Эскапизм: неконструктивные пути личностного самоопределения подростков
- Страницы / Pages
- 106-117
Аннотация
Протест против устаревших образцов взросления и невозможность отстоять новаторский образ-Я — традиционное противоречие в самоопределении личности подростка. Трудности самоопределения в пространстве реальных отношений все чаще предопределяют эскапизм или поиски подрастающим поколением себя и ценности образа-Я в виртуальном бытии. Статья освещает, в каких условиях и посредством каких механизмов уход подростков в виртуальные пространства становится опасной деформацией их образа-Я и приводит к утрате его адекватности. Цель исследования — выявить варианты неконструктивных путей подросткового эскапизма. Теоретической основой исследования стала трансформационная модель протестной активности личности (субъектно-бытийный подход), рассматривающая эскапизм в качестве одной из форм протеста, как специфический процесс самоопределения личности. С помощью прикладного метода регрессионного анализа — парциальной модерированной медиации — были изучены два наиболее вероятных неконструктивных пути подросткового эскапизма. Данные пути имеют сходства в механизме протекания: блокирование диалога подростка со своим Я, защитное поведение и стагнация личностного самоопределения. Различие заключается в условиях действия механизма и в результатах личностного самоопределения. Если подростки отказываются от новаторского образа-Я в виртуальных пространствах, то они формируют позитивную ценность Я, однако сам образ остается детским. Если подростки отстаивают новаторский образ-Я, наблюдается «раскол» в оценке образа-Я: Я-реальное кардинально отличается от Я-идеального. Для подрастающего поколения эскапизм может представлять угрозу в том случае, когда поиск ценности Я в виртуальных пространствах не подкреплен субъектными ресурсами.
Список литературы
1. Балыков Д. В. Эскапизм как психологический феномен // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 17—18.
2. Блинова В. Л., Лопухова О. Г., Шишова Е. О. Особенности психологических защит при разном уровне готовности личности к саморазвитию // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1569.
3. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2011. № 1. С. 54—65.
4. Гусейнов А. Ш., Рябикина З. И., Фоменко Г. Ю., Шиповская В. В. Феномен протестной активности личности: субъектно-бытийная интерпретация // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 4. С. 78—96.
5. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Развитие идеи С. Л. Рубинштейна о самоопределении субъекта в современной социальной психологии // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна : сб. науч. ст. М., 2011. С. 216—233.
6. Кибальник А. В., Федосова И. В. Социальный эскапизм в молодежной среде // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 221—229.
7. Колотова О. В. Вклад враждебности и референтности в зарождение подросткового эскапизма как процесса самоопределения личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 101—110.
8. Колотова О. В. Подростковый эскапизм: факторы и механизмы успешного процесса самоопределения личности // Наука: комплексные проблемы. 2020. № 2 (16). С. 103—108.
9. Молчанова О. Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. 2011. № 1 (65). С. 82—95.
10. Рябикина З. И. Личность как субъект бытия в условиях нарастающих изменений реальности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития : сб. науч. ст. М., 2017. С. 807—815.
11. Рябов В. Б. Эскапизм и субъективное качество жизни // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 1. С. 44—65.
12. Старовойтенко Е. Б. Я-неизвестное в отношениях личности к себе и к другому // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 35—49.
13. Теславская О. И., Кардапольцева А. А., Беловол Е. В., Савченко Т. Н. Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии // Психологический журнал. 2017. № 6 (38). С. 53—65.
14. Fullwood C., James B. M., Chen-Wilson C.-H. Self-concept clarity and online self-presentation in adolescents // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19, № 12. P. 716—720.
15. Hayes A. F. Partial, conditional, and moderated moderated mediation: Quantification, inference, and interpretation // Communication Monographs. 2018. Vol. 85. № 1. P. 4—40.
16. Hayes A. F. Introduction to Mediation, Moderation, and Conditional Process Analysis : a Regression-Based Approach. N. Y., 2018.
17. Murillo A. C. G., Puerta-Cortés D. X. Relación entre el usoadictivo de Facebook y el autoconceptoenestudiantescolombianos // Revista Virtual Universidad Católica del Norte. 2020. № 59. P. 27—44.
18. Rogalski J. P., Roscoe E. M., Fredericks D. W., Mezhoudi N. Negative reinforcer magnitude manipulations for treating escape‐maintained problem behavior // Journal of Applied Behavior Analysis. 2020. Vol. 53 (3). P. 1514—1530.
19. Šporčić B., Glavak-Tkalić R. The relationship between online gaming motivation, self-concept clarity and tendency toward problematic gaming // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2018. Vol. 12, № 1.
20. Toivonen T., Norasakkunkit V., Uchida Y. Unable to conform, unwilling to rebel? Youth, culture, and motivation in globalizing Japan // Frontiers in psychology. 2011. Vol. 2 (207).
21. Vecchione M., Schwartz S.H., Alessandri G. et al. Stability and change of basic personal values in early adolescence: A 8‐year longitudinal study // Journal of Research in Personality. 2016. Vol. 63. P. 111—122.