Балтийский регион

2017 Том 9 №1

Политология

Коалиция внутри коалиции: страны Бал­тии в Евросоюзе

Аннотация

Рассматривается в целом проблематика малых стран, в частности их поведение в составе коалиций и склонности к фрирайдерству. Утверждается, что для реализации собственной повестки и увеличения значимости в больших объединениях малые страны склонны создавать «коалиции внутри коалиций», в то же время выступая в роли фрирайдеров, передавая издержки и политическую ответственность за принимаемые решения более крупным игрокам. Такая асимметричная стратегия позволяет малым странам обеспечить успешную реализацию своих интересов в больших альянсах и при этом экономить ресурсы. Наш аргумент мы проверяем на поведении малых государств Балтии внутри Европейского союза, показывая, что Литва, Латвия и Эстония сформировали устойчивую малую коалицию в ЕС и, кроме того, активно включились в создаваемые ad hoc коалиции по принятию решений в рамках Союза с участием крупных стран-лидеров. Такую стратегию страны Балтии использовали при решении вопроса о беженцах. При этом в других сферах эти государства пользуются преимуществами фрирайдерства.

Abstract

This article gives an overview of small power problem focusing on the behav­iour of small power states within coalitions and their proneness to free riding. To pursue an independent agenda and increase their significance within large associa­tions, the authors argue, small powers tend to create ‘coalitions within coalitions’, essentially acting as free riders and transferring costs and political responsibility for decision-making to larger players. Such an asymmetric strategy makes it possi­ble for small powers to advance their interests within alliances and save resources. The authors test this hypothesis on the behaviour of the Baltics in the European Union. It is demonstrated that Lithuania, Latvia, and Estonia have created a stable small coalition within the EU and actively form ad hoc alliances with the leading states to push union-level decisions, as it was the case with settling the migrant issue. In other areas, these states tend to benefit from the free rider behaviour.

Скачать статью Download an article

Система безопасности в Балтийском регионе как проекция глобального противостояния России и США

Аннотация

Рассматривается проблематика безо­пасности Балтийского региона, как Поль­ши, так и стран Балтии. В качестве тео­ре­тический основы используются тео­рии со­общества безопасности Карла Дой­ча, Эммануила Адлера и Майкла Барнетта, а также комплекса региональной безопас­ности Барри Бузана. Также применяется теория управляемого хаоса Стивена Ман­на и понятие Междуморья (Intermarium). Исходной стала мысль о том, что ситуа­ция в Балтии зависит в первую очередь от политики внешних сил — России и Соеди­ненных Штатов Америки, является проек­цией их глобального геополитического про­ти­востояния.
Ключевой момент в данном случае — стратегия США. Делается предположе­ние, что после второй войны в Ираке аме­риканская элита идеологически расколо­лась на сторонников теории хаоса и тра­диционалистов, мыслящих категориями раздела сфер влияния с другими мировыми центрами силы.
Применительно к Балтийскому региону стратегия США не направлена на прово­цирование открытого военного конфликта с Россией. Скорее следует говорить о стрем­лении США зафиксировать суще­ствующий уровень конфронтации между Россией и ЕС, убедив последний в реально­сти российской угрозы.

Abstract

This article considers the problem of security in the Baltic region, namely, that of Poland and the Baltics. The authors rely on the works of Karl Deutsch, Emanuel Adler, on Michael Barnett’s theory of security communities and Barry Buzan’s re­gional security complex theory, address Steven Mann’s controlled chaos theory and the concept of Intermarium. Their starting assumption is that the situation in the Baltic depends largely on the politics of external powers — Russia and the United States, — being a projection of their global geopolitical confrontation. The US strategy thus becomes a major part of the equation. The authors believe that since the end of the second Iraq war the American elite has been divided along ideological lines into adherents of the chaos theory and traditionalists thinking in terms of sharing control with the other centres of global power. The US strategy in the Baltic region does not seek an open military conflict with Russia. On the contrary, the US strives to preserve the current level of confrontation between Russia and the EU, convincing the latter of the reality of the Russian threat. Countries that traditionally support confrontation with Russia, Poland and the Bal­tics, serve as a conduit for Washington strategy in Europe and a cordon sanitaire. This function is implemented through the Intermarium project meant to separate Russia from the EU. The four countries are rather active in this area, striving to attain the status of the US principal partners in the region and Europe in general. To retaliate, Moscow does everything within its power to ‘separate’ Brussels from Washington, yet the US influence is still very strong in Europe.

