Зеберг У. Разум и вера. О Кантовой дедукции учения о милости :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Трудных наук нет, есть только трудные изложения
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Зеберг У. Разум и вера. О Кантовой дедукции учения о милости

Автор Зеберг У.
DOI 10.5922/0207-6918-2018-4-1
Страницы/Pages 7-34
Статья Загрузить
Ключевые слова перемена в мыслях, совесть, дедукция, вера, Бог, вина, милость, оправдание, проступок
Keywords conversion, conscience, deduction, faith, God, guilt, grace, justification, transgression
Аннотация Кантова дедукция христианского учения об оправдании и, соответственно, учения о милости ведет к вопросу о том, каким образом философия может иметь предметом своих занятий божью милость, не подменяя ее ошибочно своими собственными аргументами. Ответ Канта заключается в том, что (а) вменение зла в вину без попытки оправдать это зло его своими собственными средствами требует мыслить Бога как внешнего судью во внутреннем судилище и, соответственно, как собственную совесть. Эта референция к Богу подразумевает, что личность делает себя восприимчивой к принципу добра, вместо того чтобы тщетно пытаться сделать его зависимым от поступков и мыслей. Отказ от попыток оправдать чью-либо склонность ко злу, то есть нравственный переход к склонности к добру возможен, таким образом, через принцип добра. Итак, можно питать разумную надежду достичь добродетели моральными поступками вследствие божьей милости. Трансцендентальная дедукция (b) должна обосновать условия, позволяющие предъявлять разумные требования. Обоснование постулата практического разума о том, что вера — необходимое условие морального поведения, теперь следует понимать в сочетании с результатом трансцендентальной дедукции категорий — с отказом теоретическому разуму в доступе к чувственному миру. Вера в божью милость не дает объективного знания. Однако, трансцендируя объективное знание, вера отсылает к теоретически невыразимой осведомленности о моральной обязательности как необходимом условии морального поведения в чувственном мире, а вместе с этим и к идее интеллигибельного мира.

Abstract (summary) Kant’s deduction of the Christian doctrine of justification, respectively the doctrine of grace, leads to the question in what sense philosophy can deal with God’s grace without falsely replacing it with its own arguments. Kant’s answer (a) is that the imputation of evil without attempt to justify it by means of one’s own resources requires thinking of God as the external judge in the internal court of justice, respectively as one’s conscience. This reference to God implies that one makes oneself susceptive to the principle of the good instead of vainly trying to make it dependent on one’s own deeds and thoughts. The renunciation of the attempt to justify one’s evil disposition, i.e. the moral conversion to a good disposition, is thus enabled by the principle of the good. Thus one can reasonably hope to achieve goodness in one’s moral conduct because of God’s grace. A transcendental deduction (b) has to justify conditions that enable the acquisition of rational claims. The justification of the claim of practical reason that faith is a necessary precondition of one‘s moral conduct has now to be understood as complementary to the result of the transcendental deduction of the categories, namely the restriction of theoretical reason to the sensible world. Faith in God’s grace does not represent objective knowledge. As transcending objective knowledge, however, faith refers to the theoretically inexplicable awareness of moral obligation, and with it the idea of an intelligible world, as a necessary precondition of one’s moral conduct in the sensible world.
Список литературы Кант И. Религия в пределах только разума // Соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994. Т. 6. С. 5—223.
Кант И. Критика практического разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, 1997а. Т. 3.
Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, 1997б. Т. 3. С. 39—275.
Кант И. Метафизика нравов в 2 ч. Ч. 1. Метафизические первоначала учения о праве // Соч. на нем. и рус. яз. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. Т. 5, ч. 1.
Кант И. Метафизика нравов в 2 ч. Ч. 2. Метафизические основные начала учения о добродетели // Соч. на нем. и рус. яз. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2019. Т. 5, ч. 2.
Bohatec J. Die Religionsphilosophie Kants in der “Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft”. Mit besonderer Berücksichtigung ihrer theologisch-dogmatischen Quellen. Hamburg : Hoffmann & Campe, 1938.
Die Gottesfrage in der Philosophie Immanuel Kants / hrsg. von N. Fischer, M. Forschner. Freiburg : Herder, 2010.
