Слово.ру: Балтийский акцент

2021 Том 12 №4

Между феноменологией и футуризмом: поэтика Романа Якобсона до Второй мировой войны

Between phenomenology and futurism: Roman Jakobson’s poetics before the WW 2 Аннотация

Cтатья посвящена поэтике Романа Якобсона, сформулированной во время его пребывания в Праге с 1920 по 1938 год, и рассматривает этот предмет с эпистемоло­гической точки зрения, выделяя три несовместимых научных / художественных направления, которые легли в ее основу: гуссерлианская феноменология, соссюровская лингвистика и русский футуризм. У Гуссерля Якобсон заимствовал понятие «выра­жения» (Ausdruck) — знака, самотождественность которого абсолютна. Но он откло­нился от немецкого философа, представив эту семиотическую идентичность в тер­минах соссюровского «общественного сознания». Якобсон далее релятивизировал ее че­рез модернистское понятие «остранение» — беспрестанное стремление поэтических знаков к эстетической новизне. Чтобы снять противоречие между феноменологиче­ской стабильностью и футуристической нестабильностью, Якобсон основал свою по­этику на фонологии: универсальной системе дифференциальных признаков, общей для всех языков.

Abstract

The article is based on a chapter from the author’s book Russian Formalism: A Metapo­etics (1984). It deals with the poetics of Roman Jakobson formulated during his stay in Prague from 1920 to 1938 and treats this subject from an epistemological perspective outlining three incompatible scholarly/artistic trends which informed it: Husserlian Phenomenology, Saus­surian linguistics and Russian Futurism. From Husserl, Jakobson borrowed the concept of “expression” (Ausdruck) — the sign whose self-sameness was absolute. But he departed from the German philosopher by conceiving of this semiotic identity in terms of a Saussurean “so­cial consciousness.” And he further relativized it through the modernist notion of “de-familiarization” — an incessant drive of poetic signs for an aesthetic rejuvenation. To miti­gate the tension between Phenomenological stability and Futurist instability, the essay con­cludes, Jakobson grounded his poetics in phonology: the universal system of distinctive fea­tures common to all languages that is impervious to any violations.

Скачать статью Download an article