Слово.ру: Балтийский акцент

2019 Том 10 №2

«Nomen est Omen»: о роли имен в романе Николая Кононова «Парад»

«Nomen est omen»: the role of names in the novel Parade by Nikolay Kononov Аннотация

Анализируется роль имен троих персонажей романа Н. Кононова «Парад» — Льва, Люды и Аркадия. В качестве методики исследования выбран мультиязыковой ана­грамматический код, позволяющий путем анаграммирования (в ряде случаев с перехо­дом с одного языка на другой) обнаружить в тексте произведения сознательно или не­осознанно заложенные его создателем скрытые смыслы. Языковая игра, к которой на протяжении романа прибегает Н. Кононов, показывает связь имени Лев с семантикой телесности и персональных качеств (при описании персонажа автор использует ряд образов — царь зверей, трусливый лев и пр.). Мультиязыковой анаграмматический код высвечивает связь имени протагониста с двумя ключевыми концептами романа — любовью (LEV = LoVE) и смертью. Подобным образом этот код работает с именами Люда (ludus как игра в переводе с латыни; Лев, играющий с Людой, — homo ludens) и Аркадий, где последнее также пронизано семантикой смерти, проступающей в выра­жении Et in Arcadia ego. Имена персонажей романа являются ключом к пониманию тройственной структуры произведения. В частности, краткая форма имени Арка­дий (Адя = Ад + я) указывает на Ад как на одну из трех частей мироздания в католи­ческом представлении, вслед за которым в тексте обнаруживаются указания на Рай и Чистилище. Сделан вывод о том, что имена выступают в романе фактором тексто­порождения, помогая вскрыть заложенную в тексте зашифрованную информацию.

Abstract

The author analyses the role of the main characters’ names — Lev, Lyuda and Arkady — in the novel Parade by N. Kononov. The multilanguage anagrammatic code is chosen as a research technique: anagramming (in some cases with a transition from one language to an­other) allows the author to identify hidden meanings consciously or subconsciously used by the writer. N. Kononov resorts to language game throughout his novel and shows the connec­tion between the name Lev and the semantics of physicality and personality traits. Describing his characters, the writer uses a number of images: the king of all animals, the cowardly lion, etc. The multilanguage anagrammatic code highlights the connection of the name of the pro­ta­gonist with the two key concepts of the novel — love (LEV = LoVE) and death. Similarly, this code works with the names of Lyuda (‘ludus’ as ‘game’ in Latin; Lev playing with Lyuda — ‘homo ludens’). The name Arkady is semantically associated with death in the expression ‘et in Arcadia ego’. The names of the characters in the novel are the key to the understanding of the threefold structure of the text. The short form of the name Arkady (Adya = Ad (Hell) + I) refers to Hell as one of the three parts of the Universe in the Catholic religion, followed in the text by Paradise and Purgatory. The author concludes that the names perform a text-generating function and reveal the encrypted information inherent in the text.

Скачать статью Download an article

Алхимическая символика как инструментарий психоаналитического описания в повести Н. Кононова «Источник увечий»

Alchemic symbols as a means of psychoanalytical description in N. Kononov's story «Source of Injury» Аннотация

Повесть «Источник увечий» Н. Кононова рассматривается как «психоаналити­ческий отчет» — безусловно, художественный, но рассчитанный на определенный терапевтический эффект для повествователя. Прочтение сугубо авторских на пер­вый взгляд характеристик трех главных персонажей в свете алхимической символики позволяет прояснить «психологическую функцию» каждого из них как отражения определенного аспекта психики. Овечин, в чьем образе доминирует солярная символи­ка, предстает как проекция Эго — сиюминутного сознания, связанная с образами Лу­ны и воздуха Оля — как проекция находящейся в сфере бессознательного Анимы. По­вествователю и его персонажу отведена роль пребывающей за сиюминутным сознани­ем осознающей части психики. При всей очевидности того, что речь в повествовании идет о душевном заболевании, о «раздвоении личности», присущем состоянию психо­за, оно предстает одновременно как разматывание и упорядочивание истории, собы­тий прошлого, их аналитическое осмысление, то есть как начало процесса индивидуа­ции.

Abstract

The story «The Source of Injury» by Nikolay Kononov is as a psychoanalytic report that has a therapeutic effect for the narrator. The characteristics of the three main characters are con­sidered in terms of their alchemical symbolism. This point of view makes it possible to identify the psychological function of each character as a reflection of a certain aspect of their psyche. Ovechin, whose image is dominated by the solar symbolism, appears as a projection of Ego and of momentary consciousness. Olya, who is associated with the images of the moon and air, appears as a projection of the Anima, which refers to the subconscious. The narrator and his character play the role of the conscious part of the psyche abiding behind the momen­tary consciousness. Although the narrative is evidently about a mental illness, a split person­ality in the state of psychosis, it still structures past events and their analytical understand­ing, leading to their strictly individual perception.

Скачать статью Download an article