Филология, педагогика, психология

2012 Выпуск №11

Взгляд в прошлое и проблемы современного математического образования

Аннотация

Рассматриваются особенности математического образования в России в XVIII и XIX вв. Обращается внимание на значение двигательной активности детей для формирования пространственного воображения, математического мышления. Выдвигаются предложения по выработке у школьников мотиваций к изучению математики, по использованию междисциплинарного подхода к развитию математического мышления, интереса к овладению математическими знаниями.

This article considers the features of mathematical education in Russia in the 18th-19th centuries. The focal point is the significance of children’s physical activity for the development of spatial perception and mathematical thinking. The author makes recommendations on the development of motivation in schoolchildren for studying mathematics and the use of interdisciplinary approach to developing mathematical thinking and arousing interest in acquiring mathematical knowledge.

Скачать статью

Готовность профессорско-преподавательского состава вуза к управлению социально-правовой активностью студентов

Аннотация

Увеличение социальной активности в обществе диктует необходимость научно-теоретического осмысления как самого феномена социально-правовой активности, так и процесса управления ее проявлениями в учреждениях образования. Анализируются результаты исследования готовности преподавателей федерального университета к управлению социально-правовой активностью студентов. Полученные данные могут быть использованы при повышении квалификации преподавателей.

An increase in social activity in society emphasizes the need for scientific and theoretical understanding of the phenomenon of social and legal activity per se, as well as the process of managing its manifestations at educational institutions. The authors analyze the results of a study into the aptitude of federal university teachers for managing social and legal activity of students. The data obtained can be used for increasing teachers’ qualification.

Скачать статью

Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов

Аннотация

Рассматриваются подходы к изучению неуспеваемости в вузе как дидактического явления. Поднимается вопрос о необходимости предупреждения неуспеваемости и построения учебного процесса таким образом, чтобы наиболее полно реализовать учебные возможности каждого студента. Анализируется материал анкетирования выпускников-дипломантов радиотехнических специальностей Калининградского погра-ничного института ФСБ России, посвященный вопросам успеваемости и коррекции полученных знаний.

This article considers approaches to research on poor academic performance at higher educational institutions as a didactic phenomenon. The authors address the need to prevent poor academic performance and structure the training process so that the potential of each student is fully developed. The article analyses the data of surveys of radio engineering graduates of Kaliningrad Border Service Institute of the Federal Security Service of Russia, which put emphasis on the problems of academic performance and correction of knowledge obtained.

Скачать статью

Функциональный подход к типологии конфликтов в школе

Аннотация

Рассматривается проблема типологии конфликтов в школьной конфликтологии. Дан краткий обзор наиболее используемых классификаций. Представлена разработанная автором на основе функционального подхода типология конфликтов.

This article focuses on the typology of conflicts within school conflict studies. It provides a brief overview of basic classifications. The offered typology is based on the functional approach to conflict typology.

Скачать статью

Зарубежный опыт интеграции образования, науки и бизнеса

Аннотация

Рассматриваются три основных типа интеграции образования, науки и бизнеса: американский, японский и смешанный. Делается вывод о том, что в американском типе ключевую роль играет исследовательский университет, в японском — государство, а в смешанном (наиболее распространенном в Центральной и Северной Европе) — технопарковые структуры. Описываются достоинства и недостатки каждого из типов.

The article considers three main types of integration of education, science and business. There are: American type, Japanese type and Mixed type. The main role in American type of integration plays Research University; the main role in Japanese type plays Government; the main role in Mixed type (mostly prevalence are in Central and Northern Europe) plays technological parks. The article considers merits and demerits of these types.

Скачать статью

Мониторинг качества образования в вузе в условиях внедрения компетентностной модели подготовки специалистов

Аннотация

Рассматриваются основные аспекты организации и проведения мониторинга качества образования в вузе. Внимание уделено  jсобенностям учета компетентностного подхода при контроле качества обучения.

This article considers the main aspects of organizing and conducting monitoring of education quality at universities. The author pays attention to the features of applying competence approach in controlling the quality of education.

Скачать статью

Методологические проблемы формирования новой педагогической инфраструктуры для трудового обучения и воспитания молодежи

Аннотация

Рассматриваются ключевые методологические проблемы, возникающие при проектировании новой педагогической инфраструктуры, анализируется ее роль для трудового обучения и воспитания молодежи в условиях глобальной экономики.

The article examines the key methodological problems in the design of new educational infrastructure for labor training and education of youth in the global economy. Through comparative historical and pedagogical approach, the author shows how to overcome the most difficult issues of developing the infrastructure components of a modern system of labor training and education of youth.

Скачать статью

Компонентный анализ содержания учебно-методического комплекса по иностранным языкам с позиции обновляющейся образовательной среды

Аннотация

Обновляющаяся образовательная среда (ООС) представляет собой новую, малоисследованную разновидность локальной среды. Выделяется и рассматривается компонентный состав ООС, который используется в качестве основы для проведения анализа содержания учебника русского языка как иностранного для занятий с немецкоговорящими обучающимися на начальном этапе. В итоге устанавливается позитивное влияние ООС на его содержание и на весь УМК в целом.

A changing educational environment (CEE) is a new, little studied type of local environment. This article identifies and considers the components of CEE, which serves as the basis for a component analysis of the content of a textbook on Russian as a foreign language for teaching German-speaking students of basic level. The author emphasises that CEE has a positive influence on the discipline’s methodology.

Скачать статью