Кантовский сборник

Текущий выпуск

Назад к списку Скачать статью Download the article

О путях и беспутьях европейской рациональности: проблема очевидности.

Wege und Irrwege der Europäischen Rationalität. Das Problem der Evidenz
DOI
10.5922/0207-6918-2022-3-4
Страницы / Pages
102-123

Аннотация

Проблема рациональности сегодня — это проблема внутренней неразумности разума, провоцирующая поставить вопрос о границе между разумностью и неразумием. Активность свободного разума обнаружила настолько неразумные последствия, что вполне уместным оказывается вопрос: а не содержит ли разум в себе свое собственное отрицание, не неразумен ли он в своих основаниях, не несет ли он в себе вирус безумия? Еще гуманистическая революция Возрождения постепенно привела к замене силы всемогущей веры на веру во всемогущество силы. Именно эта общая ориентация на силу и культ силы, эта новая вера в силу обнажала себя все острее и резче в ходе европейской истории и в конце концов привела к предельным формам выражения в мировых войнах и катастрофах ХХ—XXI вв. Большинство философов ХХ в. полагали, что сегодня уже невозможно мыслить так, как в прежние времена, невозможно представить реальность как структуру, имеющую единственное основание. Современный плюралистический мир не может быть истолкован единственно возможным рационалистическим способом, который объединил бы мир на одном основании во имя окончательной истины. Кажется, философский мир ХХ в. «дрожит», так как резко флуктуируют те основания, которые еще недавно были символами незыблемости и абсолютности. На одном из таких оснований, а именно на очевидности, традиция которой ведет нас к Декарту и обратно к трем основным версиям трансцендентализма — Канта, Гуссерля и Хайдеггера, автор останавливается подробнее и в конечном итоге приходит к выводу, что видимость преодоления метафизического подхода в ХХ в. сменяется трансцендентальной и диалектической «игрой» вокруг метафизических понятий.

Abstract

The problem of rationality today means the problem of the inner unreasonableness of reasonableness in the sense of its inner limit. Even the humanistic revolution of the Renaissance gradually led to the replacement of the power of omnipotent faith by faith in the omnipotence of power. It is this general orientation towards power and the cult of power, this new belief in power, that revealed itself more and more sharply in the course of European history and eventually led to extreme forms of expression in the world wars and catastrophes of the twentieth and twenty-first centuries. The activity of free reasonableness has resulted in a host of unreasonable consequences: we have reason to suggest that reasonableness perhaps contains its own negation. Most philosophers of the twentieth century supposed that today it is impossible to think as in former times; it is already impossible to imagine reality as the structure which alone has a basis. The modern pluralistic world cannot be interpreted in a single rationalistic way as the only possible way, which would lead to the world’s being be united on a single principle for the sake of final truth. The philosophical world of the twentieth century “shivers” because of the fluctuation its own foundation, which was recently the symbol of its firmness and absoluteness. The article offers an analysis of a foundation of this kind, viz. evidence. The tradition of this concept leads us to Descartes and back to the three main versions of transcendentalism: Kant’s, Husserl’s and Heidegger’s. The author finally comes to the conclusion that the appearance of overcoming the metaphysical approach in the twentieth century is replaced by a transcendental and dialectical “game” around metaphysical concepts.

Список литературы

Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М. : Наука, 1988.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избр. произведения / пер. с нем. А. Ф. Филиппова, П. П. Гайденко. М. : Прогресс, 1990. С. 707—735.

Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск : Сагуна, 1994. C. 127—174.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб. : Наука, 1998.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Кн. 1 : Общее введение в чистую феноменологию / пер. с нем. А. В. Михайлова. М. : Академический проект, 2009.

Декарт Р. Размышления о первой философии… // Соч. : в 2 т. М. : Мысль, 1994. Т. 2. С. 3—72.

Катречко С. Л. Кантовская «идея [проект] трансцендентальной философии» // Трансцендентальный журнал : [Электрон. издание]. 2020. Т. 1, № 1. doi: 10.18254/S271326680008967-4. URL: https://transcendental.ru/S123456780008967-4-1 (дата обращения: 13.11.2021).

Круглов А. Н. Был ли у Канта трансцендентальный субъект? // Историко-философский ежегодник’2004. М. : Наука, 2005. C. 279—295.

Молчанов В. И. Одиночество сознания и коммуникативность знака // Логос. 1997. № 9. С. 5—24.

Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск : Логвинов, 2004.

Нанси Ж.-Л. Рождение в присутствие // Комментарии. 1996. № 9. URL: http://www.commentmag.ru/magazine/ (дата обращения: 11.12.2021).

Окороков В. Б. Метафизика эпохи трансцен­ден­таль­ного мышления: специфика, сущность и тенденция развития. Днепропетровск : ДНУ, 2000.

Рациональность как предмет философского исследования / отв. ред. Б. И. Пружинин, В. С. Швырев. М. : ИФРАН, 1995.

Хабермас Ю. Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор» // Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб. : Наука, 2001. С. 7—33.

Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. М. : Ad Magrinem, 1997.

Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге / пер. с нем. А. С. Солодовниковой. М. : Высшая школа, 1991. С. 134—145.

Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М. : Медиум, 1997.

Habermas J. Nachmetaphysisches Denken II. Aufsätze und Repliken. Berlin : Suhrkamp, 2012.