Кантовский сборник

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

Кант и «морская болезнь» современности

Kant and “Seasickness” of Modernity
DOI
10.5922/0207-6918-2024-1-4
Страницы / Pages
76-102

Аннотация

В канун трехсотлетия Канта, как и сто лет назад, кантианство испытывает одновременно удары истории и атаки соперничающих философских партий, как прогрессистских, так и реакционных. Общее для радикальных крыльев тех и других партий — переживание современности как тягостного, тошнотворного состояния, которое необходимо преодолеть разрывом и уходом в прошлое либо в будущее. Один из самых оригинальных и глубоких диагнозов этой установки предложил Ханс Йонас, усмотревший в радикальных доктринах столетней давности сходство с позднеантичным гностицизмом. Диагноз Йонаса не утратил актуальности, поэтому центральная проблема этого исследования звучит так: какой рецепт предлагает кантианская программа от «гностического головокружения» современности? Я утверждаю, что критический переворот Канта служит работающей стратегией компенсации неожиданных перегрузок и «гностических позывов», спровоцированных современной мировоззренческой революцией, возвращает «ориентацию в мышлении», с которой возвращается ориентация в мировом процессе и в индивидуальной деятельности. Требование всегда видеть и уважать человечность в конкретном человеке предупреждает от «категориальной ошибки», совершаемой современными радикалами в приписывании агентности (субъектности) не могущим обладать этим качеством нечеловеческим абстракциям. В теоретическом отношении Кант обосновывает необходимость смириться с ограниченностью и локальностью человеческой перспективы. Кантовская практическая философия снабжает путешественника картой регулятивных идей и «моральным компасом» с объяснением искажающих его работу факторов, дает рабочее объяснение ситуации и ее возможных исходов. «Коперниканский переворот» Канта возвращает человеку центральное положение, приводит в порядок воображение и позволяет надеяться успешно встретить новые вызовы.

Abstract

On the eve of the tercentenary of Kant’s birth, just as it was a hundred years ago, Kantianism is simultaneously on the receiving end of the blows of history and attacks by rival philosophical parties, both progressivist and reactionary. The radical wings of both parties perceive modernity as a depressing, nauseating period which must be broken with by moving toward the past or toward the future. One of the most original and profound diagnoses of this attitude was offered by Hans Jonas, who discerned in radical doctrines of a hundred years ago a similarity with the gnosticism of antiquity. Jonas’s diagnosis has not lost its relevance. That is why the central question addressed in this study is as follows: what prescription does the Kantian programme offer for modernity’s “gnostic dizziness?” I maintain that Kant’s critical turn is still an effective strategy by means of which to compensate for the sudden stresses and “gnostic impulses” provoked by the modern worldview revolution, bringing back an “orientation in thinking” which reorients the world process and individual activity. The imperative to always see and respect humanity in a particular individual warns against the “category mistake” committed by modern radicals who ascribe agency (subjectivity) to non-­human abstractions which cannot possess this property. In theory, Kant grounds the view that humanity should resign itself to the fact of its perspective being limited and local. Kantian practical philosophy provides the traveler with a map of regulative ideas and a “moral compass”, along with an explanation of disruptive factors, offering a working explanation of the situation and its possible outcomes. Kant’s “Copernican revolution” brings human beings back into focus and imagination to order, allowing for the hope that new challenges will be successfully met.

Список литературы

Герье В. И. Отношения Лейбница к России и Петру Великому по неизданным бумагам Лейбница в Ганноверской библиотеке. СПб. : Печ. В. И. Головина, 1871.

Гиппиус З. Н. Живые лица: Воспоминания. Стихо­творения // Собр. соч. : в 15 т. М. : Русская книга, 2002. Т. 6.

Жаворонков А. Г. Разум как привилегия европейцев? Кант и проблема расизма // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. С. 89—96.

Йонас Х. Гностицизм (Гностическая религия) / пер. К. А. Щукина. СПб. : Лань, 1998.

Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М. : Наука, 1980. С. 78—278.

Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Собр. соч. : в 8 т. М. : Чоро, 1994а. Т. 7. С. 137—376.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994б. Т. 1. С. 79—123.

Кант И. О недавно возникшем барском тоне в философии // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Ками, 1994в. Т. 1. С. 479—527.

Кант И. Провозглашение близкого заключения соглашения о вечном мире в философии // Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М. : Ками, 1994г. Т. 1. С. 528—557.

Кант И. Рецензии на книгу И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (Части 1, 2) // Собр. соч. : в 8 т. Т. 8. М. : Чоро, 1994д. С. 38—62.

Кант И. К вечному миру // Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М. : Ками, 1994е. Т. 1. С. 353—477.

Кант И. Спор факультетов // Собр. соч. : в 8 т. Т. 7. М. : Чоро, 1994ж. С. 57—136.

Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, 1997. Т. 3. С. 39—275.

Кант И. Критика способности суждения // Соч. на нем. и рус. яз. Т. 4. М. : Ками, 2001. С. 64—957.

Кант И. Критика чистого разума (В) // Соч. на нем. и рус. яз. Т. 2. Ч. 1. М. : Наука, 2006.

Козырев А. П. Соловьёв и гностики. М. : Издатель Савин С. А., 2007.

Коперник Н. О вращениях небесных сфер / пер. И.Н. Веселовского. М. : Наука, 1964.

Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию / пер. И. Полонской. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2014.

Лейбниц Г. В., Герье В. И. Сборник писем и мемориалов Лейбница, относящихся к России и Петру Великому. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1873.

Лукач Г. История и классовое сознание: исследования по марксистской диалектике / пер. С. Н. Земляного. М. : Logosaltera, 2003.

Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем / пер. Н. С. Плотникова // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94—113.

Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г. В. Избранные философские произведения : в 5 т. М. : Госполитиздат, 1956. Т. 2. С. 300—334.

Уайтхед А. Н. Наука и современный мир / пер. А. Ф. Грязнова и др. под ред. М. А. Кисселя // Избранные работы по философии. М. : Прогресс, 1990. С. 100—271.

Чалый В. А. Иммануил Кант — расист и колониалист? // Кантовский сборник. 2020. Т 39, № 2. С. 94—98. doi: 10.5922/0207-6918-2020-2-5.

Чалый В. А. К кантианскому моральному фаллибилизму: недоопределенность в рассуждениях по первой формуле категорического императива // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2022. № 1. С. 105—114.

Bennett M. R., Hacker P. M. S. Philosophical Foundations of Neuroscience. Oxford : John Wiley & Sons, 2021.

Bernasconi R. Kant as an Unfamiliar Source of Racism // Philosophers on Race: Critical Essays / ed. by J. K. Ward, T. L. Lott. Oxford et al. : Blackwell, 2002. P. 145—166. doi: 10.1002/9780470753514.ch8.

Bismarck’s Iron Ring // The New York Times. 1885. November 25, sec. Archives. URL: https://www.nytimes.com/1885/11/25/archives/bismarcks-iron-ring.html (дата обращения: 11.12.2023).

Bismarck’s Ring // Colonist. 1886. January 12. URL: https://paperspast.natlib.govt.nz/newspapers/TC188 60112.2.14 (дата обращения: 11.12.2023).

Blumenberg H. Paradigms for a Metaphorology. Ithaca, NY : Cornell University Press, 2011.

Callon M. Actor Network Theory // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences / ed. by N. J. Smelser, P. B. Baltes. Oxford : Pergamon, 2001. Р. 62—66. doi: 10.1016/B0-08-043076-7/03168-5.

Chaly V. Kant’s Menschheit and Its Interpretations // Con-Textos Kantianos. International Journal of Philosophy. 2021. № 14. P. 327—343.

Chaly V. Kant and ‘Tabula Russia’ // Con-Textos Kantianos. International Journal of Philosophy. 2023. № 18. P. 153—162.

Chepurin K., Dubilet A. Russia’s Atopic Nothingness: Ungrounding the World-Historical Whole with Pyotr Chaadaev // Angelaki. 2019. Vol. 24, № 6. P. 135—151. doi: 10.1080/0969725x.2019.1684705.

Culianu I. P. The Tree of Gnosis: Gnostic Mythology from Early Christianity to Modern Nihilism. San Francisco : Harper San Francisco, 1992.

Eze E. The Color of Reason: The Idea of ‘Race’ in Kant’s Anthropology // Postcolonial African Philosophy: A Critical Reader. Oxford : Blackwell, 1997. P. 103—140.

Fisette J. R. At the Bar of Conscience: A Kantian Argument for Slavery Reparations // Philosophy & Social Criticism. 2022. Vol. 48, № 5. P. 674—702. doi: 10.1177/01914537211001916.

Fogelin R. J., Duggan T. J. Fallacies // Argumentation. 1987. Vol. 1, № 3. Р. 255—262. doi: 10.1007/bf00136777.

Herskowitz D. M. Reading Heidegger against the Grain: Hans Jonas on Existentialism, Gnosticism, and Modern Science // Modern Intellectual History. 2022. Vol. 19, № 2. Р. 527—550. doi: 10.1017/S147924432100010X.

Hotam Y. Gnosis and Modernity — a Postwar German Intellectual Debate on Secularisation, Religion and ‘Overcoming’ the Past // Totalitarian Movements and Political Religions. 2007. Vol. 8, № 3/4. P. 591—608.

James W. The Meaning of Truth // James W. Writings 1902—1910 / ed. by F. Bowers, I.K. Skrupskelis. N.Y. : Library of America, 1988. Р. 824—978.

Jonas H. Gnosis und spätantiker Geist. Göttingen : Vandenhoeck & Ruprecht, 1934.

Jonas H. Gnosticism and Modern Nihilism // Social Research. 1952. Vol. 19, № 4. Р. 430—452.

Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God & the Beginnings of Christianity. 3rd ed. Boston, MA : Beacon Press, 2001.

Kleingeld P. Kant’s Second Thoughts on Race // The Philosophical Quarterly. 2007. № 57 (229). Р. 573—592.

Lu-Adler H. Kant, Race, and Racism: Views from Somewhere. N. Y. : Oxford University Press, 2023.

Magidor O. Category Mistakes // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2022 Edition) / ed. by E. N. Zalta, U. Nodelman. Stanford, 2022. URL: https://plato.stanford.edu/archives/fall2022/entries/category-mistakes/ (дата обращения: 11.12.2023).

O’Regan C. Gnostic Return in Modernity. Albany, NY : SUNY Press, 2001.

O’Regan C. Gnostic Apocalypse: Jacob Boehme’s Haunted Narrative. Albany, NY : SUNY Press, 2002.

Podhajecka M. Revising the History of ‘Nitchevo’ with Text Archives // Studia Anglica Posnaniensia. 2022. Vol. 57, №1. P. 279—313. doi: 10.14746/stap.2022.57.12.

Putnam H. Reason, Truth and History. Cambridge : Cambridge University Press, 1981. doi: 10.1017/CBO9780511625398.

Rjabowa Ja. Otto von Bismarcks russische Spuren // Russia Beyond DE. 2015. 3 April. URL: https://de.rbth.com/kultur/2015/04/03/otto_von_bismarcks_russische_spuren_33309 (дата обращения: 11.12.2023).

Styfhals W. No Spiritual Investment in the World: Gnosticism and Postwar German Philosophy. Ithaca, NY : Cornell University Press, 2019.