Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

Текущий выпуск

Языкознание

«Толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова как этнолингвистический источник

Аннотация

«Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова и его соратников, вышедший в 1935—1940 гг., — первый крупный словарь послереволюционной эпохи, отразивший словарный состав книжной и разговорной речи образованных людей новой Советской России. Он характеризовал человека нового социума и фиксировал новые языковые нормы. Целью статьи является представление данного словаря как возможного источника изучения этнолингвистической лексики. Доказано, что труд Ушакова не только реализует все нормативные задачи толкового словаря, но и объективно содержит диалектную лексику в достаточном объеме, так как она была еще весьма востребована носителями языка того времени и, естественно, небезынтересна для этнолингвистов. Обширная система стилистических и эмоционально-экспрессивных помет сегодня помогает определять, с одной стороны, новую лексику советской эпохи, с другой — устаревшую лексику, еще востребованную в языке. В словаре Ушакова можно найти интересные обозначения реалий русской жизни, содержащие страноведческую информацию, позволяющую представить русский быт. Для выборки бралась только предметная лексика, использовался метод случайной выборки слов определенных групп, отражающих этнолингвистическое содержание. Последующий анализ подобной лексики даст возможность выявить национально-культурную специфику русского языка постреволюционной эпохи.

Abstract

The Explanatory Dictionary of the Russian Language by D. N. Ushakov and his colleagues, published between 1935 and 1940, is the first major dictionary of the post-revolutionary era, reflecting the lexical composition of both the literary and colloquial speech of educated people in the new Soviet Russia. It characterized the individual of the new social order and recorded emerging linguistic norms. The aim of this article is to present this dictionary as a potential source for the study of ethnolinguistic vocabulary. It is demonstrated that Ushakov’s work not only fulfills all the normative functions of an explanatory dictionary but also objectively contains a significant amount of dialectal vocabulary, as it was still in demand among speakers of that time and naturally of interest to ethnolinguists. The extensive system of stylistic and emotionally expressive labels in the dictionary today aids in identifying, on the one hand, new vocabulary from the Soviet era, and on the other, obsolete vocabulary that was still in use. Ushakov’s dictionary contains intriguing designations of Russian cultural realities, offering country-specific information that allows for a portrayal of Russian life. For this study, only subject-specific vocabulary was selected, using a random sampling method of words from certain groups reflecting ethnolinguistic content. The subsequent analysis of this vocabulary will enable the identification of the national and cultural specificity of the Russian language in the post-revolutionary era.

Скачать статью

Средства выражения авторской модальности в «Послании на Угру» Вассиана Рыло

Аннотация

Аксиомой в современной лингвистике является положение о том, что исследовать язык необходимо с учетом антропологического фактора. В связи с этим возрос интерес ученых к категории авторской модальности. С конца 80-х гг. ХХ в. появилось множество научных работ, посвященных проблемам данной категории. Вместе с тем, к сожалению, до сих пор категория авторской модальности не была полно и всесторонне изучена с точки зрения диахронического подхода, большинство исследователей рассматривают эту категорию на материале современного языка, из-за чего теряется возможность увидеть ее в развитии.

Настоящая статья посвящена исследованию модальной организации старорусского памятника ораторской прозы «Послание на Угру» Вассиана Рыло (XV в.). Этот выдающийся текст был написан в тяжелый исторический момент. Архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский Вассиан пишет великому князю Ивану III, потому что с походом на Русь выдвинулся хан Ахмат. Священник хочет поддержать своего правителя и убедить его дать отпор врагу. Учитывая тот факт, что Вассиан пишет вышестоящему лицу, он не может в полной мере демонстрировать свою личность в тексте. Но перед ним стоит конкретная задача — побудить князя к действию. Поэтому автор прибегает к средствам побудительности, которую мы рассматриваем как ведущий компонент авторской модальности, поскольку она служит средством выражения авторского «я» в данном тексте.

