Слово.ру: Балтийский акцент

2016 Том 7 №4

Назад к списку Скачать статью

Karamzin, Kant, and Lavater — Intersecting Biographies

Страницы / Pages
7-16

Аннотация

В «Письмах русского путешественника» Карамзин подробно описывает свое пребывание у Канта 18 июня 1789 года. Его запись, опубликованная в 1791 году, важна тем, что имя великого немецкого философа впервые упоминается в русской печати. В разговоре с Кантом Карамзин говорил о долгожданной предстоящей встрече в Цюрихе с И. К. Лафатером, с которым он переписывался уже три года. А Кант предостерег его, указывая на чрезмерное воображение Лафатера, вследствие чего он верит снам и магнетизму. «Мечтательность» Лафатера еще резче осуждают издатели Ф. Николай и И. Е. Бистер, с которыми Карамзин вскоре познакомится в Берлине. В переписке Лафатера с Кантом, опубликованной в 1900 году, и с Карамзиным, опубликованной в 1893 году, при всей разнице во взглядах чувствуется и обоюдное почитание.

Abstract

In his “Letters of a Russian Traveller” Karamzin left a detailed account of his visit to I. Kant in Königsberg on June 18, 1789. Published in 1791, his report is important as the first printed mentioning of Kant in Russian. Karamzin was looking forward to meet J. K. Lavater in Zürich, with whom he had already corresponded for three years, but Kant warned him of Lavater’s excessive imagination, which let him believe in dreams and magnetism. Lavater’s ‘Schwärmerei’ was above all attacked by the publishers F. Nicolai and J. E. Biester, whom Karamzin would soon come in touch with in Berlin. The young traveler was appalled by the caustic tone of the debate among philosophers, who considered themselves enlightened and ought to be tolerant toward dissenters. Aside from contemporary pamphlets, the correspondence between Lavater and Kant (published in 1900) and between Karamzin and Lavater (published in 1893) reveals their mutual respect, but also their profound differences in opinion.

Список литературы

1. Adres-Calender vom Königreich Preussen... auf das Jahr 1784 // Sonderschriften des Vereins für Familienforschung in Ost-und Westpreussen e. V. № 8. Hamburg, 1968.
2. Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler in Königsberg. Königsberg, 1897.
3. Döring H. Friedrich Karl Ludwig, Herzog von Holstein-Beck // Allgemeine Encyklopädie der Wisssenschaften und Künste. Vol. 50. Leipzig, 1849. S. 84—88.
4. Jachmann R. B. Immanuel Kant, geschildert in Briefen an einen Freund. Königsberg, 1804.
5. Kant’s gesammelte Schriften // Königlich Preußische Akademie der Wissenschaften. Vol. 10. Berlin, 1900.
6. Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Ленинград, 1984.
7. Kochetkova N. Nikolay Karamzin. Boston, 1975.
8. Lavater J. K. Physiognomische Fragmente zur Beförderung der Menschenkenntnis und Menschenliebe. Leipzig, 1775—1778.
9. Lavater J. C. Rechenschaft an seine Freunde (An meine Freunde über Magnetismus, Cagliostro, geheime Gesellschaften und Nichtchrist Atheist). Winterthur, 1786.
10. Lavater J. K. Antworten auf wichtige und würdige Fragen und Briefe weiser und guter Menschen, I. Berlin, 1790.
11. Lavaters Fremdenbücher J. C. Faksimile-Ausgabe Band 2 („II für liebe Freunde vom 7. November 1786 bis 16. Oktober 1789“). Mainz, 2000. 
12. Johann Caspar Lavater (1741—1801). Verzeichnisse der Korrespondenz und des Nachlasses in der Zentralbibliothek Zürich. Zürich, 2007.
13. Malter R. Immanuel Kant in Rede und Gespräch. Hamburg, 1990.
14. Mendelssohn M. Morgenstunden oder Vorlesungen über das Daseyn Gottes. Berlin, 1786.
15. Nicolai F. Öffentliche Erklärung über seine geheime Verbindung mit dem Illuminatenorden nebst beyläufigen Digressionen betreffend Hrn. Johann August Stark und Hrn. Johann Kaspar Lavater. Berlin ; Stettin, 1788.
16. Переписка Карамзина съ Лафатеромъ 1786—1790 // Сборник отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. 1893. Ч. LIV, № 5.
17. Schönborn S. Das Buch der Seele. Tagebuchliteratur zwischen Aufklärung und Kunstperiode. Tübingen, 1999.
18. Schultz J. Erläuterungen über des Herrn Professor Kant Critik der reinen Vernunft. Königsberg, 1784.