Филология, педагогика, психология

2021 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Эскапизм: неконструктивные пути личностного самоопределения подростков

Страницы / Pages
106-117

Аннотация

Протест против устаревших образцов взросления и невозмож­ность отстоять новаторский образ-Я — традиционное противоречие в самоопределении личности подростка. Трудности самоопределения в пространстве реальных отношений все чаще предопределяют эскапизм или поиски подрастающим поколением себя и ценности образа-Я в вир­туальном бытии. Статья освещает, в каких условиях и посредством каких механизмов уход подростков в виртуальные пространства ста­новится опасной деформацией их образа-Я и приводит к утрате его адекватности. Цель исследования — выявить варианты неконструк­тивных путей подросткового эскапизма. Теоретической основой иссле­дования стала трансформационная модель протестной активности личности (субъектно-бытийный подход), рассматривающая эскапизм в качестве одной из форм протеста, как специфический процесс само­опреде­ления личности. С помощью прикладного метода регрессионного анали­за — парциальной модерированной медиации — были изучены два наиболее вероятных неконструктивных пути подросткового эскапизма. Данные пути имеют сходства в механизме протекания: блокирование диалога подростка со своим Я, защитное поведение и стагнация лич­ностного самоопределения. Различие заключается в условиях действия механизма и в результатах личностного самоопределения. Если под­ростки отказываются от новаторского образа-Я в виртуальных про­странствах, то они формируют позитивную ценность Я, однако сам образ остается детским. Если подростки отстаивают новаторский образ-Я, наблюдается «раскол» в оценке образа-Я: Я-реальное кардинально отличается от Я-идеального. Для подрастающего поколения эскапизм может представлять угрозу в том случае, когда поиск ценности Я в виртуальных пространствах не подкреплен субъектными ресурсами.

Список литературы

1. Балыков Д. В. Эскапизм как психологический феномен // Вестник Улья­новского государственного технического университета. 2019. № 1 (85). С. 17—18.

2. Блинова В. Л., Лопухова О. Г., Шишова Е. О. Особенности психологических защит при разном уровне готовности личности к саморазвитию // Современ­ные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1569.

3. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2011. № 1. С. 54—65.

4. Гусейнов А. Ш., Рябикина З. И., Фоменко Г. Ю., Шиповская В. В. Феномен про­тестной активности личности: субъектно-бытийная интерпретация // Россий­ский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 4. С. 78—96.

5. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Развитие идеи С. Л. Рубинштейна о само­определении субъекта в современной социальной психологии // Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна : сб. науч. ст. М., 2011. С. 216—233.

6. Кибальник А. В., Федосова И. В. Социальный эскапизм в молодежной сре­де // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2. С. 221—229.

7. Колотова О. В. Вклад враждебности и референтности в зарождение под­росткового эскапизма как процесса самоопределения личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. С. 101—110.

8. Колотова О. В. Подростковый эскапизм: факторы и механизмы успешного процесса самоопределения личности // Наука: комплексные проблемы. 2020. № 2 (16). С. 103—108.

9. Молчанова О. Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. 2011. № 1 (65). С. 82—95.

10. Рябикина З. И. Личность как субъект бытия в условиях нарастающих из­менений реальности // Фундаментальные и прикладные исследования совре­менной психологии: результаты и перспективы развития : сб. науч. ст. М., 2017. С. 807—815.

11. Рябов В. Б. Эскапизм и субъективное качество жизни // Институт психо­логии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2, № 1. С. 44—65.

12. Старовойтенко Е. Б. Я-неизвестное в отношениях личности к себе и к другому // Мир психологии. 2018. № 3 (95). С. 35—49.

13. Теславская О. И., Кардапольцева А. А., Беловол Е. В., Савченко Т. Н. Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии // Психологи­ческий журнал. 2017. № 6 (38). С. 53—65.

14. Fullwood C., James B. M., Chen-Wilson C.-H. Self-concept clarity and online self-presentation in adolescents // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19, № 12. P. 716—720.

15. Hayes A. F. Partial, conditional, and moderated moderated mediation: Quanti­fication, inference, and interpretation // Communication Monographs. 2018. Vol. 85. № 1. P. 4—40.

16. Hayes A. F. Introduction to Mediation, Moderation, and Conditional Process Analy­sis : a Regression-Based Approach. N. Y., 2018.

17. Murillo A. C. G., Puerta-Cortés D. X. Relación entre el usoadictivo de Facebook y el autoconceptoenestudiantescolombianos // Revista Virtual Universidad Católica del Norte. 2020. № 59. P. 27—44.

18. Rogalski J. P., Roscoe E. M., Fredericks D. W., Mezhoudi N. Negative reinforcer magnitude manipulations for treating escape‐maintained problem behavior // Jour­nal of Applied Behavior Analysis. 2020. Vol. 53 (3). P. 1514—1530.

19. Šporčić B., Glavak-Tkalić R. The relationship between online gaming motiva­tion, self-concept clarity and tendency toward problematic gaming // Cyberpsy­chology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2018. Vol. 12, № 1.

20. Toivonen T., Norasakkunkit V., Uchida Y. Unable to conform, unwilling to re­bel? Youth, culture, and motivation in globalizing Japan // Frontiers in psychology. 2011. Vol. 2 (207).

21. Vecchione M., Schwartz S.H., Alessandri G. et al. Stability and change of basic personal values in early adoles­cence: A 8‐year longitudinal study // Journal of Re­search in Personality. 2016. Vol. 63. P. 111—122.