Abstract

It is an axiom in modern linguistics that language must be studied with consideration of the anthropological factor. In this regard, scholars have shown increasing interest in the category of authorial modality. Since the late 1980s, numerous academic works have been devoted to exploring this category. However, unfortunately, the category of authorial modality has not yet been fully and comprehensively studied from a diachronic perspective; most researchers examine this category based on modern language, which limits the ability to observe its development over time. This article focuses on the study of the modal organization in the Old Russian oratory prose monument The Epistle to the Ugra of Vassian Rylo (15th century). This outstanding text was written during a critical historical moment. Archbishop Vassian of Rostov, Yaroslavl, and Belozersk writes to Grand Duke Ivan III as Khan Akhmat advances towards Russia. The priest seeks to support his ruler and persuade him to resist the enemy. Considering that Vassian is writing to a superior, he cannot fully display his personal voice in the text. Nevertheless, he faces a clear task — to urge the prince to act. Therefore, the author employs means of exhortation, which we consider a leading component of authorial modality, as it serves as a means of expressing the author’s “self” in this text.

Скачать статью

Особенности передачи цитат при переводе текстов СМИ: лингвистический и дидактический аспекты

Аннотация

Рассматриваются некоторые переводческие проблемы, связанные с передачей цитат с испанского и английского языков на русский: интерференция, возникающая при графическом оформлении цитат на переводящем языке; феномен смешанного цитирования и его особенности в разных языках; наконец, проблемы макроуровня, такие как выбор коммуникативной стратегии для перевода цитаты. Каждый из перечисленных вопросов рассматривается и сам по себе, как лингвистическое явление, и в дидактическом ключе: какие сложности тот или иной аспект вызывает при обучении переводу и каковы пути их разрешения. Все обозначенные проблемы проиллюстрированы примерами из российской и зарубежной прессы и корпусов, а также студенческими переводами цитат, используемых в текстах СМИ. Использованные оригинальные высказывания и их переводы проанализированы с точки зрения семантики, стилистики, прагматики.

Abstract

The article addresses certain translation challenges related to rendering quotes from Spanish and English into Russian: interference that occurs when formatting quotes in the target language, the phenomenon of mixed quoting and its features in different languages, and, finally, macro-level issues such as selecting a communicative strategy for translating a quote. Each of these issues is examined both as a linguistic phenomenon in its own right and from a didactic perspective: the difficulties that each aspect presents in translation training and possible solutions. All identified problems are illustrated with examples from Russian and foreign press, corpora, and student translations of quotes used in media texts. The original statements and their translations are analyzed in terms of semantics, style, and pragmatics.

Скачать статью

Неологизмы со значением «поддельных» товаров в современном русском языке

Аннотация

Описываются неологические единицы, функционирующие в русском языке с 90-х гг. прошлого столетия как средства характеристики товаров кустарного производства или подделок различного типа. Выявляются когнитивные механизмы их образования, в основе которых лежит метонимическое или метафорическое использование образа огня, явленное в корневой морфеме пал-. Констатируется факт пополнения словообразовательной парадигмы глагола палить за счет дериватов с переносным значением, в состав которых входят прилагательные палёный, самопальный и существительные палёнка, паль, палево. Описываются процессы расширения сочетаемости данных единиц, отражающие изменения экстралингвистического характера. Характеризуется стилистическая маркированность лексем, выявляются идентификационный и коннотативный компоненты их семантики, а также особенности их репрезентации в оперативной лексикографической практике.

Abstract

The article describes neological units that have been functioning in the Russian language since the 1990s to characterize artisanal products or various types of counterfeit goods. The cognitive mechanisms underlying their formation are identified, based on the metonymic or metaphorical use of the image of fire, as represented in the root morpheme pal-. It is noted that the word-formation paradigm of the verb palit’ has expanded with the addition of derivatives with figurative meanings, including the adjectives palёny, samopalny, and the nouns palёnka, pal’, and palevo. The processes of these units’ combinatory expansion are described, reflecting extralinguistic changes. The stylistic markedness of the lexemes is characterized, and the identification and connotative components of their semantics, as well as their representation in operational lexicographic practice, are identified.

