Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья вторая
- Страницы / Pages
- 71-80
Аннотация
Сопоставительное рассмотрение двух авторских версий сюжета об Орфее и Эвридике — рок-оперы «Орфей и Эвридика» (1975) и «Хипхоперы: Орфей & Эвридика» (2018) — показывает, как в произведениях современной массовой культуры происходит реактуализация и деконструкция античного мифологического претекста, который становится основой для эстетической легитимации рок- и рэп-текстов и включения их в «большой» культурный контекст. Исследуются формы репрезентации двойственной семантики Орфея как архетипического образа поэта и музыканта, мотивные комплексы соблазнения / совращения и продажи души. Устанавливается, что миф, воспринимаемый как единый источник смыслов и сюжетов, дает музыкально-поэтической культуре ХХ и начала ХХI в. возможность эксплуатировать глубинные уровни мифологической метасистемы и на их основании выстраивать новые культурные мифологии, преломляя традиционные модели мифомышления сквозь призму актуальных социокультурных контекстов.
Abstract
A comparison of two original versions of the legend of Orpheus and Eurydice, the rock opera Orpheus and Eurydice (1975) and A Hip-Hopera: Orpheus & Eurydice (2018), shows how contemporary mass culture revives and deconstructs the ancient mythological pre-text, which lays a foundation for aesthetic legitimation of rock and hip-hop lyrics and their inclusion in a greater cultural context. The study explores the forms of representation of Orpheus’s dual semantics as the archetypical poet and musician as well as of the general motifs of temptation/seduction and selling one’s soul. It is established that, perceived as a single source of meanings and plots, the myth encourages the musical and poetical culture of the 20th/early 21st centuries to exploit deeper levels of the mythological metasystem and to build new cultural mythologies. Contemporary artists transform the traditional models of mythical thinking, having placed them into current sociocultural contexts.
Список литературы
1. Бабенко Н. Г. Причины и следствия семантической девальвации слов пафос и пафосный в современной русской речи // Слово.ру: балтийский акцент. 2014. № 1. С. 7—15.
2. Димитрин Ю. Орфей и Эвридика: либретто рок-оперы в двух частях. СПб., 1975—1999. URL: http://www.ceo.spb.ru/libretto/reality/musicl/orpheus_ euridice.shtml (дата обращения: 05.02.2020).
3. Лотман Ю. М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Лотман Ю. М. Избр. статьи : в 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 345—355.
4. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Миф — имя — культура // Лотман Ю. М. Избр. статьи : в 3 т. Таллинн, 1991. Т. 1. С. 58—75.
5. Мифы народов мира : энциклопедия. М., 2008.
6. Цвигун Т. В., Черняков А. Н. Миф как источник культурной легитимации: рок- и рэп-версии «Орфея и Эвридики». Статья первая // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2019. № 4. С. 72—92.
7. Эпштейн М. Н. Поэзия и сверхпоэзия: О многообразии творческих миров. СПб., 2016.
8. Noize MC. Хипхопера «Орфей и Эвридика» (тексты песен). URL: https://vk.com/@noizemcne2da-noize-mc-hiphopera-orfei-i-evridika-2018 (дата обращения: 05.02.2020).
9. Kirsch A. How Ya Like Me Now // Poetry. February, 2011. URL: https:// www.poetryfoundation.org/poetrymagazine/articles/69644/how-ya-like-me-now (дата обращения: 05.02.2020).
10. Mattix M. Is Rap Poetry? // The American Conservative. July 1, 2014. URL: https://www.theamericanconservative.com/prufrock/is-rap-poetry/ (дата обращения: 05.02.2020).