Филология, педагогика, психология

2020 Выпуск №2

Аллегорическая традиция Джона Беньяна в романе К. С. Льюиса «Кружной путь, или Блуждания паломника»

Аннотация

К. С. Льюис в форме аллегорического романа-путешествия расска­зывает о странствиях человеческой души в поисках Бога. Обращение к средневековой форме романа-аллегории позволяет автору говорить «просто о сложном», рассматривая характерные для человека ХХ в. ми­ровоззренческие установки с точки зрения христоцентричной аксиоло­гической системы Средневековья. Роман К. С. Льюиса рассматривается как сложный интертекст, не только находящийся в отношении па­лимпсеста к роману Джона Беньяна «Путь Паломника», но и вступаю­щий с ним в литературный диалог. Выявляется ряд претекстов ин­тертекстуального романа К. С. Льюиса. Анализируются взаимоотно­шения текстов К. С. Льюиса и Дж. Беньяна, обусловленные мировоззрен­ческими различиями авторов.

Abstract

In his allegorical travel novel, Clive Staples Lewis tells the story of a hu­man soul wandering in search for god. The medieval form of the allegorical novel helps the author to speak plainly about complex things: he explores the cultur­al attitudes of a 20th-century person from the perspective of the Christ-centric axiological system of the Middle Ages. This article considers Lewis’s novel as a complicated intertext, which both serves as a palimpsest of John Bunyan’s The Pilgrim’s Progress and enters into dialogue with it. The study identifies the pre-texts of Lewis’s intertextual novel. The interrelation between Lewis’s and Bunyan’s texts, which is shaped by differences between the cultural and religious attitudes of the two authors, is analysed.

Скачать статью

Дитя «не от мира сего» в романе С. Снегова «Люди как боги»

Аннотация

Роман известного советского писателя-фантаста анализируется в контексте евангельских аллюзий и смыслов. Отсылки к тексту Библии, выявленные в тексте, позволяют сделать вывод о соотнесенности одно­го из центральных героев — мальчика Астра — с образом Христа. Од­нако центральная в сюжете произведения идея спасения Вселенной и об­раз спасителя — ребенка «не от мира сего», совпадая с просветитель­ской антропологией, оказываются противоположными христианской философии.

Abstract

The novel by the famous Soviet science fiction writer is analysed in the context of evangelical allusions and connotations. Biblical references in the text suggest a link between one of the main characters, the boy Astr, and the image of Christ. Although well in line with the anthropology of enlighten­ment, the idea of the salvation of the universe, which is central to the plot of the novel, and the image of the saviour, the child that is ‘not of this world’, are counterposed to Christian philosophy.

Скачать статью

Роль живописи в творчестве Жоржа Перека

Аннотация

Жорж Перек — французский писатель, литературный экспери­ментатор, участник группы УЛИПО, творчество которого характе­ризуется специфическим влиянием живописного искусства. В статье рассматриваются различные виды влияния живописи на сюжетные, стилевые, языковые и структурно-композиционные элементы поэтики Перека. Выделяются и характеризуются три наиболее значимые функ­ции изобразительного искусства в прозе писателя: сюжетообразующая, формообразующая и концептуально-стилистическая.

Abstract

Georges Perec is a French author, literary experimenter, and member of the Oulipo group, whose works are strongly influenced by pictorial art. This paper explores various ways in which pictorial art affects the plots, style, lan­guage, structure, and composition of Perec’s poetics. It is argued that the three most important functions of visual art in Perec’s prose are plot-forming, structural, and conceptual-stylistic ones.

Скачать статью

Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья вторая

Аннотация

Сопоставительное рассмотрение двух авторских версий сюжета об Орфее и Эвридике — рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975) и «Хипхоперы: Орфей & Эвридика» (2018) — показывает, как в произве­дениях современной массовой культуры происходит реактуализация и деконструкция античного мифологического претекста, который ста­новится основой для эстетической легитимации рок- и рэп-текстов и включения их в «большой» культурный контекст. Исследуются формы репрезентации двойственной семантики Орфея как архетипического образа поэта и музыканта, мотивные комплексы соблазнения / совраще­ния и продажи души. Устанавливается, что миф, воспринимаемый как единый источник смыслов и сюжетов, дает музыкально-поэтической культуре ХХ и начала ХХI в. возможность эксплуатировать глубинные уровни мифологической метасистемы и на их основании выстраивать новые культурные мифологии, преломляя традиционные модели мифо­мышления сквозь призму актуальных социокультурных контекстов.

Abstract

A comparison of two original versions of the legend of Orpheus and Eu­rydice, the rock opera Orpheus and Eurydice (1975) and A Hip-Hopera: Orpheus & Eurydice (2018), shows how contemporary mass culture revives and deconstructs the ancient mythological pre-text, which lays a foundation for aesthetic legitimation of rock and hip-hop lyrics and their inclusion in a greater cultural context. The study explores the forms of representation of Or­pheus’s dual semantics as the archetypical poet and musician as well as of the general motifs of temptation/seduction and selling one’s soul. It is established that, perceived as a single source of meanings and plots, the myth encourages the musical and poetical culture of the 20th/early 21st centuries to exploit deep­er levels of the mythological metasystem and to build new cultural mytholo­gies. Contemporary artists transform the traditional models of mythical think­ing, having placed them into current sociocultural contexts.

Скачать статью

Януш Гловацкий вчера и сегодня

Аннотация

Статья посвящена последней, посмертно изданной книге эссеисти­ки Януша Гловацкого «Бессонница во время карнавала». Подробно рас­сматриваются тексты из этой книги, опубликованные в русском пере­воде. Они характеризуются в сопоставлении с эссе, входящими в дру­гую, близкую в жанровом отношении книгу Гловацкого — «Из головы». Творчество Гловацкого Анализируется в контексте истории Европы ХХ в. — от Второй мировой войны до наших дней — в связи с биогра­фией, мировоззрением, идеологией автора, его эстетикой и поэтикой.

Abstract

This article is devoted to the last, posthumously published, book by Ja­nusz Głowacki – the collection of essays Bezsenność w czasie karnawałui. The focus is on the texts that were translated and published in Russian. They are compared to essays comprising another book by Głowacki, Z głowy, which resembles Bezsenność in terms of genre. The works of the author are considered in the context of 20th-century European history from World War II to the present day as well as of Głowacki’s biography, worldview, ideology, aesthetics, and poetics.

Скачать статью