Филология, педагогика, психология

Филология, педагогика, психология

Филология

Грифонимы как объект лингвистического исследования

Аннотация

Исследуются функционирующие в текстах англоязычных компьютерных игр жанра фэнтези специфические языковые единицы, для обозначения которых вводится термин «грифонимы». Под этим термином подразумеваются номинации персонажей, созданных воображением разработчиков игр и не имеющих аналогов в реальной действительности. Выявляются облигаторные и факультативные черты носителей грифонимов, осуществляется их классификация. Проводится структурно-семантический анализ грифонимов, устанавливается зависимость формирования номинаций игровых персонажей от темпорального фактора.

Скачать статью

Модальность как способ раскрытия личности автора памятника древнерусской письменности «Поучение Владимира Мономаха»

Аннотация

Рассматривается модальная организация «Поучения Владимира Мономаха» с точки зрения жанровой принадлежности и целевой уста­новки данного памятника. Выявляются план содержания авторской мо­дальности и средства ее выражения в тексте произведения. Устанавли­вается роль авторской модальности в создании портретной характери­стики Владимира Мономаха как человека и государственной личности.

Скачать статью

Фразеообразующий потенциал соматизма сердце / cœur / Herz в русском, французском и немецком языках

Аннотация

Впервые проводится семный анализ фразеологических единиц с компонентом cердце / cœur / Herz на примере русского, французского и немецкого языков. В результате выявляется не только сходство се­мантической аттракции в идиомах языков неродственных семей, но и факторы, обусловливающие различие семантической заряженности как ядерных, так и дифференциальных сем. Предложенный корпус иллю­стративного материала позволяет решить ряд проблем национально-культурного плана фразеологических единиц русского, французского и немецкого языков, определить универсальные и национально-специфи­чес­кие черты фразеологии этих языков, выявить особенности мирови­дения и миропонимания русских, французов и немцев. Анализ соматиз­ма сердце / cœur / Herz способствует описанию эмотивного компо­нента как одного из ведущих в семантической структуре сопо­ставляемых фразеологических единиц и выявлению факторов, обуслов­ливающих употребления фразеологизмов в речи. Комплекс методов со­поставительного анализа семантики фразеологизмов русского, фран­цузского и немецкого языков дает возможность выявить семантические универсалии и специфические национальные особенности фразеологиче­ских единиц, а также проанализировать лингвистические и экстра­лингвистические причины сходств и различий фразеологизмов в иссле­дуемых языках. Компонентный анализ изученных фразеологизмов позво­лил получить картину реализации потенциальных сем компонета-соматизма сердце / cœur / Herz в неродственных языках.

Скачать статью

Функционально-семантическая характеристика перцептивной и эмотивной лексики в жизнеописании Николая Японского

Аннотация

Эмотивная и перцептивная лексика рассматривается в аспекте отражения в ее семантике представлений о святом как важнейшем ори­ентире религиозного языкового сознания. Анализ языковых фактов про­водится с позиций комплексного подхода, предложенного в трудах С. П. Лопушанской и предполагающего рассмотрение внутренней сис­темной организации языковых единиц, парадигматических и синтаг­матических отношений на различных языковых уровнях, а также изу­чение особенностей функционирования единиц в контексте.
Показано, что отбор и специфика функционирования единиц с се­мантикой восприятия детерминируются особенностями языковой си­стемы и существующими представлениями о святости. Рассмот­рены средства языковой экспликации перцептивных процессов, значи­мых для описания святого. Установлено доминирование зрительного восприя­тия как процесса, определяющего взаимодействие с реальным миром (что отражено в прямых значениях языковых единиц), а также обнару­живающего связь с мыслительной деятельностью (отражено в пе­реносных значениях языковых единиц). Описаны возможности экспли­кации процессов, находящихся за границами восприятия посредством органов чувств и открывающихся подвижнику по воле Господа.
При анализе эмотивной лексики, используемой в агиографических текстах, установлено, что лексика эмоций в житии выявляет сущест­вен­ные для понимания концепции автора смыслы, становится важным средством создания образа святого. Данные языковые единицы употреб­ляются в ключевых фрагментах житийного текста с целью описания и характеристики людей, предметов и явлений действительности. При этом релевантны следующие параметры: характер обозначаемой глаго­лом эмоции (положительная / отрицательная) и ее интенсивность (низкая / средняя / высокая).

