Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2025 Выпуск №4

Моральный компонент идентичности и психологическое благополучие личности

Аннотация

Влияние личностных черт, ценностей и моральных установок на уровень психо­ло­гического благополучия личности представляет собой актуальную и перспектив­ную те­му, существенную для решения фундаментальных и прикладных задач междис­цип­линарного спектра. Зарубежные исследования подтверждают связь психологическо­го бла­гополучия с показателями психического здоровья и уровнем морально-нрав­ст­вен­ного развития, отражающегося в просоциальном поведении. Однако как в зарубежных, так и в отечественных научных кругах существует дефицит исследова­ний, посвя­щен­ных взаимосвязи содержательных компонентов идентичности и це­лостности структуры идентичности с психологическим благополучием и психиче­ским здоро­вьем. Цель исследования — проверить гипотезу о связи психологического благополучия с моральной идентичностью и индексом устойчивости идентичности, а также изу­чить взаимосвязь моральной идентичности с тревожностью и депрессией как показа­те­лями психического здоровья. Проведена проверка гипотез с использованием стандар­тизированных методик на выборке из 127 человек, после чего выполнен корре­ля­ци­онный анализ полученных данных. Полученные результаты, показавшие значимую по­ло­жительную корреляцию между психологическим благополучием, моральной иден­тич­ностью и индексом устойчивости идентичности, могут стать основой для даль­ней­ших исследований в области морального развития, а также разработки практиче­ских рекомендаций.

Abstract

The influence of personality traits, values, and moral attitudes on the level of an individ­ual’s psychological well-being represents a relevant and promising topic, significant for ad­dressing both fundamental and applied tasks across an interdisciplinary spectrum. Foreign studies confirm the connection between psychological well-being, indicators of mental health, and the level of moral development, which is reflected in prosocial behavior. However, both in international and domestic scientific circles, there is a lack of research dedicated to the rela­tionship between the substantive components of identity and the integrity of identity struc­ture with psychological well-being and mental health. The aim of the study is to test the hy­pothesis regarding the relationship of psychological well-being with moral identity and the identity stability index, as well as to examine the relationship of moral identity with anxiety and depression as indicators of mental health. Hypotheses were tested using standardized methods on a sample of 127 participants, followed by a correlation analysis of the obtained data. The results, which showed a significant positive correlation between psychological well-being, moral identity, and the identity stability index, may serve as a basis for further re­search in the field of moral development, as well as for the development of practical recom­mendations.

Скачать статью

Религиозно-философские основы взаимоотношений между учителем и учеником в педагогических традициях протестантизма, католичества и православия: сравнительный анализ

Аннотация

Проведен сравнительный анализ религиозно-философских основ взаимоотношений между учителем и учеником в педагогических традициях протестантизма, католи­чества и православия. Исследование показывает, что каждая из этих традиций бази­руется на уникальных религиозных принципах, формирующих ценностные ориентиры воспитательного процесса. Научная новизна работы заключается в комплексном ана­лизе педагогических систем, основанном на систематическом учете их религиозных и культурных компонентов. Применение цивилизационного подхода помогло выявить уникальность каждой традиции. Установлено, что протестантские (кальвинистская и лютеранская) модели акцентируют развитие самостоятельности и дисциплины через демократическое взаимодействие. Католическая модель строится на иерархиче­ском учителецентризме, направленном на воспитание гармонично развитой лично­сти. Православная педагогика ориентирована на духовное преображение личности че­рез послушание и соборность. В католической и православной традициях роль учите­ля сакрализована, но интерпретируется по-разному: в католичестве учитель воспри­нимается как строгий наставник, чья миссия состоит в поддержании дисциплины и соблюдении иерархии, в православии — как любящий отец и пастырь, ответственный за духовное и личностное развитие ученика, направляющий его к мудрости и спасению через наставничество. Подчеркивается, что заимствование педагогических моделей без учета их религиозной основы может привести к искажению их смыслового содер­жания в иной культурной среде.

Abstract

A comparative analysis of the religious-philosophical foundations of the teacher-student relationship in the pedagogical traditions of Protestantism, Catholicism, and Orthodoxy is conducted. The study shows that each of these traditions is based on unique religious princi­ples that shape the value orientations of the educational process. The scientific novelty of the work lies in the comprehensive analysis of pedagogical systems, based on a systematic consid­eration of their religious and cultural components. The application of a civilizational approach helped reveal the uniqueness of each tradition. It is established that Protestant (Calvinist and Lutheran) models emphasize the development of independence and discipline through demo­cratic interaction. The Catholic model is built on hierarchical teacher-centrism, aimed at cul­tivating a harmoniously developed personality. Orthodox pedagogy focuses on the spiritual transformation of the individual through obedience and conciliarity. In both Catholic and Orthodox traditions, the role of the teacher is sacralized but interpreted differently: in Cathol­icism, the teacher is perceived as a strict mentor whose mission is to maintain discipline and uphold hierarchy; in Orthodoxy, the teacher is seen as a loving father and shepherd, responsi­ble for the spiritual and personal development of the student, guiding them toward wisdom and salvation through mentorship. It is emphasized that the adoption of pedagogical models without consideration of their religious foundation may lead to a distortion of their semantic content in a different cultural context.

