Филология, педагогика, психология

2018 Выпуск №1

Назад к списку Скачать статью

Музыкальные аналогии и поэтика романа Германа Броха «Смерть Вергилия»

Страницы / Pages
57-64

Аннотация

Проясняются границы музыкальной аналогии в автокомментариях Г. Броха к роману «Смерть Вергилия». «Музыкальность» в романе связана с мотивами «голоса» и «слуха». Отмечая в творчестве Дж. Джойса склонность к звукоподражанию, Брох ставит целью передать в своем романе музыку человеческой речи и тем самым отчасти подхватывает тенденцию в музыкальном искусстве начала ХХ в. к возрождению интереса к вокальным жанрам (кантате, оратории).

Abstract

The article establishes the boundaries of the musical analogy in the comments of H. Broch to the novel «Death of Virgil». In the novel, musicality is associated with the motives of ‘voice’ and ‘hearing’. Noting the propensity to onomatopoeia in the work of J. Joyce, H. Broch aims to depict the music of human speech. By doing so, he follows the prevailing tendencies in the music art of the beginning of the 20th century, reviving interest in vocal genres (cantata, oratorios).

Список литературы

1. Broch H. Der Tod des Vergil. Roman und Kommentare (1939—1946). Frankfurt a/M, 1976.
2. Брох Г. Смерть Вергилия / пер. Ю. Архипова, А. Карельского // Брох Г. Избранное: Невиновные; Смерть Вергилия. М., 1990. С. 237—559.
3. Брох Г. 1918 — Хугюнау, или Деловитость // Брох Г. Лунатики. Романтрилогия : в 2 т. / пер. Н. Кушнира. СПб., 1996. Т. 2.
4. Махов А. Е. Musica literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике. М., 2005.
5. Хоружий С. С. Комментарий // Джойс Дж. Улисс. СПб., 2007. С. 779—984.
6. Хрущёва Н. А. Поминки по фуге: музыкальные стратегии Джеймса Джойса // Opera musicologica. 2012. № 1 (11). С. 47—61.
7. Brinkmann R. Romanform und Werttheorie bei Hermann Broch // DVjs. 1957. Vol. 31. S. 169—197.
8. Broch H. Joyce und die Gegenwart (1936) // Broch H. Kommentierte Werkausg. Bd. 9 : Literarische Schriften. Kritik. T. 1. Frankfurt a/M, 1976. S. 63—94.
9. Broch H. Hofmannsthal und seine Zeit (1947—1948) // Ibid. S. 111—284.
10. Broch H. Hugo von Hofmannsthals Prosaschriften (1950) // Ibid. S. 285—334.
11. Broch H. Theologie, Positivismus und Dichtung (ca. 1934) // Broch H. Kommentierte Werkausg. Bd. 10 : Philosophische Schriften. Kritik. T. 1. Frankfurt a/M, 1977. S. 191—239.
12. Broch H. Logik einer Zerfallenen Welt (1931) // Ibid. T. 2. S. 156—172.
13. Broch H. Gedanken zum Problem der Erkenntnis in der Musik (1934) // Ibid. S. 234—245.
14. Broch H. Briefe: 1938—1945 // Broch H. Kommentierte Werkausg. Bd. 13 : Briefe. T. 2. Frankfurt a/M, 1981.
15. Broch H., Vietta E. «Sich an den Tod heranpürschen...»: Briefwechsel 1933— 1951. Göttingen, 2012.
16. Caduff C. Die Künste im Gespräch: zum Verhältnis von Kunst, Musik, Literatur und Film. München, 2007.
17. Charriere M. Harmonie und Kontrapunkt als Strukturprinzip im «Tod des Vergil» // Hermann Broch und seine Zeit: Broch-Symposium in Nice 1979. Bern, 1980. S. 169—183.
18. «Chronique scandaleuse» : Kritiken zu Arnold Schönbergs Werken / hrsg. von R. Schmitt Scheubel. Berlin, 2010.
19. Eiden-Offe P. Das Reich der Demokratie. Hermann Brochs «Der Tod des Vergil». München, 2011.
20. Heizmann J. Der Tod des Vergil. Poetologische Metafiktion // Hermann-Broch-Handbuch. Berlin ; Boston, 2016. S. 179—186.
21. Käuser A. Schreiben über Musik. Studien zum anthropologischen und musiktheoretischen Diskurs sowie zur literarischen Gattungstheorie. München, 1999.
22. Müller-Funk W. Die Angst (vor) der Masse bei Broch und Canetti // Elias Canetti und Hermann Broch. St. Ingbert, 2009. S. 179—200.
23. Schiavoni G. «Stille empfing den Geheiligten...»: das dichterische Werk als Instrument des Staates? Über den Gegensatz zwischen Augustus und Vergil // Hermann Brochs Vergil-Roman: Literarischer Intertext und kulturelle Konstellation. Bd. 86. Tübingen, 2016. S. 189—211.