Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: филология, педагогика, психология

2024 Выпуск №2

Назад к списку Скачать статью

Семантика образа пчелы в лирике Валерия Перелешина (книга стихов «В пути»)

DOI
10.5922/pikbfu-2024-2-6
Страницы / Pages
68-73

Аннотация

Литература «восточной ветви» русского зарубежья исследована в меньшей степени, чем творчество писателей, выехавших после революции 1917 г. на Запад, в связи с чем ее место в русской поэзии ХХ в. составляет актуальную научную проблему. В. Перелешин — один из центральных представителей китайского «региона» русской литературной диаспоры. В статье рассматривается метафорический образ пчелы, играющий значительную роль в поэтике книги стихов Перелешина «В пути» (1937). Материалом исследования послужили три стихотворения, в которых данный образ занимает центральное место. Осмысление образа пчелы в контексте литературной традиции с учетом мифологических коннотаций позволяет сделать вывод о том, что пчела в книге стихов «В пути» метафорически соотносится с лирическим героем. В этом образе реализовано представление Перелешина о назначении поэта и характере поэтического труда: духовный путь художника слова должен сопровождаться упорной работой, самопожертвованием и в конечном счете смирением перед Высшей волей.

Abstract

The ‘eastern branch’ of Russian émigré literature has received less scholarly attention than the works of authors who headed for the West in the aftermath of the 1917 revolution, making the position of the former within 20th-century Russian poetry a relevant research question. Valery Pereleshin is one of the prominent figures in the Chinese segment of Russian émigré literature. This article examines the metaphorical image of the bee, which has a crucial role in the poetics of Pereleshin’s book of poems On the Way (1937). The study focuses on three poems where this image is central. Analysing the image of the bee in the context of literary tradition and mythological connotations suggests that the bee is metaphorically related to the persona. This image embodies Pereleshin’s vision of the poet’s role and the nature of poetic work: the spiritual endeavours of a wordsmith should be accompanied by hard work, self-sacrifice and, ultimately, submission to the Higher Will.

Список литературы

1. Богданова О. В., Цзан Юньмэй. Формальные эксперименты в поэзии русской «восточной» эмиграции (В. Перелешин и В. Март) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 2. С. 231—235.

2. Ван Е. Символика образа крыльев в лирике китайского периода Валерия Перелешина // Вестник Калмыцкого университета. 2016. № 2 (30). С. 84—92.

3. Ван Линлин, Лю Лэ. Основные темы поэзии Валерия Перелешина // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3 (88). С. 407—408.

4. Гу Юньпу 顾蕴璞. В поисках красоты в поэтической стране: исследование русской поэзии и искусства (Шигуо сюньмэй — Элуоси сигэ ишу яньцзюй)
诗国寻美-俄罗斯诗歌艺术研究. Пекин, 2004.

5. Иванов В. В., Топоров В. Н. Пчела // Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 354—355.

6. Перелешин В. Собр. соч. : в 3 т. М., 2018. Т. 1 : Три родины: Стихотворения и поэмы.

7. Санникова И. Р. Религиозно-­философское своеобразие лирики Валерия Перелешина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 2. С. 101—107.

8. Санникова И. Р. Русский космизм и лирика Валерия Перелешина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16). С. 155—158.

9. Соловьева Т. М. Лирика Валерия Перелешина: проблематика и поэтика : дис. … канд. филол. наук. Южно-­Сахалинск, 2002.

10. Славянская мифология : энцикл. словарь. М., 1995.

11. Тресиддер Дж. Предисловие // Тресиддер Дж. Словарь символов / пер с англ. С. Палько. М., 1999. С. 5—8.

12. Чжао С. Мотив «изгнания» в творчестве В. Перелешина // Филология: научные исследования. 2019. № 1. С. 75—79.