Кантовский сборник

2013 Выпуск №2(44)

Этико-философская антиномия оснований в кантовской теории семейного права

Аннотация

Представлены этико-антропологические основания философии семейного права Канта как «личного права вещным образом»: проблема возможности владеть лицом как вещью задает антиномию этических и правовых начал, воспроизводящую конфликт римского натурализма и договорной философии естественного права. Рассматриваются варианты преодоления антиномии и намечаемые ими решения вопросов о правоосновании и о субъекте семейного права.

Abstract

The present paper focuses on the ethical and anthropological foundations of Kant’s philosophy of family law conceived as a “personal right that is real in kind”: the possibility of possessing a person as a property item presets the antinomy of moral and legal principles, which reproduces the conflict between Roman naturalistic legal theory and the contractual philosophy of natural law. The author also considers the ways to overcome this antinomy, as well as ensuing solutions to the problems relating to the legal foundations and the subject of family law.

Скачать статью

Политика космополитизма: от универсализма к плюрализму (перевод с фр. Д. Е. Фетисовой)

Аннотация

Обосновывается современная политика космополитизма. Констатируется, что легитимация космополитизма носит скорее культурный, чем политический характер. Либеральный культурный плюрализм на универсальных политико-правовых основаниях (Кант и Ролз) оказывается недостаточным, но он дает средства для решения проблем и избегания крайностей культурного космополитизма, таких, как европейская «негативная идентичность», юридификация и новые современные формы идентичностного политического морализма на манер «гипердемократии масс».

Abstract

This article is devoted to the search for an adequate justification for the modern policy of cosmopolitism. The author maintains that the legitimation of cosmopolitism is of rather cultural than political nature. Liberal cultural pluralism based on universal political and legal principles (Kant and Rawls) proves to be insufficient. However, it provides the means to solve the problems and to avoid the extremes of cultural cosmopolitism, such as the European “negative identity”, juridification, and new modern forms of identity-centred political moralism akin to the “hyperdemocracy of the masses”.

Скачать статью

Интерпретация категорического императива Джоном Ролзом в «Теории справедливости»

Аннотация

Рассматривается трактовка кантовского категорического императива Джоном Ролзом, выявляются некоторые существенные для этой трактовки особенности ролзовского понимания рациональности, соотношения интересов и конечных целей, ограничивающие возможности применения кантовской этики в рамках эгалитарного либерализма Ролза.

Abstract

John Rawls’s interpretation of Kant’s categorical imperative is reviewed, some significant aspects of Rawls’ treatment of key notions of rationality, interests and ends are revealed, which limit the possibilities of application of Kantian ethics within Rawls’ liberal egalitarianism.

Скачать статью