Балтийский регион

2013 №3(17)

Балтийский регион в контексте общеевропейского развития

Энергетическое сотрудничество России и Евросоюза: основные направления эволюции и современное состояние

Аннотация

Рассматривается развитие энергетических отношений России и ЕС на основе эволюции трех параметров: политической повестки (Энергетического диалога), институциональной структуры и модальностей правового регулирования. Выделение этих трех аспектов для оценки эволюции отношений определяет новаторство подхода автора. Цель исследования заключалась в оценке современного состояния, которое оказывает непосредственное влияние на сотрудничество в регионе Балтийского моря. Исследование строится на политико-правовом анализе документов с использованием теорий международных отношений (в том числе теорий интеграции). Указывается, что Россия и ЕС перешли к интеграционной политической повестке, что четко отражает Энергетический диалог (его цель — построение единого панъевропейского рынка). Продемонстрировано также постепенное уплотнение трансправительственных и транснациональных институтов, что ведет к деполитизации сотрудничества и взаимной социализации партнеров. Наконец, отмечена более конструктивная линия в правовой дискуссии (поворот к выработке общих норм). Сегодняшняя ситуация в энергетических отношениях охарактеризована на основе вышеперечисленных трех параметров как благоприятная, что будет способствовать и кооперации в регионе Балтийского моря.

Abstract

The article analyzes the development of EU — Russia energy relations through the lens of the evolution of three parameters: the political agenda (the Energy Dialogue), the institutional structure, and the legal modalities. The identification of these three aspects for assessing the evolution of EU-Russia energy relations is the novelty in the author’s approach. This study aims to identify the previous stages and assess the current state of EU — Russia energy dialogue, since they set out conditions for energy cooperation in the Baltic Sea region. This research is based on a political and legal analysis of various documents and employs various international relations theories (including integration theories). The article demonstrates that the EU and Russia have made a transition to the integration agenda manifested in the Energy Dialogue (its current goal is the creation of a common European energy market). The author describes the process of gradual consolidation of transgovernmental and transnational institutions, which leads to depoliticization of cooperation and mutual socialization of the partners. Finally, legal discussions on the development of common rules have become more constructive. In sum, the current situation in EU — Russia energy relations is favourable and positively affects cooperation in the Baltic Sea region.

Скачать статью

Проблемы и перспективы безвизового диалога России и ЕС

Аннотация

Рассматриваются вопросы «безвизового диалога» между Россией и ЕС, который представляет собой один из ключевых векторов взаимодействия двух партнеров. Целью работы стало определение основных проблем в данном диалоге и перспектив установления безвизового режима между ЕС и Россией. Авторами сделан краткий исторический анализ эволюции этого сектора сотрудничества, а проблемы и перспективы визовой либерализации анализируются с трех точек зрения: экономической, правовой и политической. В своем исследовании авторы опирались на первичные источники — внутреннее законодательство России и ЕС, соглашения между ЕС и Россией о взаимном упрощении выдачи виз и о реадмиссии, статистику выдачи виз, материалы экспертных интервью, а также на аналитические доклады и литературу по теме. Особое внимание уделяется «Совместным шагам по переходу к безвизовому режиму краткосрочных поездок граждан России и ЕС», которые в настоящее время являются базовым документом безвизового диалога. В результате оценки текущей реализации положений, определенных в четырех блоках мер списка «Совместных шагов», делается вывод о политической природе основных барьеров на пути к установлению безвизового режима.

Abstract

This article deals with the issues pertinent to the EU-Russia visa dialogue — one of the major areas of cooperation between the two partners. The article aims to identify the main problems of this dialogue, as well as prospects for the introduction of a visa-free regime between the EU and Russia. The authors provide a historical overview of cooperation in this area and consider problems and prospects of visa liberalization from the economic, legal, and political perspectives. The analysis draws on primary sources such as the EU and Russia’s legislation, EU-Russia agreements on visa facilitation and readmission, visa statistics, expert interviews, as well as analytical reports and research works on the topic. Particular attention is paid to the “Common steps towards visa-free short-term travel of the citizens of the EU and Russia”, which is currently the main document in the visa dialogue. Having assessed the implementation of the provisions contained in the four blocks of the “Common Steps”, the authors draw conclusions about the political nature of major obstacles to a visa-free regime. This article is based on the proceedings of the “Russia and European Union: the dynamics of interrelations” international conference organized by the EU center of the I. Kant Baltic Federal University (the EU4U project).