Скачать статью

Метод выделения сюжетных линий, основанный на анализе ономастикона литературного произведения

Аннотация

Одной из отраслей цифровых гуманитарных исследований является анализ структуры литературных произведений. Среди направлений исследований такого рода наиболее популярно создание социальной сети взаимодействия персонажей. Другую важную задачу составляет анализ структуры произведения, выделение фабульных единиц, их сравнение между собой. В статье предложен количественный метод выделения сюжетных линий, основанный на анализе употребления имен персонажей и названий локаций. В качестве единицы анализа используется авторское разделение текста на главы как наиболее адекватно выражающее общий замысел. Метод основан на поиске пересечений ономастиконов глав, пересечение оценивается с использованием коэффициента Дайса. Наличие метрики позволяет построить граф связности глав, из которого при помощи Лувенского алгоритма можно извлечь наиболее связанные фрагменты. Метод апробирован на материале текста романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В первую очередь сюжетная линия Иешуа и Пилата в Ершалаиме была отделена от событий в Москве. Московские события разделены на три подсюжета: история массолитовцев и их отношения с мастером, московское Варьете и его сотрудники, история Маргариты. История Воланда и его свиты оказалась плотно связана с другими сюжетами и не выделилась в самостоятельный фрагмент.


Abstract

One of the branches of digital humanities research is the analysis of the structure of literary works. Among the research directions in this field, the creation of a social network of character interactions is particularly popular. Another important task is the analysis of the structure of a work, the identification of narrative units, and their comparison. This article proposes a quantitative method for identifying plot lines based on the analysis of character names and location names. The author’s division of the text into chapters is used as the unit of analysis, as it most adequately reflects the overall intent. The method is based on finding intersections of the onomastic content of chapters, with intersections evaluated using the Dice coefficient. The presence of a metric allows for the construction of a chapter connectivity graph, from which the most connected fragments can be extracted using the Louvain algorithm. The method has been tested on M. A. Bulgakov’s novel The Master and Margarita. Primarily, the plotline of Yeshua and Pilate in Yershalaim was separated from the events in Moscow. The Moscow events were divided into three subplots: the story of the MASSOLIT members and their relationship with the Master, the Moscow Variety Theater and its employees, and Margarita’s story. The story of Woland and his retinue was closely intertwined with the other plots and did not form an independent fragment.

Скачать статью

Литературоведение

Категория пространства в системе межтекстуальных связей эссе Б. Мициньского «Портрет Канта»

Аннотация

Рассматриваются интермедиальные связи эссе Б. Мициньского «Портрет Канта» с живописью как «пространственным» видом искусства. Эссеист полемизирует с Лессингом как автором трактата «Лаокоон», рассматривая живопись и поэзию в их тождестве. Определяется роль портретных и предметных деталей в структуре текста. Показана особая изобразительно-выразительная функция литоты, служащая идее пространственного упорядочивания мира, которой, по мнению Мициньского, была подчинена жизнь и философия Канта. В художественном пространстве эссе кардинальную роль играет принцип непрерывности, состоящий в сближении далеких друг от друга философских и художественных текстов. Интертекстуальный континуум образуется с помощью диалогических связей между разными эпохами и национально-культурными традициями, в том числе древнегреческой, английской, французской, русской, польской. Особое место в смысловой структуре эссе «Портрет Канта» занимает эпиграф — стихотворение одного из известнейших польских поэтов ХХ в. Ярослава Ивашкевича, посвященное Канту и представляющее собой поэтический парафраз знаменитой максимы Канта из заключения «Критики практического разума». Созерцание звездного неба и осознание морального закона сопряжены у Ивашкевича с пессимистически-катастрофической тональностью страха и ужаса. Модификация кантовской картины мира у Ивашкевича опосредованно связана с рецепцией экзистенциальной философии Кьеркегора и Достоевского. Принцип одновременности, являющийся основой моделирования пространства в эссе Мициньского, образует перекличку с основными идеями эссе Я. Э. Голосовкера «Достоевский и Кант», в котором проводится связь между антиномиями Канта и контроверсивным складом мышления братьев Карамазовых — Ивана и Дмитрия.

