Кантовский сборник

2021 Том 40. №4

Назад к списку Скачать статью Download an article

Трансформации кантовского учения о постулатах в «кембриджском прагматизме» (Ч. С. Пирс, У. Джеймс, Дж. Ройс)

Transformationen der Kantischen Postulatenlehre im „Cambridge Pragmatism“ (Charles S. Peirce, William James, Josiah Royce)
DOI
10.5922/0207-6918-2021-4-3
Страницы / Pages
43-75

Аннотация

«Кембриджские прагматики» Чарльз С. Пирс, Уильям Джеймс и Джосайя Ройс значительно обязаны Канту по крайней мере в двух отношениях: во-первых, как показали Кемпски, Апель и Мёрфи, в вопросах эпистемологии, которые разрабатывались в прагматизме; во-вторых, на что долгое время не обращали внимания, в различных прагматических подходах к религии. Эти подходы правильно понимать как новую интерпретацию постулатов Канта о свободе, бессмертии души и бытии Бога. С тех пор как Хилари Патнэм указал в своей книге «Обновление философии» (1992), что статья Джеймса «Воля к вере», несмотря на вызванное ею множество негативных отзывов, «по своей логике, по сути, точна и безупречна», многие современные философы (например, Чарльз Тейлор и Ханс Йоас) считают мысли Джеймса весьма вдохновляющими. Подход Джеймса основан на современном опыте секуляризма и интерпретирует «постулат» Канта как «опциональную возможность» верить. Дискуссия в прагматически ориентированной философии религии по поводу уместности кантовского анализа горизонта религиозной надежды в человеческой практике могла бы получить развитие и углубление на пути детального обсуждения размышлений Пирса и Ройса — размышлений, которые косвенным образом затрагивают, отчасти критически, индивидуально ориентированную интерпретацию религиозной веры, предложенную Джеймсом.

Abstract

The “Cambridge pragmatists”, Charles S. Peirce, William James and Josiah Royce, are at least in two respects significantly indebted to Kant: first, as von Kempski, Apel and Murphey have shown, with regard to the epistemological issues investigated in pragmatism; secondly, with regard to the various pragmatic approaches to religion, something which has been long overlooked. These approaches are best understood as innovative re-readings of Kant’s postulates of freedom, immortality, and God. Since Hilary Putnam pointed out — in his 1992 book Renewing Philosophy — that James’s essay, “The Will to Believe”, in spite of having received a great deal of hostile criticism, is in “its logic, in fact, precise and impeccable”, James’s thoughts are considered by many contemporary philosophers (by Charles Taylor, e.g., and by Hans Joas) as particularly inspiring. James’s approach is based on the modern experience of secularism and interprets Kant’s “postulate” as the “option” to believe. A deepening of the debate on the relevance of Kant’s analysis of the horizon of religious hope with regard to human praxis for a pragmatism-inspired philosophy of religion can be expected from a detailed discussion of the thoughts of Peirce and Royce, of thoughts, which, in complex ways, relate to, as well as criticise, James’s individuum-focused interpretation of religious faith.

Список литературы

Апель К.-О. От Канта к Пирсу: семиотическая трансформация трансцендентальной логики / пер. с нем. Б. Скуратова // Апель К.-О. Трансформация философии. М. : Логос, 2001. С. 171—192.

Джеймс У. Воля к вере // Джеймс У. Воля к вере. М. : Республика, 1997. С. 9—27.

Джеймс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления : популярные лекции по философии / пер. с англ. П. Юшкевича. СПб. : Шиповник, ١٩١٠.

Джемс У. Многообразие религиозного опыта / пер. с англ. В. Г. Малахиевой-Мирович и М. В. Шика. М. : КомКнига, ٢٠١٢.

Кант И. Конец всего сущего // Соч. : в ٨ т. М. : Чоро, ١٩٩٤. Т. ٨. С. ٢٠٥—٢١٩.

Кант И. Критика практического разума // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, ١٩٩٧а. Т. ٣. С. ٢٧٧—٧٣٣.

Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Московский философский фонд, ١٩٩٧б. Т. ٣. С. ٣٩—٢٧٥.

Кант И. Критика способности суждения // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, ٢٠٠١. Т. ٤. С. ٦٧—٨٣٣.

Кант И. Критика чистого разума (B) // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, ٢٠٠٦а. Т. ٢, ч. ١.

Кант И. Критика чистого разума (А) // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, ٢٠٠٦б. Т. ٢, ч. ٢.

Кант И. Метафизика нравов. Ч. ٢ // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Канон+ ; РООИ «Реабилитация», ٢٠١٨. Т. ٥, ч. ٢.

Пирс Ч. С. Вопросы относительно некоторых способностей, приписываемых человеку // Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М. : Логос, ٢٠٠٠а. С. ١٩—٤7.

Пирс Ч. С. Как сделать наши идеи ясными // Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М. : Логос, 2000б. С. ٢٦٦—295.

Apel K. O. Der Denkweg von Charles S. Peirce. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 1975.

Carlson Th. James and the Kantian Tradition // The Cambridge Companion to William James / ed. by R. A. Putnam. Cambridge : Cambridge University Press, 1997. Р. ٣٦٣—٣٨٤.

Ertl W. Gott // Kant-Lexikon / hrsg. von M. Willaschek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2015. Bd. 1. S. 887—895.

Gardner S. Postulate der reinen praktischen Vernunft // Kant-Lexikon / hrsg. von M. Willaschek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Berlin ; Bos­ton : De Gruyter, 2015. Bd. 2. S. 1814.

Hruschka J. Gericht, göttliches // Kant-Lexikon / hrsg. von M. Willaschek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2015. Bd. 1. S. 773.

James H. (ed.) The Letters of William James. Boston : The Atlantic Monthly Post, 1920.

James W. Die Unsterblichkeit des Menschen // Der Sinn des Lebens. Ausgewählte Texte / hrsg. von F. Krämer, H. Pape. Darmstadt : Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2010. S. 151—169.

Joas H. Die Sakralität der Person. Eine neue Genealogie der Menschenrechte. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 2011.

Joas H. Religion als Option. Zukunftsmöglichkeiten des Christentums. Freiburg i. Br. : Herder, 2012.

Joas H. Die Macht des Heiligen. Eine Alternative zur Geschichte der Entzauberung. Berlin : Suhrkamp, 2019.

Kempski J. Charles S. Peirce und der Pragmatismus. Stuttgart : W. Kohlhammer, 1952.

Langthaler R. Geschichte, Ethik und Religion im Anschluss an Kant. Philosophische Perspektiven “zwischen skeptischer Hoffnungslosigkeit und dogmatischem Trotz” : in 2 Bdn. Berlin : Akademie Verlag, 2014. Bd. 2.

Marty M. E. Introduction // James W. The Varieties of Religious Experience. Middlesex : Viking Penguin, 1982. P. I—XLII.

Murphey M. The Development of Peirce’s Philosophy. Cambridge MA : Harvard University Press, 1961.

Murphey M. Kant’s Children: The Cambridge Pragmatists // Transactions of the Charles S. Peirce Society. 1968. Vol. 4, № 1. P. 3—33.

Nagl L. Charles Sanders Peirce. Frankfurt а/М ; N. Y. : Campus, 1992.

Nagl L. “The Jamesian Open Space”. Charles Taylor und der Pragmatismus // Unerfüllte Moderne? Neue Perspektiven auf das Werk von Charles Taylor / hrsg. von M. Kühnlein, M. Lutz-Bachmann. Berlin : Suhrkamp, 2011. S. 117—160.

Nagl L. “Loyalty”: Royce’s Post-Kantian, Pragmaticist Conception of Ethics // Josiah Royce for the Twenty-First Century. Historical, Ethical, and Religious Interpretations / hrsg. von K. A. Parker, K. S. Skowroński. Lanham ; Boulder ; N. Y. : Lexington Books ; The Rowman & Littlefield Publishing Group, Inc., 2012. Р. 101—117.

