Кантовский сборник

2019 Том 38 № 4

Назад к списку Скачать статью Download an article

Практический платонизм Канта

Kants praktischer Platonismus
DOI
10.5922/0207-6918-2019-4-1
Страницы / Pages
7-33

Аннотация

В центре обсуждения — рецепция философии Платона, в частности его теории идей, в кантовской моральной философии, этике и учении о праве. Сам Кант считал себя последователем платонизма ввиду того, что его волновали антиэмпирические принципы человеческого поведения, хотя его собственная версия практического рационализма значительно отличается от платоновской. Это относится и к кантовской концепции свободы и прав человека. Наибольшее влияние на моральную философию Канта, согласно учению о двух мирах, оказали понятия mundus sensibilis и mundus intelligibilis, которые восходят не к самому Платону, а к еврейскому платонику Филону Александрийскому. Кант переосмыслил это учение, приняв умопостигаемый мир как моральный мир, состоящий из свободных разумных субъектов, которые должны трансформировать эмпирический мир человеческого общества и истории в соответствии с нормами и стандартами моральных законов. Предполагалось, что это будет программа реформы морали в мире людей применительно и к индивидуальной морали, и к космополитической задаче построения международного порядка правовых институтов. Практический платонизм Канта требует создать моральный мировой порядок через человеческие поступки, диктуемые чистым практическим разумом.

Abstract

At the centre of discussion lies the reception of Plato’s philosophy, particularly his theory of Ideas, in Kant’s moral philosophy, his ethics and his doctrine of right. Kant saw himself as a follower of Platonism insofar as its anti-empiri­cist principles of human conduct are concerned, although his own version of practical rationalism differs considerably from Plato’s. This is also true of Kant’s conception of freedom and of human rights. The greatest impact on Kant’s moral philosophy is due to the doctrine of the two worlds, the mundus sensibilis and the mundus intelligibilis, which did not originate in Plato himself, but in the Jewish Platonist Philo of Alexandria. Kant reinterpreted this doctrine by taking the intelligible world as a moral world consisting of free rational agents who ought to transform the empirical world of human society and history according to the norms and standards of moral laws. This was meant to be a programme for a moral reform of the human world, both with regard to individual moral­ity and to the cosmopolitical task of the establishment of an international order of legal institutions. Kant’s practical Platonism insists on the creation of a moral world order through human actions that take their lead from pure practical reason.

Список литературы

Кант И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994а. Т. 2. С. 203—265.

Кант И. Исследование отчетливости принципов естественной теологии и морали // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994б. Т. 2. С. 159—189.

Кант И. Метафизические начала естествознания // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994в. Т. 4. С. 247—371.

Кант И. О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994г. Т. 2. С. 277—319.

Кант И. Критика практического разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Канон+, 1997а. Т. 3. С. 277—733.

Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Канон+, 1997б. Т. 3. С. 39—276.

Кант И. Спор факультетов. Калининград : Изд-во КГУ, 1999.

Кант И. Критика чистого разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, 2006. Т. 2, ч. 1.

Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2 : Метафизические начала учения о добродетели // Соч. на нем. и рус. яз. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. Т. 5, ч. 2.

Лейбниц Г. В. Монадология / пер. с фр. Е. Н. Боброва // Соч. : в 4 т. / под ред. В. В. Соколова. М. : Мысль, 1982а. Т. 1. С. 413—429.

Лейбниц Г. В. Начала природы и благодати, основанные на разуме / пер. с фр. Н. А. Иванцова // Соч. : в 4 т. / под ред. В. В. Соколова. М. : Мысль, 1982б. Т. 1. С. 404—412.

Марк Туллий Цицерон. Оратор / пер. И. П. Стрельниковой // Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / под ред. М. Л. Гаспарова. М. : Ладомир, 1994. С. 329—384.

Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею / пер. А. В. Вдовиченко // Толкования Ветхого Завета / вступ. ст. Е. Д. Матусовой. М. : Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2000. С. 51—113.

Baumgarten A. G. Metaphysica. Halle : Hemmerde, 1750.

Baumgarten A. G. Initia philosophiae practicae primae. Halle : Hemmerde, 1760.

Baumgarten A. G. Metaphysik / übers. von G. F. Meier ; hrsg. von J. A. Eberhard. Halle : Hemmerde, 1783.

Baumgarten A. G. Metaphysica / Metaphysik / Latein-Deutsch. Übers. und hrsg. von G. Gawlick, L. Kreimendahl. Stuttgart ; Bad Cannstatt : Frommann-Holzboog, 2011.

Brucker J. Historia critica philosophiae. Leipzig : Breitkopf, 1742. T. 1.

Cudworth R. Systema intellectuale huius universi / ex anglico J. L. Moshemius Latino vertit. Jena : Sumtu Viduae Meyer, 1733.

Meier G. F. Auszug aus der Vernunftlehre. Halle : Gebauer, 1752.

Mendelssohn M. Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele / hrsg. von D. Bourel. Hamburg : Meiner, 1979.

Mendelssohn M. Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele / hrsg. von A. Pollok. Hamburg : Meiner, 2013.

Palmquist S. R. Kant and Mysticism: Critique as the Experience of Baring All in Reason’s Light. L. : Rowman & Littlefield, 2019.