Скачать статью Download an article

Механизм осуществления внешней политики современной Польши: политико-правовой анализ

Аннотация

Посредством анализа политико-право­вой базы внешней политики совре­менной Польши определяется специфика внешне­политического механизма Респуб­лики. Уде­ля­ется особое внимание полномо­чиям в сфе­ре внешней политики прави­тельства и министра иностранных дел в частности, внешнеполитической роли пре­зидента, а также порядку выработки внешнеполити­че­ской стратегии Польши. Отдельно рас­смат­ривается роль органов местного са­мо­управления в процессе реа­лизации внеш­неполитического курса РП.
Показывается специфика внешнеполи­ти­ческого механизма Польши, в частно­сти указывается на его потенциальную неста­бильность в связи с многоуровневостью порядка принятия решений, а также недо­статочно конкретным разграничением в Конституции Республики полномочий в об­ла­сти внешней политики между прави­тель­ством и президентом, что, в свою оче­редь, создает поле для политических конф­ликтов между двумя институтами го­сударственной власти. Отмечается, что эффективность функционирования внеш­неполитического механизма Польши на­прямую зависит от характера взаимо­от­ношений правительства и президента стра­ны и требует постоянного достиже­ния консенсуса по ключевым вопросам, ка­са­ющимся внешней политики. Выявляется зна­чимое влияние внутриполитической конъ­юнктуры на действие механизма внеш­ней политики Польши и, как след­ст­вие, на спе­цифику поведения Республики в междуна­родных отношениях.

Abstract

This article describes the features of Poland’s foreign policy. Special attention is paid to the foreign policy mandate of the president, government, and minister of foreign affairs and the procedure for devising Poland’s foreign policy strategy. An­other focus is the contribution of local government to Poland’s foreign policy. The author describes the features of Poland’s foreign policy mechanism and emphasises its potential instability associated with a multi-tier decision-making pro­cedure and blurred boundaries between foreign policy mandates conferred by the Constitution upon the government and president. The latter creates a potential for institutional conflict. It is stressed that the efficiency of Poland’s foreign policy mechanism is strongly affected by the relations between the government and the president and requires consensus on all major foreign policy issues. The author em­phasises the effect of the domestic policy situation on Polish foreign policy mecha­nism and, as a result, the Republic’s stance in the international arena.

Скачать статью Download an article

Экономика

Экономическое развитие государств Прибалтики и Северных стран: к вопросу о специфике экономических моделей

Аннотация

Экономическая модель развития яв­ляется неотъемлемой частью понима­ния, с одной стороны, исторического становления страны, а с другой — слу­жит предопределяющим фактором для характеристики экономических пер­спектив дальнейшего развития. Север­ные страны тесно связаны общими культурными, историческими, полити­ческими и экономическими факторами со странами Прибалтики. Данные госу­дарства имеют общий интерес в обес­печении стабильности, безопасности и благосостояния в таком региональном объединении, как регион Балтийского мо­ря. Цель статьи — опреде­лить, поче­му Североевропейская модель экономи­ческого развития наиболее при­вле­ка­тель­на в мире с точки зрения эф­фек­тив­ного использования националь­ных и внешних ресурсов, нежели модель эконо­ми­ческого развития стран При­балтики.
Опыт национальных моделей Се­вер­ных стран и стран Прибалтики нагляд­но показывает, что наличие до­ста­точ­но схожих финансово-экономических по­казателей не является залогом схо­жих результатов в рамках успешного эко­номического развития.
Рассматриваются основные эконо­мические показатели Северных стран и стран Прибалтики в динамике за по­след­ние десять лет. Анализируются эко­но­ми­ческие модели с позиций теории нео­институционализма. В результате оп­ре­деляется понятие «успешности эко­но­мической модели развития».

Abstract

Economic development models are crucial for understanding historical pro­gress of countries and in forecasting their future economic prospects. The Nordic countries are connected with the Baltics through culture, history, politics, and econ­omy. These states have a common interest of ensuring stability, security, and welfare in the Baltic region. This article strives to answer the question as to why the Nordic model of economic development is acclaimed internationally for the effective use of national and external resources, which is not the case in the Baltics. The Nordic and Baltic national models demonstrate that similar financial and economic performance does not translate into similar economic development re­sults. The article tracks ten years of economic performance of the Nordic and Baltic countries and analyses economic models from the perspective of new institutional­ism. The authors offer a definition of a ‘successful economic development model’.

