Слово.ру: Балтийский акцент

2017 Том 8 №2

Историография и литература: союз или симбиоз?

Аннотация

Рассматриваются особенности функционирования культурной памяти. Специальное внимание уделяется историографическим текстам, выступающим в роли ее носителей. Сравнительно-сопоставительному анализу подвергаются концепции о характере взаимоотношений историографических и литературных источников, основанном на оппозиции «нефикциональность — фикциональность». Формулируются выводы о релевантности эстетического начала при структурировании историографических текстов.

Abstract

This article examines the concept of cultural memory. Special attention is paid to historiographical texts as a means of representation of cultural memory. The author analyses and compares theories describing relations between historiographical and literary texts. Such relations are based on the fiction/non-fiction opposition. It is concluded that the aesthetic component assumes significance in structuring historiographical texts.

Скачать статью

А был ли реализм? К проблеме периодизации западноевропейских литератур

Аннотация

Пересматривается традиционный взгляд на реализм как доминирующее направление европейских литератур второй трети XIX века. Рассматривается понятие реализма конца XVIII века (Ф. Шиллер) и 50-х годов XIX века (Шанфлёри и Дюранти), указывается на отсутствие авторской самоидентификации с этим направлением Стендаля и Бальзака, на протесты Флобера против причисления его к реалистам. Демонстрируется многообразие школ, направлений и творческих методов в европейских литературах второй трети XIX века.

Abstract

This article revisits the traditional perspective on realism as a prevalent trend in the European literature at the end of the 19th century. The author examines the perception of the concept of realism at the end of the 18th century (Friedrich Schiller) and in the 1850s (Champfleury and Duranty). It is stressed that Stendhal and Balzac did not associate themselves with realism and Flaubert objected to being called a realist. The author emphasizes the diversity of schools, trends, and literary techniques in the European literature of the second part of the 19th century.

Скачать статью

Мифоисторические образы рассказа Б. Шульца «Весна» в контексте мифологизма Ф. Кафки

Аннотация

Анализируется рассказ Бруно Шульца «Весна» в контексте мифологического творчества Франца Кафки (рассказы «Как строилась китайская стена», «Процесс»). Утверждается, что одним из общих импульсов творчества этих писателей, создающих поле для разносторонних мифопоэтических интерпретаций, было наличие мифоисторических образов в их произведениях. Также рассматриваются суверенность мифа и истории и их синтез.

Abstract

Myths and history are different but related forms of consciousness. They date back to the archaic and new periods of world history. New forms of synthesis between history and myths translated in the ‘mythical-historical imagery’ of the 20th-century art. For the first time in the history of world culture, modernism has created a synthesis between the seemingly divergent elements — history and myths. This article analyses Schulz’s short story ‘Spring’ in the context of Franz Kafka’s mythological oeuvre — ‘The Great Wall of China’ and The Trial. The presence of mythical-historical images in their works is a common impulse, which creates a space for versatile mythopoetic interpretations shared by the two authors. The article examines the autonomy and synthesis of myths and history.

Скачать статью

Художественное переосмысление концепции негритюда в романе Ивлина Во «Сенсация»

Аннотация

Целью статьи является изучение проблематики романа И. Во «Сенсация» сквозь призму имагологии (науки о создании и функционировании образов «других»). В идейной структуре произведения анализу подвергается теория негритюда, утверждающая особую роль в мире африканской цивилизации. Делается вывод о том, что в романе концепция негритюда реализуется при помощи такого литературного явления, как гротеск, а также о том, что данную теорию следует рассматривать во взаимосвязи с философско-историческими категориями цивилизации и варварства.

Abstract

This article analyses the problems addressed in Evelyn Waugh’s novel Scoop, through the prism of imagology — the study of cultural stereotypes as presented in literature. Within the ideational structure of the novel, the author analyses the theory of négritude, which holds that the African civilisation plays a special role in the world. It is concluded that the négritude philosophy is expressed in the novel through grotesque and the theory of négritude should be analysed in the context of philosophical and historical categories of civilization and barbarism.

Скачать статью

«Непобедимым многолетье!»: аксиологические смыслы пространственно-временных образов в стихотворении Бориса Пастернака «Неоглядность»

Аннотация

Анализируются особенности хронотопической структуры стихотворения Б. Л. Пастернака «Неоглядность» (1944). В широком контексте русской лингвокультуры раскрывается аксиологическое содержание, актуализируемое пространственно-временными образами в авторской картине мира поэта. Устанавливается, что ведущий мотив стихотворения — тема победы — развертывается в нескольких взаимопроникающих темпоральных сферах: в исторических планах прошлого и настоящего и в метафизическом пространстве инобытия.

Abstract

This article is an attempt to expose and analyse the chronotopical structure of Boris Pasternak's poem ‘Neogliadnost’/’Spanlessness’, written in 1944. The axiological meaning of spatiotemporal images in the poet's Weltanschauung is evaluated within a broader context of Russian language and culture. It is argued that the poem’s key value-laden motif, victory, is introduced in the text in three temporal domains. Two of them — the planes of the historical past and present — belong to the sphere of time. They are intrinsically linked by their reference to the metaphysical realm of eternity.

Скачать статью