Скачать статью

Гендерный компонент в просодии речевых актов требования

Аннотация

Статья посвящена установлению характера связи между гендер­ным компонентом и просодией иллокутивов требования в устной немецкой речи. Просодия речи является одним из основных факторов идентификации намерений говорящего и ключевым инструментом до­стижения необходимого коммуникативного эффекта, особенно при реа­лизации высказываний негативной модальности, лексический состав которых может быть идентичен лексическому составу нейтральных высказываний. Исследование степени влияния гендерного фактора на просодию требований представляется важным с точки зрения углубле­ния и расширения знаний в области фонопрагматики. В работе описан эксперимент, в ходе которого были произведены замеры показателей ча­стоты основного тона, интенсивности и длительности в контрольных точках (слогах) высказываний и проанализированы частотные, динами­ческие и темпоральные характеристики речевых актов требования, ре­ализованных дикторами мужского и женского пола. Описываются осо­бенности контуров развития частоты основного тона, интенсивности и длительности экспериментальных фраз.

Скачать статью

Ономастическая составляющая языковой личности российского военнослужащего

Аннотация

Статья посвящена верификации предположения о том, что изуче­ние ономастической составляющей позволяет полнее раскрыть специ­фику языковой личности российского военнослужащего. В результате проведения теоретического анализа существующих трудов дается обобщенное понятие языковой личности как образа носителя знаний, моделей поведения и реакций, культурно-языковых и коммуникативно-деятельностных ценностей. Пласты лексики, доступные индивидууму для общения, рассматриваются с точки зрения стилистической диф­ференциации, а также в их делении на имена нарицательные и соб­ственные. Онимы представлены как лингвокультурологические едини­цы, составляющие особую знаковую систему. Автор предлагает приме­нение понятия ономастического пространства к социальному коллек­тиву и дает развернутую характеристику различным именам соб­ственным, называющим субъекты и объекты деятельности в военном социуме, демонстрируя необходимость изучения официальных и не­официальных антропонимов, топонимов, хрематонимов, эргонимов и хрононимов, поскольку это позволит раскрыть такие качества лично­сти российского военнослужащего, как патриотизм, эмоциональность, а также высокий уровень интеллектуального развития и креативности в создании именований.

Скачать статью

Художественный образ как когнитивный феномен

Аннотация

Раскрывается содержание понятий «образ» и «художественный об­раз» с когнитивных позиций (в рамках гуманитарных наук — лингви­стики, психологии, литературоведения). Кратко изложена история рассмотрения образа в психологии: психоаналитический подход, теория отражения, когнитивная психология. Устанавливаются когнитивные составляющие образа и способы их текстовой реализации на примере романа Дж. Кутзее «Осень в Петербурге». Образ — это иконический знак, который входит в структуру концепта, являясь составным эле­ментом образно-ассоциативного слоя. Выполняя гносеологическую функцию познания действительности, художественный образ отража­ет особую модель реальности, соединяющую объективные конкретно-чувственные детали предмета или явления и субъективность индиви­дуального сознания автора. В рамках когнитивной поэтики «художе­ственный образ» определяется как словесный знак, репрезентирующий в художественном тексте авторскую картину мира. Обращается вни­мание на важность интерпретации образов с позиции не только реали­зованной авторской интенции, но и их актуализации в сознании вос­принимающего, в частности их воздействия на эмоциональную сферу читателя.

Скачать статью

Художественный образ языка в поэзии Пауля Целана

Аннотация

Представлено когнитивно-дискурсивное исследование способов со­здания образа языка в художественном тексте, включающее в себя се­мантический, концептуальный и интерпретационный анализ. Особое внимание уделяется как лингвистическим факторам, повлиявшим на создание метаязыковых высказываний, в частности словообразователь­ному потенциалу немецкого языка (неологизации), так и экстралингви­стическому контексту, знание которого позволяет интерпретировать значения лексических единиц как когнитивных явлений. Описаны ос­новные техники концептуализации, а именно номинация, предикация (выделение основных дефиниционных признаков концепта, актуализи­рованных в высказывании) и образно-дескриптивные отображения (он­тологические когнитивные метафоры). Как показало исследование, комплексное применение вышеназванных инструментов обогащает ин­терпретационное поле существующего концепта и может служить ба­зой для возникновения нового. Теоретические положения проиллюстри­рованы примерами из немецких текстов П. Целана, многие из которых не были ранее переведены на русский язык. Сделан вывод о том, что в авторском художественном образе языка превалируют прямая номина­ция, основанная на метафорическом отображении и языковой игре, не­определенная и субъективная предикация, а также интертекстуальные символические репрезентации.

