Эсхатология пространства в петербургском цикле Мицкевича и поэме Пушкина «Медный всадник»
АннотацияВ центре сравнительного исследования петербургского цикла стихотворений Мицкевича («Отрывок» III части поэмы «Дзяды», 1832) и петербургской поэмы Пушкина «Медный всадник» (1833) — эсхатологическая образность двух текстов и «эксцентрический» (по Ю. М. Лотману) тип петербургского пространства. Делается вывод о том, что эсхатология Петербурга у Мицкевича связана с библейским мифом о Вавилоне, его взгляд на петербургское наводнение характеризуется условно-риторической отстраненостью. Авторская позиция в поэме Пушкина определяется присутствием наблюдателя в пространстве Петербурга и сопереживанием Евгению как жертве наводнения. Пушкин совмещает государственно-апологетический взгляд на «Петра творенье» и экзистенциально-трагическое переживание заброшенности «маленького человека» в петербургском пространстве.
Our comparative study focuses on Mickiewicz’s Saint Petersburg poems (Part III of Dzyady, 1832) and Pushkin’s The Bronze Horseman (1833). We explore the eschatological figurativeness of the two texts and the eccentricity, as Yuri Lotman put it, of the Saint Petersburg space. We conclude that Mickiewicz’s eschatology of Saint Petersburg is linked to the biblical myth of Babylon. Nominal rhetorical detachment permeates his perception of the Saint Petersburg flood. Pushkin’s position consists of two elements: the presence of a bystander in the text and compassion for Evegenii who falls victim to the flood. Pushkin combines an apologetic statist perception of ‘Peter’s own creation’ with tragic existential realisation of the neglected state, in which the ‘little man’ lives in the Saint Petersburg space.