Nagl L. Peirce on Hegel, Pragmaticism, and the “Triadic Class of Philosophical Doctrines” // Charles Sanders Peirce in His Own Words. 100 years of Semiotics, Communication and Cognition / ed. by T. Thellefsen, B. Sorensen. Boston ; Berlin : De Gruyter ; Mouton, 2014. Р. 429—435.

Nagl L. Avoiding the Dichotomy of ‘Either the Individual or the Collectivity’: Josiah Royce on Community, and on James’s Concept of Religion // The Varieties of Transcendence. Pragmatism and the Theory of Religion / ed. by H. Deuser, H. Joas, M. Jung, M. Schlette. N. Y. : Fordham University Press, 2016. Р. 236—252.

Nagl L. Josiah Royce’s Kant- and Hegel-Inspired Interpretation of Religion and His Interest in Asian Thought // Toward a Global Discourse on Religion in a Secular Age. Essays on Philosophical Pragmatism. Vienna : LIT, 2021. Р. 165—199.

Nagl-Docekal H. Innere Freiheit. Grenzen der nachmetaphysischen Moralkonzeption. Berlin ; Boston: De Gruyter, 2014.

Oppenheim F. Royce’s Mature Ethics. Notre Dame : University of Notre Dame Press, 1993.

Oppenheim F. Reverence for the Relations of Life. Re-imagining Pragmatism via Josiah Royce’s Interactions with Peirce, James, and Dewey. Notre Dame : University of Notre Dame Press, 2005.

Peirce Ch. Unsterblichkeit im Licht des Synechismus // Religionsphilosophische Schriften / hrsg. von H. Deuser. Hamburg : Felix Meiner, 1995a. S. 205—208.

Peirce Ch. Ein vernachlässigtes Argument für die Realität Gottes // Religionsphilosophische Schriften / hrsg. von H. Deuser. Hamburg : Felix Meiner, 1995б. S. 329—377.

Peirce Ch. The Basis of Pragmaticism in the Normative Sciences // The Essential Peirce. Selected Philosophical Writings. Bloomington ; Indianapolis : Indiana University Press, 1998a. Vol. 2 (1893—1913) / ed. by the Peirce Edition Project. Р. 371—397.

Peirce Ch. The Neglected Argument for the Reality of God // The Essential Peirce. Selected Philosophical Writings. Bloomington ; Indianapolis : Indiana University Press, 1998б. Vol. 2 (1893—1913) / ed. by Peirce Edition Project. Р. 434—450.

Perry R. B. The Thought and Character of William James : in 2 vols. Boston : Little, Brown and Co., 1935. Vol. 1 : Inheritance and vocation.

Putnam H. Für eine Erneuerung der Philosophie / übers. von J. Schulte. Stuttgart : Reclam, 1992.

Putnam R. A. (ed.) The Cambridge Companion to William James. Cambridge : Cambridge University Press, 1997.

Putnam R. A. William James on Religion // Putnam H., Putnam R. A. Pragmatism as a Way of Life. The Lasting Legacy of William James and John Dewey / ed. by D. Macarthur. Cambridge МА ; L. : The Belknap Press of Harvard University Press, 2017. S. 248—260.

Rosefeldt T. Unsterblichkeit // Kant-Lexikon / hrsg. von M. Willaschek, J. Stolzenberg, G. Mohr, S. Bacin. Berlin ; Boston : De Gruyter, 2015. Bd. 3. S. 2408—2410.

Royce J. Immortality // Royce J. William James and other Essays on the Philosophy of Life. N. Y. : Freeport, 1912. Р. 257—298.

Royce J. Sources of Religious Insight. N. Y. : Charles Scribner’s Sons, 1940.

Royce J. Lectures on Modern Idealism. New Haven ; L. : Yale University Press, 1967.

Royce J. The Conception of Immortality. N. Y. : Greenwood Press, 1971.

Royce J. The Problem of Christianity. Washington : The Catholic University of America Press, 2001.

Taylor Ch. Die Formen des Religiösen in der Gegenwart. Frankfurt a/M : Suhrkamp, 2001.