Слово.ру: Балтийский акцент

2019 Том 10 №2

Черты агиографического жанра в жизнеописании Александра (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»)

The hagiographic genre of the life of Alexander (Plutarch’s Comparative biographies) Аннотация

Рассматриваются отдельные черты агиографического жанра в жизнеописании Александра из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха. При помощи реверсивного, компаративистского и структурно-семантического методов анализируется струк­тура биографии Александра Македонского, образ главного героя, образ нарратора, ир­реальность и обожествление героя. Прослеживается определенная типологическая кон­вергенция между жанром жития-биос и жанром античной биографии Плутарха, что отражено в первую очередь в структуре биографии Александра, которая строится по определенной модели, сюжетной схеме-шаблону, включающей происхождение, детство, воспитание, юность, зрелость, славные деяния, прижизненное обожествление и смерть героя. Корреляция двух жанровых форм позволила также выявить и исследовать та­кие аспекты, как специфику создания Плутархом биографического образа главного героя, вопрос судьбы человека, его предназначенности и свободы выбора, закрепленных и видоизмененных впоследствии в жанре жития; общность и отличие повествователь­ных стратегий, поскольку повествующая инстанция (недиегетический нарратор) в жанре агиографии явно соотносится с недиегетическим «множественным» наррато­ром биографии Плутарха. Устанавливается, что жанр античной биографии с его топосом частной жизни и развлекательно-назидательной функцией послужил суб­стратом жанра жития-биос.

Abstract

The article describes the main features of the hagiographic genre in the Life of Alexander from Plutarch’s Comparative Biographies. I use the comparative, reverse and structural-semantic methods to analyse the biography of Alexander the Great, the images of the protago­nist and the narrator, the unreality and the deification of the protagonist. There is a certain typological convergence between bios as a genre and Plutarch’s ancient biographies. This convergence is reflected in the structure of Alexander’s biography, which is built according to a certain model, a plot-scheme pattern, and includes Alexander’s birth, childhood, upbring­ing, adolescence, maturity, his victories, lifetime deification and death. The correlation of the two genre forms helps to reveal and explore the biographic image of Plutarch’s main character as well as his human fate, the aim of life and the freedom of choice. These aspects are reflected in the hagiographic genre. I analyse the similarities and differences of the narrative strategies employed since the narrative (non-diegetic narrator) in the hagiography genre is clearly relat­ed to the non-diegetic “multiple” narrator of Plutarch's biography. I argue that the genre of ancient biography with its topos of private life and its entertaining and instructive functions serves as a nutrient substrate for the formation of the genre of bios.

Скачать статью Download an article

Жанр жития в творчестве Конрада Вюрцбургского

Hagiographic genre in the works of Konrad von Wurzburg Аннотация

Рассматриваются три стихотворных жития, созданные немецким средневеко­вым поэтом XIII века Конрадом Вюрцбургским. Это жития святых, почитаемых как католической, так и православной церквями: святого Сильвестра, папы Римского, святого Алексия, человека Божия и святого Пантелеимона. Особое внимание уделено обоснованию Конрадом Вюрцбургским концепции жанра, к которому он обращается, его сущностных особенностей, специфики читательской рецепции текстов житий­ной литературы. Обосновывается стремление средневековых немецких авторов созда­вать духовную литературу в поэтической форме. Приводится характеристика тер­минов, обозначающих в немецкой традиции жанр жития в средневековую эпоху, в сравнении с понятием, употребляемым Конрадом Вюрцбургским. Рассматриваются особенности оформления текста, функции пролога и эпилога. Анализируются неко­торые особенности сюжетосложения упомянутых житий. Подчеркивается значение творчества Конрада Вюрцбургского для становления жанрового канона жития святых в немецкой литературе.

