Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №2

Репрезентация когнитивной модели НАРЦИССИЗМ в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Аннотация

Исследование направлено на выявление и описание лингвистических особенностей экспликации когнитивной модели НАРЦИССИЗМ в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Методология исследования опирается на теорию когнитивной выделенности, позволяющую выявить в ходе анализа вербализации рассматриваемой когнитивной модели такие элементы, как траектор и ориентир, описать процессы фокусирования и дефокусирования и на их основе выделить наиболее салиентные характеристики героев романа, составляющих ближайшее окружение нарцисса. В результате проведенного исследования на материале рассматриваемого произведения описана трехуровневая когнитивная модель НАРЦИССИЗМ. Показано, что на базовом уровне в модели выделяются два блока: «Отношение нарцисса к миру» и «Отношение мира к нарциссу и к себе через восприятие нарцисса». На субординатном уровне «Отношение нарцисса к миру» подразделяется на «Отношение нарцисса к себе» и «Отношение нарцисса к окружающим», а «Отношение мира к нарциссу и к себе через восприятие нарцисса» — на «Отношение мира к нарциссу» и «Отношение мира к себе». Также описаны основные выразительные средства и стилистические приемы, репрезентирующие когнитивную модель НАРЦИССИЗМ в тексте.

Abstract

This article aims to describe the linguistic features of explicating the cognitive model of ‘NARCISSISM’ in Oscar Wilde’s novel The Picture of Dorian Gray. Methodologically, the study draws on cognitive salience theory, dealing with elements such as trajectory and landmark when analysing the verbalisation of the model in question. This way, it becomes possible to describe the processes of focusing and defocusing and thus identify the most prominent features of characters in the novel constituting the immediate circle of the narcissist. The research enabled the description of a three-level cognitive model of ‘NARCISSISM’ derived from Wilde’s text. Two blocks are distinguished in the model at the basic level: ‘the narcissist’s attitude towards the world’ and ‘the world’s attitude towards the narcissist and itself as perceived by the narcissist’. At the subordinate level, the block ‘the narcissist’s attitude towards the world’ is divided into ‘the narcissist’s attitude towards themselves’ and ‘the narcissist’s attitude towards their associates’, and ‘the world’s attitude towards the narcissist and itself as perceived by the narcissist’ falls into ‘the world’s attitude towards the narcissist’ and ‘the world’s attitude towards itself’. The article also details the primary means of expression and stylistic devices representing the cognitive model of ‘NARCISSISM’ in the text.

Скачать статью

Реклама обэриутов

Аннотация

Впервые исследуется «обэриутская реклама», входящая в парадигму «левого искусства» первой четверти ХХ в. Рассматривается как прагматическая, так и семантическая сторона обэриутской рекламы, включая ее вербальную и визуальную составляющие (плакаты, афиши, зазывальные крики). Реклама выступает в качестве особого речевого акта, нацеленного на изменение восприятия зрителя при помощи таких художественных средств, как игра с буквами, необычные лозунги и др. Ставится цель обнаружить сходства и различия приемов «обэриутской рекламы» и конвенциональной «государственной» рекламы в России 1920-х гг. Показывается, что для своей рекламы обэриуты заимствовали форму как конструктивистской стихотворной рекламы В. В. Маяковского, так и дореволюционных кубофутуристических афиш.

Abstract

This article provides the first examination of the advertising efforts by the OBERIU avant-­garde collective, integrated into the leftist art paradigm of the first quarter of the 20th century. The study explores the pragmatic and semantic facets of OBERIU advertising, including its verbal and visual components as seen in placards, posters, and slogans. Advertising is presented as a speech act aimed at changing the viewer’s perception, using literary devices such as letter play, original slogans, and others. This article sets out to identify differences and similarities between OBERIU advertising and conventional ‘state-­supported’ advertising in Russia in the 1920s. It is shown that OBERIU advertising borrowed the form of Vladimir Mayakovsky’s versicular constructivist advertisements and pre-revolutionary cubo-futurist posters.

Скачать статью

Семантика образа пчелы в лирике Валерия Перелешина (книга стихов «В пути»)

Аннотация

Литература «восточной ветви» русского зарубежья исследована в меньшей степени, чем творчество писателей, выехавших после революции 1917 г. на Запад, в связи с чем ее место в русской поэзии ХХ в. составляет актуальную научную проблему. В. Перелешин — один из центральных представителей китайского «региона» русской литературной диаспоры. В статье рассматривается метафорический образ пчелы, играющий значительную роль в поэтике книги стихов Перелешина «В пути» (1937). Материалом исследования послужили три стихотворения, в которых данный образ занимает центральное место. Осмысление образа пчелы в контексте литературной традиции с учетом мифологических коннотаций позволяет сделать вывод о том, что пчела в книге стихов «В пути» метафорически соотносится с лирическим героем. В этом образе реализовано представление Перелешина о назначении поэта и характере поэтического труда: духовный путь художника слова должен сопровождаться упорной работой, самопожертвованием и в конечном счете смирением перед Высшей волей.

