Кант versus Владимир Соловьёв: гносеология с рефлексией и без таковой :: Единая Редакция научных журналов БФУ им. И. Канта

×

Ваш логин
Зарегистрироваться
Пароль
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
   
Моя вера – это вера в то, что счастье человечеству даст прогресс науки
Иван Петрович Павлов

DOI-генератор Поиск по DOI на Crossref.org

Кант versus Владимир Соловьёв: гносеология с рефлексией и без таковой

Автор Балановский В. В.
DOI 10.5922/0207-6918-2011-2-5
Страницы/Pages 22-37
Статья Загрузить
Ключевые слова Кант, Соловьёв, рефлек­сия, трансцендентальная рефлексия, самосозна­ние, интуиция, цельное знание, истина, мышление, познание
Аннотация Сравниваются гносеологии Иммануила Канта и Владимира Соловьёва. Основанием для сопоставления систем двух философов являет­ся их отношение к рефлексии — фундаменталь­нейшему когнитивному механизму. Если для Канта обретение достоверного знания невозмож­но без использования рефлексии (в том числе трансцендентальной), то Соловьёв стро­ит свою теорию познания на совершенно иных основаниях, из-за чего вынужден полагаться в деле открытия истины на Бога и интеллекту­альную интуицию. Только выяснив плюсы и ми­нусы обеих гносеоло­гий, можно определить, кон­цепция какого из мыс­лителей в большей степени подходит для описа­ния процесса постижения мира человеком, то есть существом, обладаю­щим довольно скромным когнитивным инстру­ментарием.

Список литературы

1. Введенский А. И. О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловь­ёва // Владимир Соловьев: pro et contra. Антология. СПб., 2002. С. 182—208.

2. Калинников Л. А. Кант в русской философской культуре. Калининград, 2005.

3. Калинников Л. А. «Критическая» рефлексия как гносеологическое средство // Кантовский сборник. Вып. 9. Калининград, 1984. С. 13—19.

4. Кант И. Из рукописного наследия (матер. к Критике чистого разума, Opus postumum). М., 2000.

5. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 5. С. 6—386.

6. Кант И. Критика чистого разума. М., 2006.

7. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может поя­виться как наука // Кант И. Сочинения: в 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 6—153.

8. Кант: pro et contra. Антология. СПб., 2005.

9. Нарский И. С. Диалектика в проблематике трансцендентальной аналитики Канта // Кантовский сборник. Вып. 9. Калининград, 1984. С. 3—13.

10. Орлова Ю. О. Понятия апперцепции и рефлексии у Канта и понятие рефлек­сии у Гуссерля // Между метафизикой и опытом. СПб., 2001. С. 226—251.

11. Соловьёв В. С. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловь­ёв В. С. Сочинения: в 2 т. 2-е изд. М., 1990. Т. 2. С. 3—138.

12. Соловьёв В. С. Критика отвлеченных начал // Там же. Т. 1. С. 581—756.

13. Соловьёв В. С. Теоретическая философия // Там же.  С. 757—831.

14. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания // Там же.  Т. 2. М., С. 139—288.

15. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров...»: Краткая повесть об Антихристе. СПб., 1994.

16. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьёва. Т. 1. М., 1913.

17. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьёва. Т. 2. М., 1913.

18. Эрн В. Ф. Гносеология В. С. Соловьёва // Сборник статей о В. Соловьёве. Брюссель, 1994. С. 167—264.

19. Westphal K. Kant's Transcendental Proof of Realism. Cambridge: Cambridge Uni­versity Press, 2004.


Назад в раздел