Abstract

The article explores the intermedial connections between B. Miсiński’s essay Portrait of Kant and painting as a “spatial” art form. The essayist engages in a polemic with Lessing, the author of Laocoön, by examining painting and poetry in their identity. The role of portrait and object details in the structure of the text is defined. The essay highlights the special illustrative and expressive function of litotes, which serves the idea of the spatial ordering of the world, a concept that, according to Miсiński, governed both the life and philosophy of Kant. The principle of continuity plays a key role in the artistic space of the essay, bringing together distant philosophical and artistic texts. The intertextual continuum is created through dialogic connections between different eras and national-cultural traditions, including ancient Greek, English, French, Russian, and Polish. A special place in the semantic structure of the essay is occupied by the epigraph — a poem by one of the most renowned Polish poets of the 20th century, Jarosław Iwaszkiewicz, dedicated to the great Königsberg native. This poetic paraphrase of Kant’s famous maxim from the conclusion of the Critique of Practical Reason associates the contemplation of the starry sky and the awareness of the moral law with the pessimistic and catastrophic tone of fear and dread. Iwaszkiewicz’s modification of Kant’s worldview is indirectly connected to the reception of the existential philosophy of Kierkegaard and Dostoevsky. The principle of simultaneity, which underpins the modeling of space in Miсiński’s essay, resonates with the main ideas in Ya. E. Golosovker’s essay Dostoevsky and Kant, which draws a connection between Kant’s antinomies and the controversial mindset of the Karamazov brothers — Ivan and Dmitry.

Скачать статью

Интермедиальные особенности «музыкального рассказа» Кадзуо Исигуро «Ноктюрн»

Аннотация

Прослеживаются жанровые особенности «музыкального» ноктюрна, использованные К. Исигуро в прозаических «рассказах» (спектр тем, связанных с особенностями музыкальной биографии главного персонажа-музыканта, своеобразная музыкальность пейзажных описаний, жанровая специфика, особенная атмосфера, присущая ноктюрну, и пр.) и позволяющие, с одной стороны, идентифицировать их с музыкальными произведениями одноименного жанра, а с другой – выявить литературно-художественное своеобразие «музыкального рассказа» как такового. Рассмотрение музыкальной интермедиальности и специфики ее вербальной организации в рассказе Исигуро «Ноктюрн» позволяет охарактеризовать и более широкий спектр приемов передачи «музыкальности» текста как его жанро- и структурообразующей черты.

Abstract

The article traces the genre characteristics of the “musical” nocturne used by Kazuo Ishiguro in his prose “stories” (a range of themes related to the musical biography of the main character-musician, the distinctive musicality of landscape descriptions, genre specificity, the unique atmosphere inherent to the nocturne, etc.), which, on the one hand, allow them to be identified with similar musical compositions, and on the other hand, reveal the literary and artistic originality of the “musical story” as such. The problem of musical intermediality and the specifics of its verbal organization in Ishiguro’s short story Nocturne allow for the characterization of a broader range of techniques for conveying the “musicality” of the text as a genre- and structure-forming feature.