Скачать статью

Формирование универсальных компетенций с фокусом на будущей профессии: опыт разработки курса «Основы профессиональной коммуникации» для студентов переводческих образовательных программ

Аннотация

Универсальные компетенции необходимы для успешного трудоустройства вы­пускникам всех образовательных программ без исключения. Работодатели отмечают их значение для начала успешной карьеры и одновременно подчеркивают низкий уро­вень сформированности универсальных компетенций у выпускников вузов. Хотя уни­версальные компетенции в соответствии с актуальными ФГОС входят в структуру всех образовательных программ, по факту их формирование остается в теневом сег­менте образовательного процесса. Чаще всего разработчики образовательных про­грамм выбирают путь формирования универсальных компетенций на первых курсах обучения в рамках «универсальных» предметов, которые ведут «универсальные» пре­подаватели для студентов разных специальностей. При таком подходе связь предме­тов, а значит, и универсальных компетенций с будущей профессиональной деятельно­стью остается для студентов неявной и размытой, что, как следствие, снижает их мотивацию и интерес к обучению. Представлен опыт разработки и реализации, про­фессионально ориентированного курса «Основы профессиональной коммуникации» для студентов переводческих образовательных программ. В рамках курса целенаправленно формируются зафиксированные в ФГОС универсальные компетенции, но с акцентом на будущей профессиональной деятельности студентов. Курс разработан рабочей группой «Взаимодействие вузов и отрасли» Ассоциации преподавателей перевода и реализован в рамках одноименной дисциплины в РГПУ им. А. И. Герцена в 2022/23, 2023/24 и 2024/25 учебных годах.

Abstract

Universal competencies are essential for the successful employment of graduates from all educational programs. Employers note their importance for launching a successful career while simultaneously emphasizing the low level of development of universal competencies among university graduates. Although universal competencies, according to current Federal State Educational Standards (FSES), are included in the structure of all educational pro­grams, in practice their development remains in the shadow segment of the educational pro­cess. Most often, educational program developers choose to form universal competencies dur­ing the first years of study within “universal” courses, which are taught by “universal” in­structors to students from different specialties. With this approach, the connection between the courses, and consequently the universal competencies, and future professional activities remains implicit and blurred for students, which, in turn, reduces their motivation and inter­est in learning. The experience of developing and implementing a professionally oriented course, “Basics of Professional Communication,” for students of translation programs is pre­sented. Within the course, the universal competencies fixed in the FSES are purposefully formed, but with an emphasis on the students’ future professional activities. The course was developed by the working group “University-Industry Interaction” of the Association of Translation Teachers and implemented as part of the eponymous discipline at Herzen State Pedagogical University in the 2022/23, 2023/24, and 2024/25 academic years.

Скачать статью

Взаимосвязь формирования универсальной компетенции и типа личности (на примере дисциплины «Антикоррупционное законодательство и политика»)

Аннотация

Изучены особенности социальной ситуации, выражающиеся в возрасте знаком­ства студентов специальности «Экономическая безопасность» с коррупционными проявлениями, а также динамика восприятия студентами феномена коррупции. Изу­чено распределение студентов данной специальности по склонности к профессиональ­ным типам личности. Тип личности определялся с использованием адаптированной Б. А. Кондратенко методики Г. В. Резапкиной, опирающейся на работы Дж. Холланда. Выяснено, что у студентов специальности «Экономическая безопасность» доминиру­ет склонность к предпринимательскому типу личности. Подтверждена взаимо­связь формирования универсальной компетенции «Гражданская позиция» и професси­о­наль­ных типов личности обучающихся в ходе освоения дисциплины «Антикоррупци­онное за­конодательство и политика», читаемой на 4-м курсе. Для прогноза результа­тов фор­мирования универсальной компетенции предложена линейная регрессионная мо­дель, учитывающая тип личности студента. Выполнен однофакторный дисперси­он­ный анализ результатов промежуточной аттестации студентов 4-го курса и конт­рольной проверки остаточных знаний по дисциплине на 5-м курсе, показавший условно тесную связь усвояемости знаний по противодействию коррупции и домини­рующего профессионального типа личности. Результаты исследования предполагает­ся исполь­зовать для построения моделей, позволяющих прогнозировать достижение целей по формированию всех универсальных и общепрофессиональных компетенций на основе профессионального типа личности студентов экономических направлений и специ­альностей.

Abstract

The study examines the features of the social situation, expressed in the age at which stu­dents of the Economic Security program encounter corrupt practices, as well as the dynamics of students’ perception of the phenomenon of corruption. The distribution of students in this program according to their inclination toward professional personality types was investigat­ed. Personality type was determined using an adaptation of B. A. Kondratenko’s methodology by G. V. Rezapkina, based on the works of D. Holland. It was found that students of the Eco­nomic Security program predominantly exhibit an “entrepreneurial” personality type. The study confirms the relationship between the development of the universal competency “Civic Position” and students’ professional personality types during the course Anti-Corruption Legislation and Policy, taught in the fourth year. A linear regression model, which takes into account the student’s personality type, is proposed to predict the outcomes of the formation of this universal competency. A one-way ANOVA of fourth-year students’ midterm results and fifth-year residual knowledge assessments in the course was performed, showing a condition­ally close relationship between the assimilation of anti-corruption knowledge and the domi­nant professional personality type. The results of the study are intended to be used for devel­oping models that allow predicting the achievement of all universal and general professional competencies based on the professional personality type of students in economic fields and specialties.

Скачать статью