Слово.ру: Балтийский акцент

2022 Том 13 №4

К геопоэтике города К.: оптики чувствования

The geopoetics of the city K.: the optics of perception Аннотация

Статья посвящена исследованию литературных репрезентаций «кёнигсбергско-калининградского текста» в аспекте геопоэтики. На примере анализа описаний Кёни­гсберга-Калининграда в мемуарах «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» А. Т. Болотова, стихотворении И. А. Бродского «Einem alten Architekten in Rom» и романе Ю. В. Буйды «Кёнигсберг» характеризуются автор­ские оптики сенсорного восприятия города и устанавливается их взаимосвязь с вне­литературными метапозициями авторов. Доказывается, что основу описания Кёниг­сберга в мемуарах А. Т. Болотова составляет детальное картирование города, на кото­рое накладывается оптика «удивления», результатом чего становится эмоциональное «о-своение» чужого пространства. Поэтическая оптика, характерная для стихотво­рения И. А. Бродского, интерпретируется как движение от «зрения» к «умозрению»: осуществляя мысленное путешествие по Кёнигсбергу, поэт совершает переход от сенсорного (зрительного, слухового) восприятия города к пониманию его нематериаль­ной, ноуменальной сущности. Для Ю. В. Буйды пространство Кёнигсберга-Калинин­гра­да связано с идеей строительства мифа: используя в своем тексте сдвиг от реаль­ного Калининграда к воображаемому Кёнигсбергу, автор восстанавливает семиотиче­скую неполноту города как знака. На основании сопоставления трех оптик чувствова­ния делается вывод о том, что восприятие и понимание Города К. сопряжено для раз­ных авторов с его преодолением в диапазоне от персонализации материальной сущно­сти Города до выхода за его материальность к Городу как ноумену, «вещи-в-себе».

Abstract

This article is a study of literary representations of the text 'Königsberg-Kaliningrad' analysed from the point of view of geopoetics. Based on the descriptions of Königsberg-Kaliningrad in Bolotov's memoirs "Life and adventures of Andrey Bolotov, described by himself for his descendants", Brodsky's poem "Einem alten Architekten in Rom" and the novel "Königsberg" by Buida, the authors explore the sensorial perception of the city by the writers and establish its correlation with the extraliterary metapositions reflected in their texts. It is argued that the basis of the description of Königsberg in Bolotov's memoirs is a detailed mapping of the city, interwoven with a feeling of surprise, which results in an emotional discovery of the unfamiliar space. Brodsky's poetic optics is interpreted as a transition from 'vision' to 'speculation': an imaginary tour of Königsberg leads the poet from the sensory (visual and aural) perception of the city to the understanding of its non-material, spiritual and noumenal essence. Buida associates the space of Königsberg and Kaliningrad with the idea of myth construction. Shifting from the real Kaliningrad to the imaginary Königsberg, the author fills in the semiotic incompleteness of the city as a sign. Based on the comparison of the three types of perception, it is concluded that for different authors, the perception and the understanding of the city K. is associated with its transcendence from the personalization of the material essence of the city to the transition beyond the material, to the city as a noumenon, a thing-in-itself.

Скачать статью Download an article

Город как экспликант базисных концептов романа Ф.М. Достоевского «Подросток»

City as an explicant of the key concepts in Dostoevsky’s “The Adolescent Аннотация

Восприятие Ф. М. Достоевского как живописателя Петербурга законо­мерно стало литературоведческой аксиомой. Однако современные исследова­тели обращают внимание на значимость для классика и иных городов, нераз­делимо связанных как с его биографией, так и с творчеством. Ф. М. Достоев­ский не только чутко распознавал зрительные метафоры и историко-куль­тур­ные нарративы тех мест, где ему суждено было оказаться, но и включал про­зорливо считанные городские тексты в свои произведения. Настоящая ста­тья нацелена на выявление тех «локальных текстов» городского про­стран­ства романа «Подросток», которые способствуют реконструкции его ба­зисных концептов. В работе утверждается системность и целостность соз­данной Ф. М. Достоевским художественной геопанорамы, поэтому восста­нов­ление заданных как им, так и его героями концептов осуществляется при со­положении ее отдельных точек, формирующих своеобразные «изолинии». В ка­честве аналитико-иллюстративного материала приводятся различные модификации таких «изолиний» романа «Подросток», элементами которых становятся Петербург, Москва, Кёнигсберг, Эмс. «Локальные тексты» пере­численных городов способствуют восстановлению ядерных смыслов базисных концептов предпоследнего произведения Ф. М. Достоевского, среди которых — «беспорядок», «безобразие», «благообразие», «случайное семейство», «сила», «сердце», «живая жизнь», «странничество», «скитальчество», «служение», «ла­кейство».