Abstract

I analyse three hagiographic poems written by Konrad von Würzburg, a German poet of the XIII century. The poems describe the lives of Saint Alexis, a Man of God, Saint Pantaleon and Pope Sylvester. These saints are worshipped both by the Catholic and the Orthodox churches. Special attention is paid to Konrad von Wurzburg’s concept of ‘genre’, its essential features and the reader’s perception of hagiographic texts. I hold that German medieval writ­ers tended to create spiritual literature in a poetic form. I define the terms, which according to Ger­man tradition, characterize hagiography as a genre in the medieval epoch and compared them with the notion used by Konrad von Würzburg. I examine the peculiarities of the text structure, the functions of the prologue and the epilogue and analyse a number of specific features typical of the plot of the above-mentioned hagiographic poems. Conrad von Würs­burg’s outstanding merit lies in the establishment of hagiographic canons in German litera­ture.

Скачать статью Download an article

Особенности функционирования лексем с корнем -бог- в житийных текстах XV—XVII веков

Lexemes with the stem –БОГ- (GOD) in hagiographic texts of the 15th—17th centuries Аннотация

Рассматриваются лексемы, имеющие в своей структуре корень -бог-, которые ис­пользуются в текстах житий XV—XVII веков не только в качестве номинанта по­нятия «Бог», но и для характеристики других объектов, явлений и т. п. Материалом исследования стали житийные тексты XV—XVII веков как один из источников фор­мирования в сознании славян ценностной картины мира, основанной на аксиологии христианского вероучения. Цель исследования — выявление специфики использования лексем с корнем -бог- в указанных текстах, обнаружение их тесной связи между собой и с понятием «Бог», определение семантических критериев, по которым изучаемая группа лексики формирует парадигмы. Для исследования был избран комплексный подход, в основу которого положен наряду с общенаучными методами функционально-семантический анализ с элементами качественно-количественного, этимологическо­го, контекстуального анализа и др. Результатом проведенного исследования стало обнаружение количественной неоднородности употребления лексем с корнем -бог- в житийных текстах XV—XVII веков, что выразилось в доминировании лексемы богъ по отношению к другим лексемам с указанным корнем и в использовании композит с корнем -бог-, которые группируются по семантическим признакам «обозначение лиц, имеющих непосредственное отношение к Богу», «характеристика деятельности кон­кретной исторической личности», «абстрактное понятие», «реалия того времени», «полисемант». Большую группу составляют лексемы, употребляемые для характери­стики человека, предмета или явления по признакам «достойный Бога», «(не) чтущий Бога», «обладающий божественной мудростью», «следующий по пути божьему», «тот, на кого (то, на что) воздействует Бог». Также было установлено, что лексемы с корнем бог- в житийных текстах XV—XVII веков входят в более широкую парадигму «соответствующий нормам христианского вероучения, имеющий положительную оценку — не соответствующий им, обладающий отрицательной оценкой», которая в свою очередь является основой аксиологии христианского вероучения.

Abstract

The article explores lexemes stemming from Rus. бог- (god), which were used in the texts of the XV—XVII centuries. This stem expressed the concept of God and was used as a means of characterization of objects, phenomena, etc. The material of the analysis was taken from the texts of the XV—XVII centuries, which are a valuable source of information for the study of the system of values of Slavs, based on the axiology of Christian dogmas. The aim of this re­search is to identify the specificity of these lexemes, their interconnection as well as their re­latedness to the concept of God. I defined a number of semantic criteria, according to which the studied lexical group forms various paradigms. I argue that there is quantitative hetero­geneity in the use of lexemes with the stem бог- (God) in the XV—XVII centuries. This het­erogeneity was expressed in the dominance of the lexeme analysed over others. The identified lexemes are grouped according to the following semantic features: designation of people relat­ed to God, characteristics of the activity of a specific historical personality, an abstract con­cept, an object or a phenomenon of that time, or a polysemantic word. This large group of lexemes consists of the words characterizing a person, an object or a phenomenon on the basis of the following attributes — 'worthy of God's praise, '(not) worthy of praise', 'possessing Divine wisdom', 'following the path of God', etc. I argue that lexemes with the stem бог- (God) in the texts of the XV-XVII centuries are parts of a broader paradigm of 'conforming to the standards of Christian dogmas, positively assessed vs not corresponding to the standards, negatively assessed”. This assessment forms the basis of the axiology of the Christian doctrine.

Скачать статью Download an article