Скачать статью

Гражданская защита в ЕС и ее значение для обеспечения безопасности в Балтийском регионе

Аннотация

Рассматривается роль ЕС в области гражданской защиты в рамках Механизма гражданской защиты ЕС — системы координации использования ресурсов для защиты гражданского населения и оказания натуральной помощи странам, в которых произошли природные и техногенные катастрофы. На основе анализа законодательства и методов введения Механизма в действие показано функционирование этой системы и изменения, связанные с предварительным планированием развертывания сил гражданской защиты. Также подчеркивается расширение действия Механизма в части применения превентивных мер. В качестве примера использования превентивных мер в рамках действия Механизма в регионе Балтийского моря представлен проект, совместно финансируемый из фондов Финансового инструмента гражданской защиты.

Abstract

This article describes civil protection activities of the EU in the framework of the Community Civil Protection Mechanism — a system for coordinating civil protection resources and in-kind assistance to countries stricken by natural and manmade disasters. By analyzing the legislation and actual activation of the Mechanism, the authors present the functioning of this system as well as the ongoing changes towards a more planned approach to providing civil protection. The authors address the issue of extending the current civil protection system by introducing preventive measures. The project, co-financed by the by the Civil Protection Financial Instrument, is used as an example of the introduction of preventive measures in the Baltic Sea region.

Скачать статью

Региональные исследования

Региональный подход в политике Российской Федерации в отношении Эстонской Республики

Аннотация

Анализируется политика Российской Федерации в отношении Эстонской Республики с точки зрения теории регионального подхода, разработанной автором. Под региональным подходом подразумевается ситуация, когда представления о целях и средствах внешней политики государства меняются в зависимости от того, о каком регионе мира идет речь. Лидеры крупных держав часто полагают, что малые страны Европы заслуживают одного отношения, а страны Ближнего Востока — другого. Для определения влияния регионального подхода на представления политических лидеров в данном исследовании используется метод операционального кодирования. Делается вывод о том, что позиция России в отношении Эстонии в значительной степени зависит от восприятия регионов, к которым российская элита причисляет Эстонию: странам Балтии, Северной Европе или Европе в целом. Результаты исследования, приведенные в данной статье, будут способствовать осмыслению политики России, касающейся Эстонии. Ведь отсутствие понимания в этом вопросе зачастую приводит к тому, что некоторые наблюдатели начинают соглашаться с заявлениями радикальных эстонских политиков о том, что политика России в отношении Эстонии является непредсказуемой, а следовательно, несет в  себе потенциальный вызов безопасности и стабильности в Европе.

Abstract

This author uses regionalism as a theoretical framework for analyzing the foreign policy of the Russian Federation towards the Republic of Estonia. Regionalism is interpreted as a situation, when a political leader’s beliefs change depending on what region of the world is considered. Leaders of great powers often assume that, for example, small European countries are subject to a treatment different from that of small Middle Eastern countries. The method of operational coding is employed to identify the impact of the regional approach on the beliefs of political leaders. The author comes to the conclusion that Russia’s policy towards Estonia largely depends on Russia’s policy towards the regions which the Russian elite relate Estonia to — the Baltic States, Northern Europe, and Europe as a whole. The results of the study can further the understanding of Russia’s policy towards Estonia both in Russia and abroad. Lack of understanding sometimes results in sharing the views of radical Estonian politicians who claim that Russia’s policy towards Estonia is unpredictable and thus poses a threat to security and stability in Europe.

Скачать статью

Процессы конвергенции и дивергенции в регионах Европейского союза: особенности и квалиметрия

Аннотация

Повышение степени единства и сплоченности стран-членов Европейского союза (ЕС) является важным аспектом европейской интеграции, который имеет неоднозначный характер. Закон об общем рынке, нацеленный на увеличение экономической эффективности всего ЕС, — предмет многочисленных дискуссий исследователей, в которых утверждалось, что его жизнеспособность на политическом и социально-экономическом уровнях зависит от возможности справедливо распределять полученный выигрыш между странами и регионами Сообщества. Результатом этих дискуссий стали существенный рост средств, выделяемых на развитие регионов ЕС из структурных фондов, Фонда сплочения, и закрепление цели по выравниванию уровней развития регионов в первом разделе Единого европейского акта. Эффективность этих усилий отражают представленный анализ и оценка процессов конвергенции (по критерию ВВП на 1 человека по паритету покупательной способности) регионов ЕС уровней NUTS 1—3 в период с 1995 по 2010 г.  