Abstract

The perception of Fyodor Dostoevsky as a literary painter of St. Petersburg has become an axiom in literary criticism. However, modern researchers pay attention to the significance of other cities for the writer, which are inextricably linked both with his biography and his work. Fyodor Dostoevsky not only instantly noticed visual metaphors and historical and cultural narratives of the places where he was destined to be, but he also included presciently read city texts in his literary works. This article is aimed to identify those ‘local texts’ of the urban space in the novel “The Adolescent”, which contribute to the reconstruction and representation of its basic concepts. This research affirms the consistency and integrity of the artistic geo-panorama created by Fyodor Dostoevsky. The creation and representation of concepts both by the writer and his heroes are carried out by comparing individual points and forming a kind of textual ‘isolines’. As an analytical and illustrative material, various mo­difications of such “isolines” of are given, the elements of which are St. Petersburg, Mos­cow, Ko­nigsberg, and Ems. The local texts of these cities contribute to the restoration of the nucleus meanings of the basic concepts of the penultimate work by Fyodor Dostoevsky, which include: disorder, ugliness, goodness, random family, strength, heart, living life, pilgrimage, wandering, care, and flunkeyism.

Скачать статью Download an article

Образ Калининграда в картине мира студентов университета

The image of Kaliningrad in the perception of university students Аннотация

Образ города как один из важнейших элементов современной постиндустриальной реальности занимает важное место в картине мира любого человека. Цель реализуемо­го в настоящей статье научного исследования — изучение особенностей восприятия и вербальной репрезентации образа г. Калининграда студентами Балтийского федераль­ного университета им. И. Канта. Поставленная цель определяет комплексную мето­дику данного научного исследования, включающую метод незаконченных предложений, а также методы интерпретации и моделирования. В результате проведенного иссле­дования были определены ключевые с точки зрения автора конституенты образа горо­да, включающие четыре взаимосвязанных содержательных аспекта — внешний (архи­тектурно-ландшафтный), культурно-исторический, антропологический, социально-бытовой. Возможности репрезентации их структурно-содержательных особенностей были проиллюстрированы на примере г. Калининграда с помощью специально разрабо­танного автором опроса, основанного на методе незаконченных предложений.

Abstract

The image of the city as one of the most important elements of modern post-industrial reality is an essential element in the world picture of any individual. The research aims to study the peculiarities of perception and verbal representation of the image of Kaliningrad by the students of the Immanuel Kant Baltic Federal University. The objectives of the research determined the choice of a comprehensive methodology, which included the method of unfini­shed sentences, as well as the methods of interpretation and modelling. As a result of this re­search, four interrelated constituents of the image of Kaliningrad were determined — external (architectural and landscape), cultural and historical, anthropological, social and household. The verbal representation of their structural and content characteristics was illustrated using the results of a survey based on the method of unfinished sentences, which was developed and con­ducted by the author.

Скачать статью Download an article

Репрезентация образа города в названиях экскурсий по Калининграду

Representation of the image of Kaliningrad in the names of guided city tours Аннотация

В статье осуществлен качественный контент-анализ названий экскурсионных предложений по городу Калининграду, определены основные характерные черты репре­зентируемого в них образа города. Название экскурсии рассматривается как сообще­ние, адресантом которого выступает туроператор, а адресатом — потенциальный потребитель туристической услуги. При этом учитывается, что в данном случае процесс коммуникации не носит исключительно коммерческий характер, но опосредо­ванно влияет на реализацию и более широкого круга социально значимых целей, в том числе формирования положительного имиджа города. В этой связи делается вывод, что оценка успеха коммуникации зависит не только от факта приобретения экскур­сионного предложения, но также и от социального контекста, связанного с последую­щими действиями субъектов. Так, неудачным, например, может считаться резуль­тат коммуникации, повлекший за собой серьезное расхождение транслируемого в названиях образа города и образа, сложившегося уже после посещения города, под влия­нием самой экскурсии и т. д. Проведенное исследование продемонстрировало, что воз­можность подобного расхождения образов актуальна и для Калининграда, так как были выявлены такие особенности экскурсионных названий, как наличие в них дихотомии «Кёнигсберг-Калининград», определенное противопоставление немецкого прошлого и российской современности, интенция репрезентировать Кёнигсберг как реальный, до сих пор существующий город. Ввиду этого в статье также представлены рекоменда­ции по преодолению обозначенной проблемы.

Abstract

The article offers a qualitative content analysis of the names of Kaliningrad city tours and identifies the main distinctive features of the image of the city represented in them. The name of the tour is a message sent by the tour operator to the addressee — the potential consumer of tourist services. This type of communication is not exclusively commercial; it has an indirect impact on the accomplishment of a broader range of socially significant goals, first and foremost, the formation of a positive image of the city. The success of communication does not only depend on the fact of the purchasing of the tour but on the social context associated with the subsequent actions of the addressee. The interaction of the sender of the message and its addressee may entail a serious discrepancy between the image of the city represented in the names of tours and the image formed after visiting the city, or the image formed after the tour itself. The study has shown that such a discrepancy in the image of Kaliningrad is typical because of the dichotomy Koenigsberg — Kaliningrad, the contrast between the German past and Russian present, and the intention to represent Koenigsberg as a city that still exists. The article provides recommendations for overcoming the discrepancy problem.

Скачать статью Download an article