Скачать статью

Педагогика и психология

Определение типа личности студентов и его влияние на качество обучения

Аннотация

Представлены результаты исследования влияния типа личности студентов на качество обучения, которое изучалось на примере направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». В рамках исследования была выдвинута и проверена гипотеза о наличии статистически значимой взаимосвязи между профессиональным типом личности студента и образовательными результатами. Для оценки профессионального типа личности студентов применялась методика Дж. Голланда, в рамках которой определяется склонность обучающегося к одному из шести профессиональных типов. В свою очередь, образовательные результаты оценивались по результатам сформированности общепрофессиональных компетенций в ходе освоения дисциплин «Введение в профессиональную деятельность» и «Теория государства и права», которые изучаются на первом курсе по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Важно отметить, что выводы исследования формулировались с учетом допущения, что порядковая шкала оценивания ведет себя как интервальная благодаря специальной методике проведения аттестации на основе балльно-рейтинговой системы со сглаженной шкалой оценивания (где баллы имеют приблизительно одинаковый «вес»). В результате исследования предложена линейная регрессионная модель, позволяющая прогнозировать результаты формирования общепрофессиональных компетенций на основе профессионального типа личности обучающегося.

Abstract

The article presents the results of a study on the influence of students’ personality types on the quality of education, based on the example of the “Public and Municipal Administration” degree program. The study proposed and tested a hypothesis regarding the statistically significant relationship between a student’s professional personality type and their educational outcomes. To assess students’ professional personality types, John Holland’s methodology was employed, which determines a student’s inclination towards one of six professional types. Educational outcomes were evaluated based on the development of general professional competencies during the study of the courses “Introduction to Professional Activity” and “Theory of State and Law,” which are taken in the first year of the “Public and Municipal Administration” program. It is important to note that the study’s conclusions were formulated with the assumption that the ordinal grading scale behaves as an interval scale due to the specific method of assessment based on a point-rating system with a smoothed grading scale (where the “weights” of points are approximately equal). As a result of the study, a linear regression model was proposed, which allows for the prediction of the development of general professional competencies based on a student’s professional personality type.

Скачать статью

Перспективы метода «цифровой сторителлинг» в обучении молодых поколений иностранному языку

Аннотация

Рассматривается влияние глобализации, распространения цифровых технологий и развития интернета на психологию и образ жизни поколений Z и Альфа и влияние их психологических характеристик на их образовательный запрос. Особое внимание уделено анализу образовательного запроса данных поколений и оценке эффективности метода сторителлинга и его цифровой версии в процессе обучения современной молодежи иностранным языкам. В рамках теоретического исследования преимуществ и перспектив данного метода определяется понятие сторителлинга в образовательном контексте, а также его теоретическая основа. Освещаются ключевые характеристики истории в рамках образовательного сторителлинга, ее роль, функции и элементы. Дается классификация разновидностей метода сторителлинга, исследуются преимущества и потенциал элементов различных форм данного метода, в особенности цифрового сторителлинга. Обосновывается актуальность данного метода для обучения современных учащихся. Результаты подчеркивают значительный потенциал метода сторителлинга и его цифровой версии в образовании, поскольку он отвечает потребностям современных поколений и предоставляет инновационные методы обучения. Теоретическую значимость в данной статье представляет проведенный анализ особенностей метода и психологических характеристик современной молодежи. Практическую ценность имеют описанные техники и способы внедрения сторителлинга и элементов его различных форматов, которые могут быть полезны для методологов, преподавателей и учителей при создании уроков.

Abstract

The article examines the influence of globalization, the spread of digital technologies, and the development of the internet on the psychology and lifestyle of Generation Z and Generation Alpha, as well as the impact of their psychological characteristics on their educational demands. Particular attention is given to analyzing the educational requests of these generations and assessing the effectiveness of the storytelling method and its digital version in the process of teaching foreign languages to modern youth. As part of a theoretical study on the advantages and prospects of this method, the concept of storytelling in an educational context is defined, along with its theoretical foundation. The article highlights the key characteristics of a story within educational storytelling, its role, functions, and elements. A classification of storytelling method varieties is provided, and the advantages and potential of various forms of this method, particularly digital storytelling, are explored. The relevance of this method for educating modern students is substantiated. The results emphasize the significant potential of storytelling and its digital version in education, as it meets the needs of modern generations and offers innovative teaching methods. The theoretical significance of this article lies in the analysis of the method’s features and the psychological characteristics of modern youth. The practical value lies in the described techniques and methods for integrating storytelling and elements of its various formats, which can be useful for methodologists, educators, and teachers when designing curricula.