Скачать статью Download an article

Демография

Старение населения как социально-демографическая проблема Балтийского региона

Аннотация

Демографическое старение населения яв­ляется одной из наиболее серьезных про­блем развития стран Европы в XXI веке. В связи с быст­рым старением населения в большинстве развитых стран будет про­должаться рост демографической нагрузки на населе­ние трудоспособного возраста.
Целью исследования стал прогноз де­мографической нагрузки до конца текуще­го столетия в государствах Балтийского региона. Более детальный демографиче­ский анализ и прогноз представлен для стран Балтии (Эстония, Латвия и Литва).
Статья подготовлена на базе ряда бай­есовских вероятностных прогнозов по дан­ным Отдела народонаселения Депар­та­мента экономических и социальных дел Сек­ретариата ООН. В число основных ме­то­дов исследования входит имитацион­ное мно­гофакторное моделирование. Для на­гляд­ности некоторые результаты ис­сле­до­вания представлены на картосхемах.
Согласно результатам исследования, наибольшую демографическую нагрузку к концу текущего столетия в Балтийском регионе будет испытывать Польша. Так­же в наиболее сложной ситуации окажут­ся Финляндия, Эстония, Дания, Норвегия и Швеция. Представлены рекомендации по при­менению конкретных мер демографиче­ской политики в странах Балтийского ре­гио­на, которые будут испытывать наи­боль­шую демографическую нагрузку во вто­рой половине XXI века.

Abstract

Population ageing is a major problem of European development in the 21st cen­tury. Rapid population ageing in most developed countries will continue to drive the dependency ratio up. This research aims to forecast dependency ratio in the Baltic region until the end of the century. A more detailed population analysis and forecast is provided for the case of the Baltic States — Estonia, Latvia, and Lithuania. The authors use Bayesian probabilistic predictions based on data from the Pop­ulation Division of the United Nations Department of Economic and Social Affairs. Principle research methods include multi-factor simulation modelling; some find­ings are presented on schematic maps. The study shows that by the end of the century the highest dependency ratio in the Baltic region will be observed in Poland, while Finland, Estonia, Denmark, Norway, and Sweden will also face significant challenges. The authors put forward demographic policy recommendations for those Baltic region states that will reach the highest dependency ratio by the second half of the 21st century.

Скачать статью Download an article

Современные геодемографические проблемы Евросоюза и миграционный кризис 2010-х годов

Аннотация

Цель статьи — показать влияние ми­грационного кризиса 2010-х годов на де­мографическое развитие Европейского союза. Основные методы — статисти­че­ский и картографический. Утвержда­ет­ся, что в демографическом развитии го­сударств Европейского союза не про­сле­живается четкой зависимости ни от со­циально-экономических показателей, ни от религиозных, языковых, культур­ных (цивилизационных) различий. Мигра­цион­ный приток населения сильно разли­ча­ется по разным странам и регионам Ев­ро­союза. Анализируются основные марш­руты нелегальной миграции, пока­зыва­ет­ся, что их использование не все­гда мо­жет быть объяснено с примене­нием тра­диционных демографических подхо­дов. Различается также и доля мигран­тов по странам Европейского союза, но сис­тема их расселения при этом сходна. Му­сульманское население, даже прожи­вая в стране прибытия на протяжении де­сятков лет (турки в Германии), край­не слабо интегрируются в местное об­ще­ство и воздействуют на него. Усили­ва­ется демографическая мо­заичность Ев­ропейского союза, которая делает прак­тически бессмысленной де­ятельность по прогнозированию демо­графических про­цессов на уровне госу­дарств. Но на уровне локальных общно­стей такой про­гноз не только возмо­жен, но и необхо­дим. Все это приводит к усилению по­требности в геодемогра­фических иссле­дованиях.

Abstract

This article demonstrates the effect of the 2010s migration crisis has had on the demographic development of the European Union. Employing statistics and map­ping, the study argues that the demographic development of EU states is not affected by either socioeconomic performance or religious, linguistic, and cultural charac­teristics. Migration inflow differs significantly by country and EU region. The au­thors analyse major irregular migration routes and show that their use cannot be always explained by using traditional demographic approaches. There is also a dif­ference in the proportion of migrants by country, although settlement systems are very similar. Even with decades spent in the destination country, the Muslim popula­tion remains poorly integrated into the local community and its effect on the latter is insignificant (Turks in Germany). The demographic mosaic of the European Union is becoming increasingly fragmented, which makes any national level demographic forecasts inconsequential. However, community-level forecasts are possible and necessary. All this creates a need for geodemographic research.

