Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки

2019 Выпуск №4

Социальный капитал: возможность негативного примене­ния

Аннотация

Обосновано концептуальное положение о том, что слагаемыми со­циального капитала могут быть не только позитивные, но и негатив­ные элементы. Большинство исследователей, в том числе экономистов, со­циологов, психологов, фиксируя важность формирования и развития человеческого капитала в современном обществе, основное внимание уде­ля­ют его позитивному наполнению и применению. Автор, не отвер­гая дан­ного подхода, предлагает исходить из того, что задатки и спо­соб­ности, образование, волевые установки, ценностные предпочтения чело­века, то есть все то, что может быть включено в личностный ка­пи­тал, могут быть использованы не только во благо общества, социаль­ных групп, но и против социума, приносить ущерб социальным связям, от­ношениям, приводить к десоциализации личности. При этом многое за­висит от ценностных доминант, характеризующих состояние обще­ст­ва в данный момент его развития. Если в социуме начинают господ­ствовать корыстолюбие и представление о финансах как единственном условии успеха, имеющийся личностный капитал начинает использо­ваться антисоциальным способом. Задача социологии, как и других со­ци­альных и гуманитарных наук, заключается в том, чтобы вы­являть не­благоприятные тенденции не только в процессе формиро­ва­ния лично­сти, но и в социальных процессах в целом, чтобы своевре­мен­но направ­лять творческий потенциал личности, ее социальный ка­пи­тал в пози­тивное русло.

Abstract

The author justifies a conceptual provision that social capital can be com­posed of not only positive but also negative elements. Most researchers, in­cluding economists, sociologists, and psychologists stress the importance of the formation and development of human capital in modern society. However, they focus on the positive content and application. Without rejecting this ap­proach, the author proposes to proceed from the assumption that the inclina­tion and abilities, education, will, value preferences of the individual, i. e. eve­rything that can be included in the personal capital, can be used not only for the benefit of society, social groups but also against it. Negative social ele­ments can damage social connections and relations and lead to desocialisation of the individual. At the same time, the value dominants that characterize the state of society at the moment of its development play an important role. For instance, if selfishness and money as the only conditions for success begin to dominate in society, the available personal capital starts to be used in an anti­social way. The task of sociology, together with other social and human scienc­es, is to identify adverse trends not only in the process of personality for­mation but also in social processes as a whole, in order to timely redirect the creative potential of the individual, his or her social capital and use it for the benefit of society.

Скачать статью

Факторы самоактуализации студенческой молодежи в контексте межкультурного взаимодействия и овладения языком-макро­посредником

Аннотация

Актуальность данного пилотажного исследования предопределена необходимостью оптимизации межкультурного взаимодействия в по­лиэтнических регионах посредством выявления социологического порт­рета его субъектов. В исследовании предпринята попытка эксперимен­тального социологического подхода к изучению характера межкультур­ных отношений в аспекте овладения языком-макропосредником в учеб­ном дискурсе. В качестве авторской методики апробирован сценарий стандартизированного интервью. В интервью нашли отражение раз­личные факторы самоактуализации личности в процессе овладения языком-макропосредником, из которых объектом обсуждения в статье являются «Экзистенциальная ориентация на настоящее или прошед­шее / будущее», «Цели и способы деятельности», «Степень автоно­мии / конформизма относительно культурно-группового влияния», «Преимущественная ориентация на позитивный / негативный опыт», «Отчужденность / вовлеченность в процессе межкультурных отноше­ний». В результате анализа данных интервью описаны качественные различия в ценностных ориентациях представителей основных этно­культурных групп Крыма — русских и крымских татар — по отноше­нию к процессу освоения русского языка как макропосредника в следую­щих аспектах: а) отношение к норме языка, ее соблюдению и сохране­нию; б) культурно детерминированная функциональность и статус языка. Уточнено соотношение содержания изученных факторов самоак­туализации респондентов и их культурно-языковых установок. Опре­делены отличия в типах стратегий опосредования культурно-языковой среды. Выявление черт сходства / различия в способах самоактуализа­ции личности, наиболее распространенных у различных субъектов меж­культурного взаимодействия, создает предпосылки прогнозирования прагматики влияния различных лингвокультурных стимулов на ха­рактер цивилизационных процессов в многонациональных регионах.

Abstract

The topicality of this pilot study is predetermined by the necessity to op­timize cross-cultural interaction in polyethnic regions by means of revelation of its subjects’ sociological portrait. In this research, the author attempts to experimentally investigate the nature of cross-cultural interaction in master­ing a macro-mediator language in the academic discourse. A sce­nario of the standardized interview has been used as a method of research. The sce­nario features various factors of personality self-actualization during mas­tering macro-mediator language. Among many topics discussed during the inter­views, there were the following ones: “Existential orientation towards the pre­sent or the past / future”, “Aims and means of activity”, “Solidarity with soci­ety as a whole or with a particular group”, “Degree of autonomy / conformism towards cultural-group influence”, “Predominant focus on positive / negative experience”, “Detachment / involvement in the process of cross-cultural inter­actions”. Qualitative differences in the system of values of young representa­tives of the main ethnocultural groups of Crimea, Russians and Crimean Ta­tars, towards mastering the Russian language as a macro-mediator have been defined. Having analysed the data obtained during the interviews, the author described the following aspects: a) attitude to language’s norms and stan­dards, their compliance and preservation; b) culturally defined functionality and the status of the language. The author revealed the correlation of the con­tent of the examined aspects of self-actualization of respondents and their cul­tural and linguistic attitudes. The research demonstrated differences in the types of strategies for mediating cultural and linguistic environment. The identification of similarities / distinctions in the ways of self-actualization of the personality, most widespread in intercultural interaction, allows the au­thor to forecast the pragmatics of the impact of various linguistic and cultural stimuli on the character of civilisational processes in multinational regions.

Скачать статью