Скачать статью

Корпоративная подготовка тестировщиков программного обеспечения как педагогическая проблема

Аннотация

Целью исследования является анализ потенциала корпоративного обучения и выявление ключевых аспектов этого подхода для создания эффективных педагогических инструментов формирования и развития как профессиональных умений и навыков, так и личностных качеств тестировщиков программного обеспечения. Проводится критический обзор литературы, включая отечественные и зарубежные источники, с целью формулирования авторской концепции формирования и развития профессиональных компетенций тестировщиков в контексте корпоративного образования. Авторы обращают особое внимание на системность и эффективность организации образовательного процесса, учитывая специфику и стратегические направления деятельности инновационной компании, занимающейся разработкой оригинального программного обеспечения. Предлагаются подходы и рекомендации для компаний, заинтересованных в эффективной подготовке и повышении квалификации своих тестировщиков программного обеспечения. Представленные результаты имеют потенциал для дальнейшего прогресса в области корпоративного обучения и могут способствовать развитию практических стратегий и методологий в этой области. Также уделяется внимание выявлению и анализу педагогических проблем, связанных с корпоративной подготовкой тестировщиков программного обеспечения. Анализ этих проблем позволяет выделить ключевые аспекты, которые следует учитывать при разработке эффективных образовательных программ и методик для рассматриваемой профессиональной сферы.

Abstract

The aim of this study is to analyze the potential of corporate training and identify the key aspects of this approach for creating effective pedagogical tools for the formation and development of both professional skills and personal qualities in software testers. A critical review of the literature, including domestic and foreign sources, is conducted to formulate an original concept for the formation and development of professional competencies in software testers within the context of corporate education. The authors pay particular attention to the systematic and efficient organization of the educational process, taking into account the specificities and strategic directions of an innovative company engaged in the development of original software. Approaches and recommendations are proposed for companies interested in effectively training and improving the qualifications of their software testers. The presented results hold potential for further progress in the field of corporate training and may contribute to the development of practical strategies and methodologies in this area. Attention is also given to identifying and analyzing pedagogical challenges associated with corporate training for software testers. The analysis of these challenges allows for the identification of key aspects to be considered when developing effective educational programs and methodologies for this professional field.

Скачать статью

Проект «Открытый микрофон “Это нормально!”» в профилактике эмоционального выгорания педагогов коррекционных учреждений

Аннотация

Описан опыт создания и реализации проекта для педагогов специального образования «Открытый микрофон “Это нормально!”». Рассматриваются вопросы ментального здоровья и эмоционального выгорания педагогов специального образования, а также методы, приемы, концепции и рекомендации для регуляции эмоционального выгорания. Предложен вариант решения проблемы поддержания ментального здоровья специальных педагогов посредством организации мероприятия «Открытый микрофон “Это нормально!”». Охарактеризованы составные части и аспекты проектной деятельности, замысел, миссия, цель и задачи проекта, критерии оценки результата, возможные риски и способы их устранения, непосредственный план мероприятия и полный список необходимых для этого ресурсов. Описаны результаты проекта и его достоинства для дальнейшего его использования и реорганизации в других образовательных учреждениях.

Abstract

The article describes the experience of creating and implementing a project for special education teachers titled “Open Mic ‘It’s Normal!’”. It addresses issues related to mental health and emotional burnout among special education teachers, as well as methods, techniques, concepts, and recommendations for regulating emotional burnout. A proposed solution for maintaining the mental health of special education teachers is presented through the organization of the “Open Mic ‘It’s Normal!’” event. The components and aspects of the project’s activities, including the concept, mission, goals and objectives, evaluation criteria, potential risks and ways to mitigate them, the event plan, and the full list of necessary resources, are outlined. The project results are described, along with its advantages for further use and reorganization in other educational institutions.

Скачать статью