Fischer N. Vom Rang und Sinn der Gottesfrage in der Philosophie Kants // Die Gottesfrage in der Philosophie Imma­nuel Kants. Freiburg : Herder, 2010a. S. 1—16.
Fischer N. Kants Philosophie und der Gottesglaube der biblischen Offenbarung // Die Gottesfrage in der Philosophie Immanuel Kants. Freiburg : Herder, 2010б. S. 131—154.
Heit A. Versöhnte Vernunft. Eine Studie zur systema­tischen Bedeutung des Rechtfertigungsgedankens für Kants Religion­sphilosophie. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 2006.
Henrich D. Der Begriff der sittlichen Einsicht und Kants Lehre vom Faktum der Vernunft // Kant. Zur Deutung seiner Theorie vom Erkennen und Handeln / hrsg. von G. Prauss. Köln : Kiepenheuer & Witsch, 1973. S. 223—254.
Henrich D. Kant’s Notion of a Deduction and the Metho­dological Background of the First Critique // Kant’s Trans­cendental Deductions / ed. by E. Förster. Stanford : Stan­ford University Press, 1989. P. 29—46.
Kopper J. Kants Gotteslehre // Kant-Studien. 1955/56. Bd. 47. S. 31—61.
Langthaler R. Kants Ethik als “System der Zwecke”. Per­s­pek­tiven einer modifizierten Idee der “moralischen Teleo­logie” und Ethikotheologie. Berlin ; N. Y. : de Gruyter, 1991.
Palmquist St. R. Comprehensive Commentary on Kant’s Religion within the Bounds of Bare Reason. Chichester : Wiley Blackwell, 2016.
Raffelt A. Kant als Philosoph des Protestantismus — oder des Katholizismus? // Kant und der Katholizismus / ed. by N. Fischer. Freiburg : Herder, 2005. P. 139—159.
Sala G. B. Kant und die Frage nach Gott. Gottesbeweise und Gottesbeweiskritik in den Schriften Kants. Berlin : de Gruyter, 1990.
Seeberg U. Ursprung, Umfang und Grenzen der Erken­ntnis. Eine Untersuchung zu Kants transzendentaler Deduk­tion der Kategorien. Hamburg : Europäische Verlagsanstalt, Philo & Philo Fine Arts, 2006.
Seeberg U. Der methodologische Hintergrund der Katego­riendeduktion // Recht und Frieden in der Philosophie Kants. Akten des X. Internationalen Kant-Kongresses / ed. by V. Rohden, R. R. Terra, G. de Almeida, M. Ruffing. Berlin ; N. Y. : de Gruyter, 2008. S. 703—716.
Seeberg U. Transzendentale Deduktionen und das Faktum der Vernunft // XXII. Deutscher Kongress für Philo­sophie, 11.—15. September 2011, Ludwig-Maximilians-Universität München. München, 2012. URL: http://epub.ub.uni-muenchen.de/12605/ (дата обращения: 20.08.2018). DOI: 10.5282/ubm/epub.12605
Seeberg U. Deduktion // Kant-Lexikon / hrsg. von M. Willa­schek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Berlin : de Gruyter, 2015. S. 348—353.
Spieckermann H., Kertelge K., Dettloff W., Sauter G. Recht­fer­ti­gung // Theologische Realenzyklopädie / hrsg. von H. Balz [u. a.]. Berlin ; N. Y. : Walter de Gruyter, 1997. S. 282—364.
Tietz C., Klaiber W., Jüngel E. Rechtfertigung // Religion in Geschichte und Gegenwart: Handwörterbuch für Theo­logie und Religionswissenschaft / hrsg. von H. D. Betz. 4. Aufl. Tübingen : Mohr Siebeck, 2004. S. 98—117.
Wimmer R. Kants kritische Religionsphilosophie. Berlin ; N. Y. : de Gruyter, 1990.
Winter A. Kant zwischen den Konfessionen // Theologie und Philosophie. 1975. Jg. 51. S. 1—37.
Reference Bohatec, J., 1938. Die Religionsphilosophie Kants in der „Religion innerhalb der Grenzen der bloßen Vernunft. Mit besonderer Berücksichtigung ihrer theologisch-dogmatischen Quellen. Hamburg: Hoffmann & Campe.
