Филология, педагогика, психология

2023 Выпуск №3

Инициатива как вид документа

Аннотация

Статья посвящена выявлению факторов, определяющих документоведческую специфику инициативы. Инициатива характеризуется как документ, направленный на привлечение адресата к решению социально значимого вопроса, убеждение в необхо­димости проводимых в обществе изменений. Анализ текста осуществлен с примене­нием жанрового подхода и использованием методики параметризации с опорой на по­нятие «модель жанра», что позволяет дать его целостное описание, которое учитыва­ет параметры, обусловленные как лингвистическими, так и экстралингвистически­ми факторами. Отмечены специфика модели анализа применительно к документно­му тексту, разновекторный и многоплановый характер связей таких составляющих ее параметров, как «субъекты коммуникации» («адресант» и «адресат»), «функция», «информация», «модальность», «структура», «пространство», «время».

Выделены три уровня иерархии параметров, обусловливающие их значимость как жанрообразующих элементов. Установлено, что особенности параметров первого уровня иерархии — коллективность адресанта и двойственный характер адресата, единство функций инициативы по информированию и воздействию — определяют специфику параметров второго уровня — неоднородную модальность и нерегламен­тированную структуру текста; параметры третьего уровня — «пространство» и «время» — выражены отдельными реквизитами и не являются значимыми для данно­го вида документа.

Охарактеризованы средства речевой репрезентации основных жанрообразующих параметров — «субъекты коммуникации» («адресант» и «адресат)», «функция», «информация», «модальность», «структура».

Abstract

The article is dedicated to identifying factors that determine the documental specificity of an initiative. An initiative is characterized as a document aimed at engaging the addressee in solving a socially significant issue and convincing them of the necessity of societal changes. The analysis of the text is conducted using a genre-based approach and the parameteriza­tion methodology based on the concept of a "genre model," allowing for a comprehensive de­scription that takes into account parameters determined by both linguistic and extralinguistic factors. The specificity of the analysis model concerning documental text is noted, along with the multivector and multilevel nature of relationships among its parameters, such as "com­mu­nication subjects" ("sender" and "receiver"), "function," "information," "modality," "struc­ture," "space," and "time." Three levels of hierarchy of parameters are distinguished, determining their significance as genre-forming elements. It is established that the features of first-level parameters, such as the collectivity of the sender and the dual nature of the receiver, the unity of initiative func­tions in informing and influencing, determine the specificity of second-level parameters — the heterogeneous modality and unregulated structure of the text; third-level parameters — "space" and "time" — are expressed by individual attributes and are not significant for this type of document. The means of speech representation of the main genre-forming parameters, such as "communication subjects" ("sender" and "receiver"), "function," "information," "modali­ty," and "structure," are characterized.

Скачать статью

Микротопонимия смоленско-белорусского приграничья (Руднянский район)

Аннотация

На материале микротопонимов и неофициальных топонимов Руднянского района Смоленской области рассмотрены особенности топонимии смоленско-белорусского приграничья. Материал, полученный в результате опроса жителей района, проанали­зирован в различных аспектах по выбранным классификациям (по объектам номина­ции, лексико-семантическим классам, структурным и словообразовательным типам). Отдельно выделены названия с диалектными основаниями. Сделан акцент на роли не­официальных наименований географических объектов в речи жителей региона. Выяв­лены общерусские черты и специфические особенности приграничной топонимии.

Abstract

The features of toponymy in the Smolensk-Belarusian borderland are examined based on microtoponyms and unofficial toponyms in the Rudnya district of the Smolensk region. The material obtained through a survey of local residents is analyzed from various perspectives using selected classifications (based on nomination objects, lexical-semantic classes, structu­ral and word-formation types). Names with dialectical foundations are singled out separately. Emphasis is placed on the role of unofficial names for geographical objects in the speech of the region's residents. Common Russian traits and specific characteristics of borderland topony­my are identified.

Скачать статью

Языковые индикаторы конфронтационной речевой стратегии дискредитации, используемой в повседневном супружеском дискурсе

Аннотация

Рассмотрены особенности репрезентации конфронтационной речевой стратегии дискредитации, используемой в ситуациях повседневного общения — в супружеском дискурсе. Цель исследования — выявление речевых тактик, применяемых в бытовом общении между супругами для дискредитации, ослабления коммуникативной позиции партнера по общению. Для достижения цели исследования применялись следующие методы: описательный, метод компонентного анализа, метод наблюдения и интер­претации, интент-анализ, дискурсивный анализ. Изучены языковые показатели выра­жения конфронтационной речевой стратегии на всех уровнях языковой системы — семантическом, лексическом, лексико-грамматическом, синтаксическом, а также на прагматическом уровне, с учетом ситуации общения. Материалом для наблюдения послужили диалоги между супругами — персонажами стихотворения «Диалог у теле­ви­зора» — яркого образца ролевой лирики В. С. Высоцкого. В ходе исследования уста­нов­лено, что стратегия дискредитации реализуется при помощи речевых тактик угро­зы, обвинения, упрека, просьбы, апелляции к авторитету, апелляции к прецеден­ту. Ре­зуль­татом анализа стало выявление типичных языковых индикаторов, форми­ру­ю­щих конкретные конфронтационные речевые тактики.