Скачать статью Download an article

Экономико-географические исследования

Туризм в приграничных регионах: теоретические аспекты географического изучения

Аннотация

Рассматриваются теоретические вопросы изучения и развития туризма в приграничных регионах. Цель научного ис­следования — выявление главных на­прав­лений географического изучения ту­рист­ской деятельности в пригранич­ном про­странстве. Научная значимость пред­ставленной работы определяется тем, что в ней дан обзор подходов рос­сий­ских и зарубежных исследователей к вопросам изучения приграничных тер­риторий и роли туризма в их социально-экономическом развитии. В методологи­ческом плане работа носит аналитиче­ский характер. Подчеркивается необхо­димость системного подхода при диа­гностике ситуации в туристской сфере приграничья. Выявлены особенности раз­ви­тия туризма в приграничье. Отме­ча­ет­ся, что в современных условиях ин­сти­туциональные барьеры стали глав­ным препятствием на пути формирова­ния трансграничных туристских регио­нов. Приводится типология границ в за­ви­симости от особенностей погранич­но­го режима, жесткости туристских фор­мальностей. Особое внимание обра­ще­но на аттрактивность государ­ст­вен­ных границ. Основные выводы дан­ного ис­следования связаны с выделением авто­ра­ми тех внешних и внутренних условий, ко­торые влияют на развитие и функ­цио­нирование туризма в пригранич­ных райо­нах. Практическая значимость рабо­ты связана с возможностью ее ис­поль­зо­вания при разработке программ раз­ви­тия туризма на приграничных тер­риториях в условиях современной России.

Abstract

This article considers theoretical aspects of tourism studies and development in border regions. The work aims to identify key areas of geographical studies into tourism in border regions. Its research significance lies in a review of Russian and international literature on border territory and the role of tourism in socioeconomic development. In terms of methodology, it is an analytical work. The authors stress a need for a systemic approach to analysing tourism in border areas and describe the particularities of tourism on such territories. It is stressed that institutional barriers have become a major obstacle to the development of transboundary tourism regions. Borders are classed depending on the border regime and strictness of tourist entry procedures. Special attention is paid to the attractiveness of state border areas. The authors identify external and internal conditions affecting tourism development and functioning in border areas. The practical significance of the study lies in the possi­bility of using its findings in developing tourism development programmes for bor­der territories in contemporary Russia.

Скачать статью Download an article

Земельная политика и механизм управления земельными ресурсами в Эстонской Республике

Аннотация

Изучается влияние земельной рефор­мы на формирование современной земель­ной политики и эффективности управле­ния земельными ресурсами. Изложены материалы, посвященные новой земель­ной политике, системе управления зе­мельными ресурсами и землепользова­нию на новом этапе развития Эстон­ской Республики. Как результат этой по­литики — принятие новой земельной ре­формы, предусматривающей муници­па­лизацию, приватизацию и разгосу­дар­ствление недвижимости.
Описаны механизмы романо-герман­ской модели управления земельными ре­сур­сами (которая пришла в Эстонии на сме­ну советской). Показано, что ее внед­рение способствует развитию земель­ного рынка в республике и способствует повышению эффективности использо­вания земель, прежде всего в аграрной от­расли. Сделан вывод о наличии поло­жи­тельных тенденций развития зе­мель­ного рынка и повышении производ­ственно-инвестиционной активности в сфере зем­лепользования. Земельные ре­сурсы в Эс­тонии являются надежным стра­теги­че­ским объектом инвестиций.

Abstract

This article studies the effect of land reform on the development of current land policy and land management efficiency. The authors present a review of materials focusing on the new land policy, land management and land use system at a new stage of Estonian development. This policy has led to the adoption of a new reform aimed at the municipalisation, privatisation, and denationalisation of real estate. The article describes mechanisms of the Romano-Germanic land management model, which has replaced the Soviet model in Estonia. It is shown that the model’s introduction has contributed to the development of the Republic’s land market and increased land use efficiency, in particular, in agriculture. There are positive trends towards land market development and an increase in production and investment in land use. Estonian land resources are a reliable strategic investment.

Скачать статью Download an article