Скачать статью

«Очей очарованье» глазами иностранцев: восприятие иностранными студентами словесного образа в составе крылатого выражения

Аннотация

Иностранцы, изучающие русский язык, испытывают большие трудности при восприятии художественной речи, обусловленные тем, что такая речь насыщена словесными образами. Еще большие трудно­сти возникают у иностранцев, когда они сталкиваются со словесными образами в составе крылатых выражений. Данная статья освещает экспериментальный этап исследования, посвященного выяв­лению спе­цифики обучения иностранцев восприятию словесных обра­зов в составе крылатых выражений. Приведены результаты опроса, целью кото­рого стало выявление степени трудности различных се­манти­ческих компонентов словесного образа в составе крылатого вы­ражения «очей очарованье» (А. С. Пушкин. «Осень») для воспри­ятия иностранными студентами. Экспериментальные данные анализиру­ются с семантической и лингводидактической точек зрения. Уста­новлено, что наибольшее количество трудностей у иностранцев вы­зывают семантические компоненты двух уров­ней: 1) словесного образа как такового и 2) специфические харак­теристики прецедентного тек­ста. Особое внимание в обучении следует уделять функционированию словесного образа в качестве крылатого выражения в современной речи носителей русского языка. В качестве итога исследования сформули­рованы методи­ческие рекомендации преподавателям русского языка как ино­странного, намечены пути работы со словесными образами, по­лучившими статус прецедентных.

Скачать статью

Педагогика и психология

Учебно-профессиональный дискурс высшей школы в аспектах концепта грамотности

Аннотация

Представлены результаты междисциплинарного анализа, категори­аль­ного синтеза и обобщения опыта реализации учебно-профес­сионального дискурса в высшем профессиональном образовании. Этот дискурс рассматривается как открытая система, процесс самооргани­зации которой направлен на обеспечение образования в течение всей жизни и прямо связан с формированием компетенций грамотности, отраженных ФГОС 3++. Описаны составляющие дискурса в его социо- и прагмалингвистическом аспектах и проблемы учебно-научной комму­никации студентов, в том числе при использовании для целей дискурса информационно-коммуникационных технологий. Определены мета­предметные, языковые, операциональные, критические, культурные из­мерения компетенций грамотности как показатели становления учеб­но-дискурсивного Я студента. Указаны необходимые условия организа­ции и реализации практик дискурса.

Скачать статью

Эскапизм: неконструктивные пути личностного самоопределения подростков

Аннотация

Протест против устаревших образцов взросления и невозмож­ность отстоять новаторский образ-Я — традиционное противоречие в самоопределении личности подростка. Трудности самоопределения в пространстве реальных отношений все чаще предопределяют эскапизм или поиски подрастающим поколением себя и ценности образа-Я в вир­туальном бытии. Статья освещает, в каких условиях и посредством каких механизмов уход подростков в виртуальные пространства ста­новится опасной деформацией их образа-Я и приводит к утрате его адекватности. Цель исследования — выявить варианты неконструк­тивных путей подросткового эскапизма. Теоретической основой иссле­дования стала трансформационная модель протестной активности личности (субъектно-бытийный подход), рассматривающая эскапизм в качестве одной из форм протеста, как специфический процесс само­опреде­ления личности. С помощью прикладного метода регрессионного анали­за — парциальной модерированной медиации — были изучены два наиболее вероятных неконструктивных пути подросткового эскапизма. Данные пути имеют сходства в механизме протекания: блокирование диалога подростка со своим Я, защитное поведение и стагнация лич­ностного самоопределения. Различие заключается в условиях действия механизма и в результатах личностного самоопределения. Если под­ростки отказываются от новаторского образа-Я в виртуальных про­странствах, то они формируют позитивную ценность Я, однако сам образ остается детским. Если подростки отстаивают новаторский образ-Я, наблюдается «раскол» в оценке образа-Я: Я-реальное кардинально отличается от Я-идеального. Для подрастающего поколения эскапизм может представлять угрозу в том случае, когда поиск ценности Я в виртуальных пространствах не подкреплен субъектными ресурсами.

Скачать статью