Fischer, N. und Forschner, M., hg. 2010. Die Gottesfrage in der Philosophie Immanuel Kants. Freiburg: Herder. 
Fischer, N., 2010a. Vom Rang und Sinn der Gottesfrage in der Philosophie Kants. In: N. Fischer und M. Forschner, hg. 2010. Die Gottesfrage in der Philosophie Immanuel Kants. Freiburg: Herder, S. 1-16.
Fischer, N., 2010b. Kants Philosophie und der Gottesglaube der biblischen Offenbarung. In: N. Fischer und M. Forschner, hg. 2010. Die Gottesfrage in der Philosophie Immanuel Kants. Freiburg: Herder, S. 131-154.
Henrich, D., 1973. Der Begriff der sittlichen Einsicht und Kants Lehre vom Faktum der Vernunft. In: G. Prauss, hg. 1973. Kant. Zur Deutung seiner Theorie vom Erkennen und Handeln. Köln: Kiepenheuer & Witsch, S. 223-254.
Henrich, D. 1989. Kant’s Notion of a Deduction and the Methodological Background of the First Critique. In: E. För­ster, hg. 1989. Kant’s Transcendental Deductions. Stanford: Stanford University Press, S. 29-46.
Heit, A., 2006. Versöhnte Vernunft. Eine Studie zur systematischen Bedeutung des Rechtfertigungsgedankens für Kants Religionsphilosophie. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
Kopper, J., 1955/56. Kants Gotteslehre. Kant-Studien, 47, S. 31-61.
Langthaler, R., 1991. Kants Ethik als “System der Zwecke”. Perspektiven einer modifizierten Idee der “moralischen Teleologie” und Ethikotheologie. Berlin und New York: de Gruyter.
Palmquist, S. R., 2016. Comprehensive Commentary on Kant’s Religion within the Bounds of Bare Reason. Chichester: Wiley Blackwell.
Raffelt, A., 2005. Kant als Philosoph des Protestantismus — oder des Katholizismus? In: Fischer, N., hg. 2005. Kant und der Katholizismus. Freiburg: Herder, S. 139-159.
Sala, G. B., 1990. Kant und die Frage nach Gott. Gottesbeweise und Gottesbeweiskritik in den Schriften Kants. Berlin: de Gruyter.
Seeberg, U., 2006. Ursprung, Umfang und Grenzen der Erkenntnis. Eine Untersuchung zu Kants transzendentaler Deduktion der Kategorien. Hamburg: Europäische Verlagsanstalt, Philo & Philo Fine Arts. 
Seeberg, U., 2008. Der methodologische Hintergrund der Kategoriendeduktion. In: V. Rohden, V., Terra, R. R., Almeida de, G.; Ruffing, M., hg. 2008. Recht und Frieden in der Philosophie Kants. Akten des X. Internationalen Kant-Kongresses. Berlin und New York: de Gruyter, S. 703-716.
Seeberg, U., 2012. Transzendentale Deduktionen und das Faktum der Vernunft. In:  Ludwig-Maximilians-Universität München. XXII. Deutscher Kongress für Philosophie, 11.-15. September 2011, Ludwig-Maximilians-Universität München, [online] Available at: http://epub.ub.uni-muenchen.de/12605/ [Accessed 20 August 2018]. https://doi.org/10.5282/ubm/epub.12605
Seeberg, U., 2015. Deduktion. In: M. Willaschek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin, hg. 2015. Kant-Lexikon. Berlin: de Gruyter, S. 348-353.
Spieckermann, H., Kertelge, K.,  Dettloff, W.  und Sauter, G., 1997. Rechtfertigung. In: H. Balz u. a., hg. 1997. Theo­logische Realenzyklopädie. Berlin und New York: de Gruyter, S. 282-364.
Tietz, C., Klaiber, W. und Jüngel, E., 2004. Rechtfertigung. In: H. D. Betz, hg. 2004. Religion in Geschichte und Gegenwart: Handwörterbuch für Theologie und Religionswissenschaft. 4. Aufl. Tübingen: Mohr Siebeck. S. 98-117.
Wimmer, R., 1990. Kants kritische Religionsphilosophie. Berlin und New York: de Gruyter.
Winter, A., 1975. Kant zwischen den Konfessionen. Theologie und Philosophie, 51, S. 1-37.

Назад в раздел