Philo Alexandrinus. Libellus de opificio mundi / ed. L. Cohn. Hildesheim : Olms, 1967.

Reich K. Kant und die Ethik der Griechen // Gesammelte Schriften / mit Einleitung und Annotationen aus dem Nachlaß hrsg. von M. Baum, U. Rameil, K. Reisinger, G. Scholz. Hamburg : Meiner, 2001a. S. 113—146.

Reich K. Die Tugend in der Idee. Zur Genese von Kants Ideenlehre // Gesammelte Schriften / mit Einleitung und Annotationen aus dem Nachlaß hrsg. von M. Baum, U. Rameil, K. Reisinger, G. Scholz. Hamburg : Meiner, 2001б. S. 306—313.

Stengel F. Aufklärung bis zum Himmel. Emanuel Swedenborg im Kontext der Theologie und Philosophie des 18. Jahrhunderts. Tübingen : Mohr Siebeck, 2011.

Swedenborg E. Arcana coelestia : in 8 vol. L. : Hodson, 1749—1756.

Wolff Ch. Theologia naturalis. Pars prior // Gesammelte Werke. Abt. 2 : Lateinische Schriften / hrsg. und bearb. von J. École. Francofurti & Lipsiae : Prostat in officina libraria rengeriana, 1739.

Wolff Ch. Der vernünfftigen Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, anderer Theil, bestehend in ausführlichen Anmerckungen. 4. Aufl. Frankfurt : Andreä & Hort, 1740.



Reference

Baumgarten, A. G., 1760. Initia philosophiae practicae primae. Halle: Hemmerde.

Baumgarten, A. G., 1750. Metaphysica. Halle: Hemmerde.

Baumgarten, A. G., 1783. Metaphysik. Übersetzt von G. F. Meier. Herausgegeben von J. A. Eberhard. Halle: Hemmerde.

Baumgarten, A. G., 2011. Metaphysica / Metaphysik. Latein-Deutsch. Übersetzt und herausgegeben von G. Gawlick und L. Kreimendahl. Stuttgart und Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog.

Brucker, J., 1742. Historia critica philosophiae. Tomus I. Leipzig: Breitkopf.

Cicero, M. T., 1988. Orator. Lateinisch-Deutsch. Herausgegeben von E. Kytzler. 3. Auflage. München: Artemis-Verlag.

Cudworth, R., Mosheim, J. L., 1733. Systema intellectuale huius universi. Jena: Sumtu Viduae Meyer.

Kant, I., 1958. De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis. Über die Form und die Prinzipien der Sinnen- und Geistewelt. Lateinisch-Deutsch. Übersetzt von K. Reich. Hamburg: Meiner.

Leibniz, G. W., 1714. Die Vernunftprinzipien der Natur und der Gnade. In: G. W. Leibniz, 2002. Monadologie und andere metaphysische Schriften: Französisch-Deutsch. Herausgegeben, übersetzt, mit Einleitung, Anmerkungen und Registern versehen von U. J. Schneider. Hamburg: Meiner, S. 152-174.

Leibniz, G. W., 1720. Monadologie. In: G. W. Leibniz, 2002. Monadologie und andere metaphysische Schriften: Französisch-Deutsch. Hamburg: Meiner, S. 110-150.

Meier, G. F., 1752. Auszug aus der Vernunftlehre. Halle: Gebauer.

Mendelssohn, M., 1979. Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele. Hrsg. von D. Bourel. Hamburg: Meiner.

Mendelssohn, M., 2013. Phädon oder über die Unsterblichkeit der Seele. Hrsg. von A. Pollok. Hamburg: Meiner.

Palmquist, S.R., 2019. Kant and Mysticism: Critique as the Experience of Baring All in Reason’s Light. London: Rowman & Littlefield.

Philo Alexandrinus, 1967. Libellus de opificio mundi. Ed. L. Cohn. Hildesheim: Olms.

Reich, K., 1935. Kant und die Ethik der Griechen. In: K. Reich, 2001. Gesammelte Schriften. Mit Einleitung und Annotationen aus dem Nachlaß herausgegeben von M. Baum, U. Rameil, K. Reisinger und G. Scholz. Hamburg: Meiner. S. 113-146.

Reich, K., 1964. Die Tugend in der Idee. Zur Genese von Kants Ideenlehre. In: K. Reich, 2001. Gesammelte Schriften. Hamburg: Meiner. S. 306-313.

Stengel, F., 2011. Aufklärung bis zum Himmel. Emanuel Swedenborg im Kontext der Theologie und Philosophie des 18. Jahrhunderts. Tübingen: Mohr Siebeck.

Swedenborg, E., 1749-1756. Arcana coelestia. London: Hodson.

Wolff, Ch., 1739. Theologia naturalis methodo scientifica pertractata. Pars prior, Integrum systema complectens, qua existentia et attributa dei a posteriori demonstrantur. In: Ch. Wolff, 1739. Gesammelte Werke. Abteilung 2: Lateinische Schriften. Herausgegeben und bearbeitet von J. École. Francofurti & Lipsiae: Prostat in officina libraria rengeriana.

Wolff, Ch., 1740. Der vernünfftigen Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, anderer Theil, bestehend in ausführlichen Anmerckungen. 4. Auflage. Frankfurt: Andreä & Hort.