Abstract

A higher level of unity and cohesion across the European Union member states is an important aspect of European integration though it has a rather ambiguous nature. The Law on the Common Market, which aims to increase the economic efficiency of the EU, became a subject of extensive discussions among researchers suggesting that its viability at the political and socio-economic levels depends on a fair distribution of gains among the countries and regions of the Community. These discussions resulted in a considerable increase in funding allocated for the development of the EU regions from the EU Structural Funds and the Cohesion Fund aiming to reduce regional disparities. The present analysis and the assessment of convergence processes (GDP per capita at purchasing power parity) in the EU regions of NUTS-1, -2, -3 levels in 1995 -2009/2010 help demonstrate the efficiency of these efforts.

Скачать статью

Переход бедности от поколения к поколению: вызовы, стоящие перед Польшей

Аннотация

Утверждается, что в процессе системной трансформации в сторону капитализма в городах Польши появились районы бедности. Три взаимосвязанных процесса стали основными факторами роста бедности: спад промышленного производства, снижение благосостояния населения и деинституционализация семьи, сопровождавшиеся передачей вопроса социального управления с центрального на местные уровни власти. Анклавы бедности возникли в связи с бегством более состоятельных жителей из опустошенных многоквартирных домов, ставших социальным жильем для едняков. Это тенденция к бедности «закрепилась» в последующих поколениях. Статья основана на результатах долгосрочного исследования, проведенного в городе Лодзь под руководством автора, и охватывает период в 20 лет.  Обобщены данные, полученные из трех источников: интервью, проведенные в 1998 и 2008 гг. среди 90 взрослых, относящихся к разным поколениям одной большой семьи и живущих в анклаве бедности; 73 глубинных опроса молодых женщин из анклавов бедности, являющихся матерями-подростками; количественное исследование 500 13-летних  учеников, посещающих школы в анклавах бедности. В заключении делается вывод, что бедные районы в Лодзе напоминают «районы изгнания», как их назвал Лоик Вакан [9].

Abstract

This article argues that urban poverty pockets emerged in Poland in the course of the system transformation towards capitalism. The main poverty drivers were the three overlapping processes: de-industrialization, ‘dewelfarization’ and de-institutionalization of the family accompanied by the devolution of social care management from the central to the local government. The enclaves of poverty emerged as a result of better-off residents leaving dilapidated blocks of flats and both spontaneous and deliberate accommodation of poorer citizens in these houses as social housing residents. In these areas, poverty tends to take root and reproduce in subsequent generations. The article is based on a 20-year study carried out in the city of Łódź under the author’s supervision. The article summarizes the findings obtained from three sources: 1) narrative interviews held twice — in 1998 and 2008 — among 90 adults belonging to the subsequent generations of a certain extended family residing in a poverty enclave; 2) 73 in-depth interviews with teenage mothers residing in poverty enclaves, 3) a quantitative survey of 500 13-year-old pupils attending schools located in poverty enclaves. The author arrives at the conclusion that poverty enclaves in Łódź resemble neighbourhoods of relegation as conceptualized by Loic Wacquant.

Скачать статью

Международное сотрудничество в Балтийском регионе

Современные проблемы российско-латвийских отношений

Аннотация

Современные связи между Россией и Латвией до сих пор находятся под влиянием комплекса взаимных претензий, возникших после распада СССР. Латвия входит в состав ЕС и НАТО, так же как Эстония и Литва, однако контакты с Россией сохраняются на более прагматичном уровне. Тем не менее наличие большого числа разногласий по политическим вопросам зачастую приносит экономические убытки и для Латвии, и для России. Несмотря на то что Латвия является независимым государством более 20 лет, у нее с Россией остаются некоторые нерешенные вопросы. Сейчас взаимоотношения стран зачастую рассматриваются через призму связей ЕС и РФ, но на практике они выпадают из данного контекста. Решение разногласий между Латвией и Россией будет способствовать торговле, которая начинает играть все более важную роль как для одной, так и для другой стороны. Для предотвращения и локализации возникающих конфликтов дипломатам, политикам и экспертам следует понимать ситуацию в области российско-латвийских отношений с учетом национальной специфики,
абстрагируясь от теоретических моделей, основанных на мифологии «единства» трех стран Прибалтики.

Abstract

Current relations between Russia and Latvia are still influenced by a series of mutual claims that appeared after the demise of the USSR. Latvia — as well as Estonia and Lithuania — is both an EU and NATO member state. However, unlike the above mentioned countries, its relations with Russia are developing at a more pragmatic level. Numerous political differences often result in economic losses both for Latvia and Russia. Despite the fact that Latvia has been an independent state for more than 20 years, there are still some unresolved issues in its relations with Russia. Today, relations between the two countries are often viewed through the prism of EU-Russia relations. Nonetheless, they often do not fit this context. Settling differences between Latvia and Russia will contribute to trade relations, which are increasingly important for both parties. In order to prevent and localise emerging conflicts, diplomats, politicians, and experts should interpret Russian-Latvian relations in view of the national features without referring to theoretical models based on the mythological “unity” of the three Baltic States.