Abstract

The ‘eastern branch’ of Russian émigré literature has received less scholarly attention than the works of authors who headed for the West in the aftermath of the 1917 revolution, making the position of the former within 20th-century Russian poetry a relevant research question. Valery Pereleshin is one of the prominent figures in the Chinese segment of Russian émigré literature. This article examines the metaphorical image of the bee, which has a crucial role in the poetics of Pereleshin’s book of poems On the Way (1937). The study focuses on three poems where this image is central. Analysing the image of the bee in the context of literary tradition and mythological connotations suggests that the bee is metaphorically related to the persona. This image embodies Pereleshin’s vision of the poet’s role and the nature of poetic work: the spiritual endeavours of a wordsmith should be accompanied by hard work, self-sacrifice and, ultimately, submission to the Higher Will.

Скачать статью

«Я-то знал, кто они»: красная лошадь и белый пудель в «Латвийской балладе» Виктора Сосноры

Аннотация

Предпринята попытка осмыслить образы красной лошади и белого пуделя, возникающие в стихотворении Виктора Сосноры «Латвийская баллада». Упомянутые в финальных стихах всех нечетных строф, они выступают в качестве лейтмотива стихотворения, а их появление в художественном мире «Латвийской баллады» становится главным событием текста, в заглавии которого содержатся указания на жанр и на национальную и/или локальную закрепленность действия, чем во многом обусловлены смыслы, порождаемые двумя этими образами. Особое внимание уделяется пространственно-временной организации текста, констатации со стороны субъекта чудесности появления красной лошади и белого пуделя в контексте изображаемой сельской идиллии, на основе чего дается характеристика и точки зрения субъекта, и некоторых аспектов лирического сюжета, формирующегося во многом именно благодаря красной лошади и белому пуделю. Сделан вывод о статусе лирического субъекта как художника, творца, что позволяет и всю «Латвийскую балладу» оценивать как поэтический текст, посвященный искусству и миссии художника, способного видеть скрытые грани мира и передавать эмоцию от увиденного другому.

Abstract

This article aims to interpret the images of the red horse and the white poodle featured in Victor Sosnora’s poem The Latvian Ballad. These characters, mentioned in the final verses of each odd-numbered stanza, provide the leitmotif of the poem. Their appearance in the fictional world of The Latvian Ballad constitutes the primary event of the text. The title, indicating the genre and setting a national or local context, also significantly influences the meanings attributed to the red horse and the white poodle. The analysis pays particular attention to the spatiotemporal organisation of the text, highlighting the persona’s interpretation of the appearance of the red horse and the white poodle as miraculous within the context of the depicted rural idyll. A description is provided of the persona’s perspective and some aspects of the lyrical plot, which is chiefly shaped by the images of the two animals. A conclusion is drawn regarding the status of the persona as an artist and creator, which allows the entire The Latvian Ballad to be considered as a poetic text dedicated to the art and mission of the artist capable of perceiving hidden facets of the world and conveying to others the emotions evoked by what they have seen.

Скачать статью

Выбор читателей и писателей российского фанфикшена

Аннотация

Представлен краткий обзор современного состояния российского фанфикшена на материале сайта «Книга фанфиков». Исследование опирается на уже разработанные научные концепции коммуникативной составляющей фанфикшена, однако предложено несколько иное видение взаимоотношений читателей и писателей. Использованы результаты интернет-опроса, проведено их сопоставление с информацией более ранних исследований в данной области. В первую очередь рассмотрены наиболее популярные на момент исследования произведения, пристальное внимание уделено фанфикам, опирающимся на тексты русской (советской, российской) литературы. Особый интерес представляют процессы взаимодействия автора и читателя, где видна тенденция к сращению этих ролей. Изучены предпочтения читательской аудитории в зависимости от возраста, от избранного текста-стимула. Дан обзор предпочтений авторов и наиболее популярных у них первоисточников, проанализирован выбор фикрайтеров в пользу прозаической формы текстов, определенного жанрового своеобразия произведений (фэнтези и фантастика) и их тематики (любовные, исторические и социальные темы). Сделано предположение об особых взаимоотношениях автора и читателя в среде российского фанфикшена, сложившихся под влиянием цифровой среды и работающих по модели рыночного принципа.

Abstract

This article provides a brief overview of the current situation in Russian fanfiction, using texts from the popular Ficbook website. Although the research draws primarily on established concepts of the communicative component of fanfiction, it also offers a novel perspective on the relationship between readers and writers. This study presents the results of an internet-based survey and compares them with data from previous research efforts. It focuses on currently popular works, with particular attention given to fanfics based on Russian and Soviet literature. Of particular interest are those interactions between the author and the reader where there is a tendency for these roles to merge. The study explores readership preferences based on age and selected text stimuli. It also provides an overview of authors’ preferences and the most popular source materials, analysing ficwriters’ selection of prose, genres (such as fantasy and science fiction) and prevalent themes (including love, historical and social themes). The study also posits a unique relationship between the author and the reader within the Russian fanfiction community, shaped by the digital landscape and operating on market principles.

Скачать статью