Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №1

Музыкальные аналогии и поэтика романа Германа Броха «Смерть Вергилия»

Аннотация

Проясняются границы музыкальной аналогии в автокомментариях Г. Броха к роману «Смерть Вергилия». «Музыкальность» в романе связана с мотивами «голоса» и «слуха». Отмечая в творчестве Дж. Джойса склонность к звукоподражанию, Брох ставит целью передать в своем романе музыку человеческой речи и тем самым отчасти подхватывает тенденцию в музыкальном искусстве начала ХХ в. к возрождению интереса к вокальным жанрам (кантате, оратории).

Abstract

The article establishes the boundaries of the musical analogy in the comments of H. Broch to the novel «Death of Virgil». In the novel, musicality is associated with the motives of ‘voice’ and ‘hearing’. Noting the propensity to onomatopoeia in the work of J. Joyce, H. Broch aims to depict the music of human speech. By doing so, he follows the prevailing tendencies in the music art of the beginning of the 20th century, reviving interest in vocal genres (cantata, oratorios).

Скачать статью

Аксиологическое содержание «переиначивающего модуса» персонажных вставных текстов в романе «Морфо Евгения» А. С. Байетт

Аннотация

На примере малоизученного романа английской писательницы А. С. Байетт показана cмена аксиологической парадигмы в литературе ХХ—XXI вв. Отход от классической характерологии в создании художественного образа и акцентуация его эстетической значимости проявляются в отказе от однозначности нравственно-этической оценки и в подчеркнутой характерологичности художественного образа. Сказочная притча «Внешний вид обманчив» лейтмотивно объединяет ансамбль вставных конструкций, изменяя аксиологическую призму персонажно-образной системы, сюжетики и содержания романа, создавая широкий спектр вариативности аксиологических смыслов, подвижную и изменчивую аксиологическую поэтику романа.

Abstract

The author shows a change of the axiological paradigm in the literature of the 20th—21st centuries using examples from the novel Angels & Insects by the contemporary British writer A. S. Byatt. Retreat from the traditional characterization in the creation of an artistic image and the aesthetic accentuation of its importance are manifested in the rejection of the unambiguous assessment of moral and ethical evaluation and emphatic characterological art image. The tale “Things Are Not What They Seem” brings together an ensemble of inserted structures, changing the prism of the axiological system, the plot and the meaning of the novel. It creates a wide variability of axiological senses, and the changable axiological poetics of the novel.

Скачать статью

Функционирование библейских антропонимов Давид и Голиаф в поэтических текстах А. И. Полежаева и В. Я. Брюсова

Аннотация

Анализируются лексические доминанты словаря прецедентных библейских антропонимов Давид и Голиаф, выступающих в составе библейского текста и производных от него поэтических текстов. Показывается, что прецедентное имя в поэтическом тексте становится средством выражения авторской оценки изображаемого. Выявляются изменения в семантике образов, проходящих сквозь призму индивидуально-авторской оценки и современного читательского восприятия, в частности зависимость функционирования библейского антропоэтонима от особенностей коммуникации текста и читателя, общности культурного кругозора автора текста и реципиента.

Abstract

The author studies lexical dominants of the vocabulary of precedent biblical anthroponyms David and Goliath in the biblical texts and poetic texts based on the Bible. It is shown that the precedent name in the poetic text becomes a means of expressing the author’s assessment of the depicted. Changes are revealed in the semantics of images resulting from the author’s individual assessment and the reader’s perception. The author demonstrates the dependence of the functioning of the two biblical anthropoetonims on the character of text-reader communication, and on the formation of the common cultural space of the author and the reader.

Скачать статью

Драма «Дон Карлос» Ф. Шиллера в переводе А. Мицкевича и в контексте легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского

Аннотация

Анализируются контактно-генетические связи и типологические сближения драмы «Дон Карлос» Шиллера с творчеством Мицкевича и Достоевского. В интертекстуальном аспекте делается вывод о ключевой роли идеологем свободы и власти в драме Шиллера «Дон Карлос», в «Великой импровизации» Мицкевича и легенде о Великом инквизиторе Достоевского. Показывается, что Достоевcкий сводит идеологемы свободы и власти, принадлежащие героям Шиллера и Мицкевича, к евангельскому архетипу трех искушений Христа, а выбор между свободой и властью — к метафизическому спору за душу человека  

Abstract

The author analyzes genetic connections and typological convergences of the drama «Don Carlos» by F. Schiller and the works of A. Mickiewicz and F. Dostoevsky. In the intertextual aspect, the author comes to a conclusion about the key role of the ideology of freedom and power in F. Schiller’s drama «Don Carlos», in «The Great Improvisation» by A. Mickiewicz and the legend of The Great Inquisitor by F. Dostoevsky. It is shown that F. Dostoevsky reduces the ideology of freedom and power, typical of F. Schiller and A. Mickiewicz, to the Evangelical archetype of the three temptations of Christ and the choice between freedom and power — to a metaphysical dispute about the human soul.

Скачать статью

Оценивание произведения искусства в журналистском тексте (на примере романа Е. Водолазкина «Лавр»)

Аннотация

Рассматривается процесс оценивания произведения искусства в текстах СМИ, выделяются основные этапы этого процесса. Предлагается и апробируется авторская методика анализа речевой формы журналистской репрезентации художественного произведения, основанная на достижениях современной российской интенциональной стилистики. На примере литературно-критических текстов, посвященных роману Евгения Водолазкина «Лавр», публикация которого стала событийной для медийного арт-дискурса, выявляются особенности формирования оценочных суждений на каждом этапе процесса оценивания. Разработанная автором статьи аналитическая методика применяется к текстам, передаваемым по различным каналам массовой коммуникации: опубликованным в качественном печатном издании «Ведомости» и вышедшим на телевизионном канале «Россия — Культура». Автор приходит к выводу о стадиальности оценивания, фиксируемой в речевой форме журналистских произведений и обусловленной изменением объекта оценки.

Abstract

The author analyses the process of evaluating works of art in media texts and highlights the main stages of this process. The author proposes a methodology for analyzing speech forms of journalistic representation of a work of art based on the achievements of modern Russian intentional stylistics. Using examples of literary critical texts devoted to the novel «Lavr» by Evgeny Vodolazkin, whose publication became an event for the media art discourse, the author explores special features of the formation of value judgments at each stage of critical evaluation. The analytical technique developed by the author is applied to texts brought to the recepient through various channels of mass communication: published in the quality newspaper Vedomosti, and the TV channel Russia-Kultura. The author concludes that media texts of the analyzed type demonstrate a gradual, stage-by-stage unfolding of artistic evaluation, which is reflected in the language forms of journalistic works. This structure of evaluation reflects a change in the object of evaluation.

Скачать статью