Скачать статью

Особенности приграничного сотрудничества Варминьско-Мазурского воеводства и Калининградской области в сфере туризма

Аннотация

Рассматривается приграничное сотрудничество Калининградской области и Варминьско-Мазурского воеводства на различных институциональных уровнях, которое стало активно развиваться с 1992 г., когда были подписаны первые соглашения о международном взаимодействии. Соглашение о малом приграничном передвижении между Калининградской областью и ограниченной территорией Республики Польши должно стать дополнительным стимулом развития экономики, сферы услуг, туристической индустрии приграничных территорий. Представлены результаты проведенного опроса жителей как Калининградской области, так приграничных регионов Республики Польша, которые иллюстрируют недостаточно активное взаимодействие в сфере развития приграничного сотрудничества. Предпринята попытка выявить детерминанты приграничного сотрудничества между Калининградской областью и Варминьско-Мазурским воеводством, содействующие развитию туризма между регионами, а также определить барьеры, препятствующие их сотрудничеству, что в дальнейшем может стать базисом для разработки мероприятий по улучшению ситуации в указанной области.

Abstract

The border location of the Warmian-Masurian voivodeship and the Kaliningrad region is a prerequisite for active cooperation at different institutional levels. The development of cross-border cooperation between the Kaliningrad region and the Warmian-Masurian voivodeship was launched in 1992, when the first agreements on international cooperation were signed. As of today, a high emphasis is placed on cross-border cooperation between the Warmian-Masurian voivodeship and the Kaliningrad region, which is manifested in a series of partner agreements and contracts. The local border traffic agreement between the Kaliningrad region and selected areas of the Republic of Poland should give an additional impetus for the developmentof the economies, services sectors, and tourism industries of the border territories and facilitate the development of these regions. The article makes an attempt to identify the determinants of cross-border cooperation between the Kaliningrad region and the Warmian-Masurian voivodeship that contribute to the development of tourism between the regions, as well as to outline the barriers to their cooperation. The results of the survey presented in the article indicate that the current activities aimed at the development of cross-border cooperation between the Kaliningrad region and the border regions of Poland are not sufficient. On the basis of the survey the authors identify the major barriers to cross-border cooperation as seen by the regions’ residents and authorities. The removal of these barriers can form the basis for developmental measures to improve the situation.

Скачать статью

Исторические аспекты международного сотрудничества в Балтийском регионе

Политическое переосмысление советского прошлого: установки и действия литовских элит

Аннотация

В посткоммунистической Литве различные группы политической элиты предлагают разные интерпретации советского прошлого. И через двадцать лет после распада СССР, за исключением консервативных и не разделяющих ностальгические взгляды лидеров (вкупе с некоторыми популистами), среди литовских политиков ет единого мнения о советских политических и общественных реалиях и установках. Тем не менее консерваторы весьма последовательны в своих взглядах на прошлое и готовы к активному превентивно-дидактическому принятию решений. Среди социал-демократов, либералов и популистов существуют значительные внутренние разногласия, но в целом они характеризуются умеренным отношением к советскому прошлому и методам управления. В то же время данное исследование (представляющее собой анализ принятых законов и государственной политики, а также установок политических элит) позволяет сделать вывод о том, что «антиностальгическая» негативная оценка советского общественного опыта, критическое отношение общественности и попытки устранить советское наследие из государственных практик являются доминирующими элементами осмысления советского прошлого в Литве. Более мягкая позиция в отношении советского прошлого и построенных в советские времена карьер не находят отклика среди большинства представителей литовских элит.

Abstract

Different political elite groups of post-communist Lithuania offer different accounts of the Soviet past. Even twenty years later, after the collapse of communism Lithuanian politicians (with the exception of certain conservative anti-nostalgic leaders allied with some populists) still do not have a unified and coherent view on the Soviet political and social practices, truths, and methods. However, conservatives are very consistent in their restrictive views about the past and are willing to engage in propagating decision-making that prevents them from repeating the actions of the past. Social democrats, liberals, and populists are much more internally divided and tend to display lukewarm attitudes towards the Soviet past and its political reconsideration. Yet, the present analysis of the adopted laws and public policies, alongside a study on the attitudes of political elites make it possible to conclude that anti-nostalgia, the negative assessment of the Soviet life-style, criticism of it and attempts to keep the former Soviet decision makers out of Lithuania’s public administration are key ways of treating the past in Lithuania. All efforts to accommodate a more permissive attitude towards the Soviet past and civil servants whose career began under the Soviets do not find much support within the Lithuanian elite.

