Между феноменологией и футуризмом: поэтика Романа Якобсона до Второй мировой войны
Between phenomenology and futurism: Roman Jakobson’s poetics before the WW 2- DOI
- 10.5922/2225-5346-2021-4-5
- Страницы / Pages
- 86-106
Аннотация
Cтатья посвящена поэтике Романа Якобсона, сформулированной во время его пребывания в Праге с 1920 по 1938 год, и рассматривает этот предмет с эпистемологической точки зрения, выделяя три несовместимых научных / художественных направления, которые легли в ее основу: гуссерлианская феноменология, соссюровская лингвистика и русский футуризм. У Гуссерля Якобсон заимствовал понятие «выражения» (Ausdruck) — знака, самотождественность которого абсолютна. Но он отклонился от немецкого философа, представив эту семиотическую идентичность в терминах соссюровского «общественного сознания». Якобсон далее релятивизировал ее через модернистское понятие «остранение» — беспрестанное стремление поэтических знаков к эстетической новизне. Чтобы снять противоречие между феноменологической стабильностью и футуристической нестабильностью, Якобсон основал свою поэтику на фонологии: универсальной системе дифференциальных признаков, общей для всех языков.
Abstract
The article is based on a chapter from the author’s book Russian Formalism: A Metapoetics (1984). It deals with the poetics of Roman Jakobson formulated during his stay in Prague from 1920 to 1938 and treats this subject from an epistemological perspective outlining three incompatible scholarly/artistic trends which informed it: Husserlian Phenomenology, Saussurian linguistics and Russian Futurism. From Husserl, Jakobson borrowed the concept of “expression” (Ausdruck) — the sign whose self-sameness was absolute. But he departed from the German philosopher by conceiving of this semiotic identity in terms of a Saussurean “social consciousness.” And he further relativized it through the modernist notion of “de-familiarization” — an incessant drive of poetic signs for an aesthetic rejuvenation. To mitigate the tension between Phenomenological stability and Futurist instability, the essay concludes, Jakobson grounded his poetics in phonology: the universal system of distinctive features common to all languages that is impervious to any violations.
Список литературы
Иванов В. Спорады // Иванов В. По звездам. Статьи и афоризмы. СПб., 1909. С. 338—376.
Якобсон Р. O. Новейшая русская поэзия: Набросок первый. Прага, 1921.
Якобсон Р. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским. Берлин, 1922.
Якобсон Р. О. О поколении, растратившем своих поэтов // Смерть Владимира Маяковского. Берлин, 1931. С. 7—44.
Derrida J. Of Grammatology / transl. by Gayatri Chakravorty Spivak. Baltimore, 1974.
Holenstein E. Einführung: Linguistische Poetik // Roman Jakobson, Hölderlin. Klee. Brecht. Frankfurt a/M, 1976б. Р. 7—25.
Holenstein E. Roman Jakobson’s Approach to Language: Phenomenological Structuralism. Bloomington, IN, 1976а.
Husserl E. Logical Investigations / transl. J. N. Findlay. N. Y., 1970. Vol. 1.
Jakobson R. Dvě staročeské skladby o smrti // Spor duše s tělem. O nebezpečném času smrti. Prague, 1927. Р. 7—36.
Jakobson R. et al. Teze předložené Prvému sjezdu slovanských filologů v Praze 1929 // U základů pražské jazykovědné školy / ed. J. Vachek. Prague, 1970. Р. 35—65.
Jakobson R. Konec básnického umprumáctví a živnostnictví // Pásmo: Revue internationale moderne. 1925. № 13/14. Р. 1—2.
Jakobson R. Kontury Glejtu // Jakobson R. Slovesné umění a umělecké slovo. Prague, 1969. Р. 386—39.
Jakobson R. O realismu v umění // Červen IV. 1921. № 22. Р. 300—304.
Jakobson R. Remarques sur l’évolution phonologique du russe comparée à celle des autres langues slaves // Travaux du cercle linguistique de Prague II. Prague, 1929.
Jakobson R., Bogatyrеv P. Die Folklore als eine besondere Form des Schaffens // R. Jakobson. Selected Writings: Slavic Epic Studies. The Hague, 1966. Vol. 4. Р. 1—15.
Jakobson R., Fant G. M., Halle M. Preliminaries to Speech Analysis: The Distinctive Features and Their Correlates. 2nd print. Cambridge, 1952.
Saussure F. Course in General Linguistics / transl. and ed. W. Baskin. N. Y., 1959.