Драма «Дон Карлос» Ф. Шиллера в переводе А. Мицкевича и в контексте легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Дело науки - возведение всего сущего в мысль
Александр Герцен

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Драма «Дон Карлос» Ф. Шиллера в переводе А. Мицкевича и в контексте легенды о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского


Автор Мальцев Л. А.
Страницы 79-83
Статья Загрузить
Ключевые слова Шиллер, «Дон Карлос», Мицкевич, Достоевский, контактно-генетические связи, типологические сближения, интертекст
Ключевые слова (англ.) Schiller, Don Carlos, Mickiewicz, Dostoevsky, contacts, genetic ties, typological approaches, intertext
Аннотация Анализируются контактно-генетические связи и типологические сближения драмы «Дон Карлос» Шиллера с творчеством Мицкевича и Достоевского. В интертекстуальном аспекте делается вывод о ключевой роли идеологем свободы и власти в драме Шиллера «Дон Карлос», в «Великой импровизации» Мицкевича и легенде о Великом инквизиторе Достоевского. Показывается, что Достоевcкий сводит идеологемы свободы и власти, принадлежащие героям Шиллера и Мицкевича, к евангельскому архетипу трех искушений Христа, а выбор между свободой и властью — к метафизическому спору за душу человека  
Аннотация (англ.) The author analyzes genetic connections and typological convergences of the drama «Don Carlos» by F. Schiller and the works of A. Mickiewicz and F. Dostoevsky. In the intertextual aspect, the author comes to a conclusion about the key role of the ideology of freedom and power in F. Schiller’s drama «Don Carlos», in «The Great Improvisation» by A. Mickiewicz and the legend of The Great Inquisitor by F. Dostoevsky. It is shown that F. Dostoevsky reduces the ideology of freedom and power, typical of F. Schiller and A. Mickiewicz, to the Evangelical archetype of the three temptations of Christ and the choice between freedom and power — to a metaphysical dispute about the human soul.
Список литературы 1. Кибальник С. А. «Легенда о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского и «Дон Карлос» Шиллера // Русская словесность в России и Казахстане: аспекты интеграции. Барнаул, 2013. С. 274—286.
2. Мальцев Л. А. «Дзяды» Мицкевича: конфликт веры и рассудка // Балтийские исследования : сб. ст. Калининград, 2002. Вып. 1. С. 65—70.
3. Мальцев Л. А. Экзистенциальная парадигма польского романтизма: Мицкевич и Достоевский // Балтийский регион: лики русского мира. Калининград, 2008. С. 175—185.
4. Мицкевич А. Избр. произведения : в 2 т. М., 1955. Т. 2.
5. Черепанова Н. В. Этнопоэтические аспекты перевода М. М. Достоевским драмы Ф. Шиллера «Дон Карлос» // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : сб. науч. тр. Петрозаводск, 2001. Вып. 6 : Проблемы исторической поэтики. С. 328—336.
6. Чижевский Д. И. Шиллер и «Братья Карамазовы» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2010. Вып. 19. С. 23—53.
7. Шиллер Ф. Избр. : в 2 т. Самара, 1997.
8. Mickiewicz A. Dzieła. Wydanie rocznicowe : w 17 t. Warszawa, 1998—2005.
9. Miłosz Cz. Dostojewski i Mickiewicz // Miłosz Cz. Rosja. Widzenia transoceaniczne. T. I. Dostojewski — nasz współczesny. Warszawa, 2010. S. 91—98.
10. Schiller F. Werke : in 5 Bdn. Berlin, 1981. T. 3.

Назад в раздел