Учебно-профессиональный дискурс высшей школы в аспектах концепта грамотности
- Страницы / Pages
- 95-105
Аннотация
Представлены результаты междисциплинарного анализа, категориального синтеза и обобщения опыта реализации учебно-профессионального дискурса в высшем профессиональном образовании. Этот дискурс рассматривается как открытая система, процесс самоорганизации которой направлен на обеспечение образования в течение всей жизни и прямо связан с формированием компетенций грамотности, отраженных ФГОС 3++. Описаны составляющие дискурса в его социо- и прагмалингвистическом аспектах и проблемы учебно-научной коммуникации студентов, в том числе при использовании для целей дискурса информационно-коммуникационных технологий. Определены метапредметные, языковые, операциональные, критические, культурные измерения компетенций грамотности как показатели становления учебно-дискурсивного Я студента. Указаны необходимые условия организации и реализации практик дискурса.
Список литературы
1. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000.
2. Кубрякова Е. С. О термине «дискурс» и стоящей за ним структуре знания // Язык. Личность : сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой. М., 2005. С. 23—33.
3. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М., 2003.
4. Михалева О. Л. Дискурс как объект исследования : лекция. Иркутск. URL: http://rus-lang.isu.ru/education/discipline/philology/disrurs/material/material13 (дата обращения: 11.11.2020).
5. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 112—123.
6. Руженцева Т. С. Учебно-профессиональный и профессиональный дискурс специалиста по инфрмационным технологиям как основной механизм передачи информации // Экономика, статистика и информатика. 2012. № 2. С. 184—192.
7. Основные подходы к оценке читательской грамотности // Центр оценки качества образования. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html (дата обращения: 11.11.2020).
8. Шаповал И. А. Русский язык в профессиональной деятельности дефектолога: моделирование содержания учебной дисциплины // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета : электрон. науч. журн. 2020. № 3 (35). С. 243—255. doi: 10.32516/2303-9922.2020.35.18.
9. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография. Волгоград, 2009.
10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004.
11. Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей: лингвистический аспект // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 71. С. 96—106.
12. Фуко М. Дискурс и истина // Логос. 2008. № 2 (65). С. 159—262.
13. Матьяш О. И. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб., 2011.
14. Пецух О. П. Формирование гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании : автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2014.
15. Literacy in 3D: An Integrated Perspective in Theory and Practice / ed. by B. Green, C. Beavis. Camberwell, Victoria, 2012.