознанно заложенные его создателем скрытые смыслы. Языковая игра, к которой на протяжении романа прибегает Н. Кононов, показывает связь имени Лев с семантикой телесности и персональных качеств (при описании персонажа автор использует ряд образов — царь зверей, трусливый лев и пр.). Мультиязыковой анаграмматический код высвечивает связь имени протагониста с двумя ключевыми концептами романа — любовью (LEV = LoVE) и смертью. Подобным образом этот код работает с именами Люда (ludus как игра в переводе с латыни; Лев, играющий с Людой, — homo ludens) и Аркадий, где последнее также пронизано семантикой смерти, проступающей в выра­жении Et in Arcadia ego. Имена персонажей романа являются ключом к пониманию тройственной структуры произведения. В частности, краткая форма имени Арка­дий (Адя = Ад + я) указывает на Ад как на одну из трех частей мироздания в католи­ческом представлении, вслед за которым в тексте обнаруживаются указания на Рай и Чистилище. Сделан вывод о том, что имена выступают в романе фактором тексто­порождения, помогая вскрыть заложенную в тексте зашифрованную информацию.

Abstract

The author analyses the role of the main characters’ names — Lev, Lyuda and Arkady — in the novel Parade by N. Kononov. The multilanguage anagrammatic code is chosen as a research technique: anagramming (in some cases with a transition from one language to an­other) allows the author to identify hidden meanings consciously or subconsciously used by the writer. N. Kononov resorts to language game throughout his novel and shows the connec­tion between the name Lev and the semantics of physicality and personality traits. Describing his characters, the writer uses a number of images: the king of all animals, the cowardly lion, etc. The multilanguage anagrammatic code highlights the connection of the name of the pro­ta­gonist with the two key concepts of the novel — love (LEV = LoVE) and death. Similarly, this code works with the names of Lyuda (‘ludus’ as ‘game’ in Latin; Lev playing with Lyuda — ‘homo ludens’). The name Arkady is semantically associated with death in the expression ‘et in Arcadia ego’. The names of the characters in the novel are the key to the understanding of the threefold structure of the text. The short form of the name Arkady (Adya = Ad (Hell) + I) refers to Hell as one of the three parts of the Universe in the Catholic religion, followed in the text by Paradise and Purgatory. The author concludes that the names perform a text-generating function and reveal the encrypted information inherent in the text.

Список литературы

Дмитровская М. А. Вегетативный код в рассказе Николая Кононова «Амне­зия Анастасии». 2. Об овсе — оба все! // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 8. С. 39—45.

Дмитровская М. А. Коли муза Клио: история души человеческой и история народов в романе Николая Кононова «Фланёр» // Новое литературное обо­зре­ние. 2014. № 4 (128). С. 266—284.

Дмитровская М. А., Дегтяренко К. А. «Полный абзац» (узловые концепты в творчестве Николая Кононова) // Критика и семиотика. 2016. № 1. С. 205—226.

Дмитровская М. А., Дементьев И. О. Гробовщик Адриан (подтексты и пре­тексты романа Николая Кононова «Фланёр») // Вестник Балтийского феде­раль­ного университета им. И. Канта. 2013. № 8. С. 58—63.

Кононов Н. Парад : роман. М., 2015.

Махов А. Е. Hostis Antiquus: Категории и образы средневековой христиан­ской демонологии. Опыт словаря. М., 2006.

Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры / пер. Д. В. Сильве­строва. М., 1997.

Jäckel D. Der Herrscher als Löwe. Ursprung und Gebrauch eines politischen Sym­bols im Früh- und Hochmittelalter. Köln ; Weimar ; Wien, 2006.

Reference

Dmitrovskaya, M. A., 2015. The vegetative code in the story “Amnesia of Anasta­sia” by Nikolay Kononov. 2. Ob ovse — oba vse! IKBFU's Vestnik: Philology, pedagogy, and psychology, 8, pp. 39—45 (in Russ.).

Dmitrovskaya, M. A., 2014. If the Muse of Clio: the story of the human soul and the history of peoples in the novel “Flaneur” by Nikolay Kononov. Novoe literaturnoe obozrenie [New literary review], 4(128), pp. 266—284 (in Russ.).

Dmitrovskaya, M. A., Degtyarenko, K. A., 2016. "Full paragraph" (key concepts in the works of Nikolay Kononov). Kritika i semiotika [Critique and semiotics], 1, pp. 205—226 (in Russ.).

Dmitrovskaya, M. A., Dementev, I. O., 2013. Undertaker Adrian (subtext and pre­text of the novel “Flaneur” by Nikolay Kononov). IKBFU's Vestnik: Philology, peda­go­gy, and psychology, 8, pp. 58—63 (in Russ.).

Kononov, N., 2015. PARAD: Roman [PARADE: the novel]. Moscow (in Russ.).

Makhov, A. E., 2006. HOSTIS ANTIQUUS: Kategorii i obrazy srednevekovoj hristian­skoj demonologii. Opyt slovarya [HOSTIS ANTIQUUS: Categories and images of medie­val Christian demonology. Essay of handbook]. Moscow (in Russ.).

Huizinga, J., 1997. Homo ludens; Stat'i po istorii kul'tury [Homo ludens; The arti­cles on the history of culture]. Moscow (in Russ.).

Jäckel, D., 2006. Der Herrscher als Löwe. Ursprung und Gebrauch eines politischen Sym­bols im Früh- und Hochmittelalter. Köln; Weimar; Wien.