Кант versus Владимир Соловьёв: гносеология с рефлексией и без таковой
- DOI
- 10.5922/0207-6918-2011-2-5
- Страницы / Pages
- 22-37
Аннотация
Сравниваются гносеологии Иммануила Канта и Владимира Соловьёва. Основанием для сопоставления систем двух философов является их отношение к рефлексии — фундаментальнейшему когнитивному механизму. Если для Канта обретение достоверного знания невозможно без использования рефлексии (в том числе трансцендентальной), то Соловьёв строит свою теорию познания на совершенно иных основаниях, из-за чего вынужден полагаться в деле открытия истины на Бога и интеллектуальную интуицию. Только выяснив плюсы и минусы обеих гносеологий, можно определить, концепция какого из мыслителей в большей степени подходит для описания процесса постижения мира человеком, то есть существом, обладающим довольно скромным когнитивным инструментарием.
Список литературы
1. Введенский А. И. О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьёва // Владимир Соловьев: pro et contra. Антология. СПб., 2002. С. 182—208.
2. Калинников Л. А. Кант в русской философской культуре. Калининград, 2005.
3. Калинников Л. А. «Критическая» рефлексия как гносеологическое средство // Кантовский сборник. Вып. 9. Калининград, 1984. С. 13—19.
4. Кант И. Из рукописного наследия (матер. к Критике чистого разума, Opus postumum). М., 2000.
5. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 5. С. 6—386.
6. Кант И. Критика чистого разума. М., 2006.
7. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 6—153.
8. Кант: pro et contra. Антология. СПб., 2005.
9. Нарский И. С. Диалектика в проблематике трансцендентальной аналитики Канта // Кантовский сборник. Вып. 9. Калининград, 1984. С. 3—13.
10. Орлова Ю. О. Понятия апперцепции и рефлексии у Канта и понятие рефлексии у Гуссерля // Между метафизикой и опытом. СПб., 2001. С. 226—251.
11. Соловьёв В. С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловьёв В. С. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. М., 1990. Т. 2. С. 3—138.
12. Соловьёв В. С. Критика отвлеченных начал // Там же. Т. 1. С. 581—756.
13. Соловьёв В. С. Теоретическая философия // Там же. С. 757—831.
14. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания // Там же. Т. 2. М., С. 139—288.
15. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров...»: Краткая повесть об Антихристе. СПб., 1994.
16. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьёва. Т. 1. М., 1913.
17. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьёва. Т. 2. М., 1913.
18. Эрн В. Ф. Гносеология В. С. Соловьёва // Сборник статей о В. Соловьёве. Брюссель, 1994. С. 167—264.
19. Westphal K. Kant's Transcendental Proof of Realism. Cambridge: Cambridge University Press, 2004.