Скачать статью

«Польский вопрос» в советско-германских отношениях во второй половине 1920-х годов (по материалам консульства СССР в Кёнигсберге)

Аннотация

Анализируются отношения СССР и Германии в 1925—1930 гг. на основе неизвестных ранее документов советского консульства в Кёнигсберге из Архива внешней политики Российской Федерации. Рассматривается роль «польского фактора», который во многом определял характер двусторонних отношений. Документы консульства свидетельствуют, что советская дипломатия стремилась использовать в своих интересах противоречия между Польшей и Германией по большому кругу вопросов (геополитическая ситуация Восточной Пруссии, положение национальных меньшинств, проблема транзита через Польский коридор, статус Вольного города Данцига и др.). Советские консулы очень внимательно следили за развитием политической жизни в Кёнигсберге и всей провинции, обращали внимание, с одной стороны, на рост националистических и фашистских настроений, а с другой — констатировали желание восточнопрусской политической и деловой элиты развивать экономическое сотрудничество с Советским Союзом. Народный комиссариат по иностранным делам стремился сделать Восточную Пруссию лоббистом СССР при общегерманском правительстве. Эти планы в то время не были реализованы, но идеи 20-х гг. о сотрудничестве двух стран на антипольской основе отчасти были воплощены в жизнь накануне Второй мировой войны.

Abstract

On the basis of earlier unknown documents of the Soviet consulate in Königsberg retrieved from the Archive of the Foreign Policy of the Russian Federation, the author analyses relations between the USSR and Germany in 1925—1930. The author focuses on the role of the “Polish question”, which largely affected the nature of bilateral relations. The consulate documents indicate that Soviet diplomacy aspired to exploit the differences between Poland and Germany over a wide range of issues (the geopolitical situation of East Prussia, the position of national minorities, the problem of transit through the Polish corridor, the status of the Free city of Danzig, etc.). Soviet consuls carefully observed political life in Königsberg and the province. On the one hand, they paid attention to an increase in the nationalist and fascist attitudes. On the other hand, they emphasized the aspirations of the local political and business elite to develop economic cooperation with the Soviet Union. The People's Commissariat for Foreign Affairs tried to transform East Prussia into a Soviet lobby in the German government. These plans were not implemented at that time, but the 1920s ideas of cooperation between the two states on the anti-Polish basis were put into practice on the eve of World War II.

Скачать статью

Трансформация партийно-политической системы Швеции в конце XX — начале XXI века

Аннотация

Изучается процесс трансформации партийно-политической системы Швеции после 80-х гг. XX в. Основной целью исследования стала типологизация шведской партийно-политической системы до и после начала процесса ее трансформации. Определены главные предпосылки такой трансформации: кризис социал-демократии и рост националистических настроений в обществе, обусловленныйнегативными последствиями выстроенной на принципах мультикультурализма системы интеграции иммигрантов в социум. Межэтническая напряженность в обществе проявилась в относительно широкой поддержке партии «Шведские демократы» на парламентских выборах 2010 г. Из партийно-политической системы с доминирующей партией социал-демократов партийно-политическая система Швеции превратилась в систему с двумя ведущими партиями — левоцентристской Социал-демократической рабочей партией Швеции и правоцентристской Умеренной коалиционной партией. «Шведские демократы» выступают в качестве альтернативы двум возглавляемым доминирующими партиями блокам («Альянс» и «Красно-зеленые»). В исследовании использовался междисциплинарный подход в рамках синтеза наук. Результаты работы имеют практическое значение для политиков, общественных деятелей, представителей академической среды.

Abstract

This article studies the process of transformation of the Swedish political party system in the 1980s. The study aims to develop a typology of the Swedish political party system before and after the transformation processes commenced. The article identifies the key prerequisites for such transformation: the crisis of social democracy and an increase in the nationalist attitudes in the society caused by the negative repercussions of the system of integration of migrants into the society based on the multiculturalism principles. The interethnic tension manifested itself in the wide support for the Swedish Democrats Party in the 2010 parliamentary election. From a political party system dominated by social democrats, the Swedish political party system turned into one with two leading parties – the centre-left Swedish Social Democratic Labour Party and the centre-right Moderate Party. The Swedish Democrats position themselves as an alternative to the two party blocs headed by the dominating parties (the Alliance and the Red-Green). The study employs an interdisciplinary approach in the framework of science synthesis. Its results can be of practical significance for politicians, social activists, and academicians.

Скачать статью