Abstract

The article examines the features of representing the confrontational speech strategy of discreditation, used in everyday communication, particularly in marital discourse. The goal of the research is to identify the speech tactics employed in domestic communication between spouses for the purpose of discrediting and weakening the communicative position of the communication partner. To achieve the research goal, descriptive method, method of compo­nent analysis, observation and interpretation method, intent analysis, and discourse analysis were applied. Linguistic indicators expressing the confrontational speech strategy were stud­ied at all levels of the language system — semantic, lexical, lexico-grammatical, syntactic, as well as at the pragmatic one, taking into account the communication situation. Dialogues between spouse characters in the poem "Dialogue at the Television" by V. S. Vysotsky served as material for observation, representing a vivid example of role lyrics. The research established that the discreditation strategy is implemented through speech tactics of threat, accusation, reproach, request, appeals to authority, and appeals to precedent. The analysis resulted in the identification of typical linguistic indicators that shape specific confrontational speech tactics.

Скачать статью

Особенности иронического нарратива Н.В. Гоголя

Аннотация

Определены особенности иронического нарратива в целом и нарратива литера­турного произведения в частности, установлены основные черты иронии как само­стоятельной текстовой категории, заключающей в себе скрытую авторскую оценку. На основе анализа произведений Н. В. Гоголя сделан вывод о том, что иронический нар­ратив писателя строится на механизмах, вызывающих противоречие в различных по объему контекстах. Гоголевская ирония выступает индикатором перехода автора от непосредственного изложения событий к их оцениванию и эксплицируется с помощью ряда лексических, синтаксических, фразеологических и текстовых средств, которые служат маркерами смыслового диссонанса в содержании одного или нескольких видов пассажей.

Abstract

The author identifies the features of ironic narration in general and the narrative of a lit­erary work in particular. The main characteristics of irony as an independent textual catego­ry, encompassing hidden authorial evaluation, have been established. Based on the analysis of N. V. Gogol's works, it is concluded that the ironic narrative of the writer is built on mecha­nisms that generate contradiction in various contexts. Gogol's irony serves as an indicator of the author's transition from the direct presentation of events to their evaluation and is mani­fested through a range of lexical, syntactic, phraseological, and textual devices, which act as markers of semantic dissonance in the content of one or several passages.

Скачать статью

Лингвопоэтика А.П. Чехова: ансамбль художественных деталей. Часть 1

Аннотация

Общепризнанным в отечественном и мировом чеховедении является положение о том, что художественная деталь как лингвопоэтический прием, микрообраз, средство передачи фактуальной / концептуальной / подтекстной информации — особо значи­мая черта идиостиля Чехова. Цель настоящей статьи — выявление и описание линг­вопоэтических приемов введения деталей в текст, их актуализации или элиминации, эволюции значений и функций изобразительных подробностей. Анализ проведен на материале рассказа Чехова «Учитель словесности». Основным предметом рассмотре­ния стала лингвопоэтика создания ансамбля внешних и психологических деталей-подробностей, деталей-символов и деталей-транспозитов в каждом из двух смысловых блоков рассказа. Особое внимание уделено анализу образования и функционирования деталей-транспозитов, то есть подробностей в их контекстуально обусловленной семантической и функциональной эволюции. Применение комплексной методики ис­следования, сочетающей функционально-семантический, контекстологический, ин­терпретационный виды анализа, позволило прийти к выводу о доминирующей роли разнотипных художественных деталей в формировании и экспликации содержатель­но-концептуальной информации рассказа Чехова «Учитель словесности».

Abstract

The universally recognized position in both Russian and global Chekhov studies is that the artistic detail, as a linguistic-poetic device, micro-image, a means of conveying factu­al/con­ceptual/subtextual information, is a particularly significant feature of Chekhov's idio­lect. The aim of this article is to identify and describe the linguistic-poetic techniques of intro­ducing details into the text, their actualization or elimination, the evolution of meanings, and the functions of illustrative details. The analysis is conducted on the material of Chekhov's story "The Teacher of Literature." The main focus of the study is the linguistics of creating an ensemble of external and psychological details, symbolic details, and transposing details in each of the two narrative blocks of the story. Special attention is given to the analysis of the formation and functioning of transposing details, i. e., details in their contextually condi­tioned semantic and functional evolution. The application of a comprehensive research meth­odology, combining functional-semantic, contextual, and interpretational types of analysis, allows for the conclusion about the dominant role of diverse artistic details in shaping and explicating the content-conceptual information of Chekhov's story "The Teacher of Litera­ture."

Скачать статью