Кантовский сборник

2020 Том 39 №4

Назад к списку Скачать статью Download an article

Становление онтогносеологии русских интуитивистов как критика неокантианства

The Emergence of Onto-Gnoseology among Russian Intuitivists as Criticism of Neo-Kantianism
DOI
10.5922/0207-6918-2020-4-4
Страницы / Pages
95-123

Аннотация

В начале XX в. в русскоязычном философском пространстве появляются философские проекты, сближающие онтологию и гносеологию. Подобное сближение наблюдается, в частности, в философских учениях русских интуитивистов Н. О. Лосского и С. Л. Франка. Я показываю, что становление этих доктрин и оформление их онтогносеологического категориального аппарата было связано главным образом с критикой неокантианской теории познания и возможности трансцендентного знания как такового. Основные источники исследования — «Обоснование интуитивизма» и «Мир как органическое целое» Н. О. Лосского, а также «Предмет знания» и «Непостижимое» С. Л. Франка. Проведенное исследование позволяет трактовать категориальный аппарат Лосского как репрезентацию системы уровней мироздания, каждый из которых характеризуется двумя аспектами: онтологическим, то есть является частью мирового единства, и гносеологическим, то есть имеет самостоятельное познавательное значение. Категории в учении Франка рассматриваются в качестве органичной части онтологического обоснования интуитивизма. Единой тенденцией в построении категориальных схем у Лосского и Франка является их стремление к объединению гносеологических и онтологических описаний категорий. Ключевым отличием оказывается способ обоснования онтогносеологической системы в целом. Внутренние противоречия концепции Лосского выявляются с учетом критических замечаний С. А. Аскольдова (Алексеева) и трактуются как следствия абсолютизации интуиции в познании, отказа от идеи гносеологической трансценденции, неполноты теории имманентности, диссонанса между самими онтогносеологическими категориями. Обращение к критическим комментариям Аскольдова проясняет содержательные особенности теории Лосского и сущность трансформаций, произведенных в абсолютном идеал-реализме Франка.

Abstract

At the beginning of the twentieth century in the Russian-speaking philosophical space philosophical projects emerged which brought ontology and gnoseology closer together. One can observe this process, for example, in the philosophical doctrines of the Russian intuitivists Nikolay Lossky and Semyon Frank. I demonstrate that the emergence of these doctrines and the development of their onto-gnoseological categorial apparatus were mainly connected with the criticism of the Neo-Kantian theory of cognition and the possibility of transcendent knowledge as such. The main sources of my study are The Intuitive Basis of Knowledge and The World as an Organic Whole by N. O. Lossky and The Object of Knowledge and The Unknowable by S. L. Frank. My investigation makes it possible to treat Lossky’s categorial framework as the representation of a system of levels of the universe each of which is characterised by two aspects: the ontological, i.e. it is part of the unity of the world, and the gnoseological, i.e. it has an independent cognitive significance. Frank considers categories to be an organic part of the ontological proof of intuitivism. A common trend in the construction of categorial schemes by Lossky and Frank is their striving to combine gnoseological and ontological descriptions of categories. The key difference is the way an onto-gnoseological system as a whole is justified. In revealing the contradictions in Lossky’s conception, I proceed from the critical remarks of S. A. Askoldov (Alexeyev), pointing out that these contradictions stem from an absolutisation of intuition in cognition, the renunciation of the idea of gnoseological transcendence, incompleteness of the theory of immanence and discordance between onto-gnoseological categories. Askoldov’s critical comments clarify the substantive features of Lossky’s theory and the essence of the transformations carried out in Frank’s absolute ideal-realism.

Список литературы

Алексеев (Аскольдов) С. А. Мысль и действительность. М. : Путь, 1914.

Бердникова А. Ю. «Назад к Канту» или «Назад к Лейбницу»? Критический взгляд из истории русского метафизического персонализма // Кантовский сборник. 2017. Т. 36, № 2. С. 33—45.

Бешкарева И. Ю. Интуитивизм в русской философии: Лосский и Франк // Николай Онуфриевич Лосский / под ред. В. П. Филатова. М. : Политическая энциклопедия, 2016. С. 147—155.

Дмитриева Н. А. Русское неокантианство: «Марбург» в России. Историко-философские очерки. М. : РОССПЭН, 2007.

Дмитриева Н. А. Концепция истории Н.В. Болдырева: неокантианские перспективы // История философии. 2016. Т. 21, № 2. С. 45—58.

Кант И. Критика чистого разума (В) // Соч. на нем. и рус. яз. М. : Наука, 2006. Т. 2, ч. 1.

Колеров М. А. Рецензии С. А. Аскольдова о Канте и других в общедоступной печати начала ХХ века // Кантовский сборник. 2020. Т. 39, № 2. С. 80—93.

Корнилаев Л. Ю. «Поворот к онтологии» в русском неокантианстве в конце 1910-х — начале 1920-х гг. (Л. П. Салагов и Н.В. Болдырев) // Кантовский сборник. 2019а. Т. 38, № 4. С. 81-100.

Корнилаев Л. Ю. Особенности критики философии Э. Ласка в России // Вопросы философии. 2019б. № 12. C. 132-144.

Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. P. : YMCA Press, 1931.

Лосский Н. О. О творении мира Богом // Путь. 1954. № 54. C. 3—22.

Лосский Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. Мюнхен : Wilhelm Fink, 1968.

Лосский Н.О. Очерк собственной философии // Вестник Русского студенческого христианского движения. 1971. № 100. С. 98—115.

Лосский Н. О. История русской философии. М. : Cоветский писатель, 1991а.

Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Избр. М. : Правда, 1991б. С. 338—480.

Лосский Н. О. Обоснование интуитивизма // Избр. М. : Правда, 1991в. С. 13—334.

Лосский Н. О. Идеал-реализм (Из книги «Общедоступное введение в философию») // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : Республика, 1995. С. 290—348.

Оболевич Т. От неокантианства к онтологизму // Мысль. 2014. № 16. С. 62—69.

Прохоров М. М. От онтологии и гносеологии к онтогносеологии // Мировоззренческая парадигма в философии: Основоположения онтогносеологии / под ред. М. М. Прохорова. Н. Новгород : ННГАСУ, 2018. С. 16—34.

Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб. : Наука, 1997.

Савинцев В. И., Попова В. С. Трансформация концепта «соборность / всеединство» в интуитивизме Н. О. Лосского (гносеологический аспект) // Философская мысль. 2019. № 10. С. 41—48.

Семенюк А. П. Онтогносеология С. Л. Франка // Уч. зап. Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154, № 1. С. 153—165.

Франк С. Л. Предмет знания: об основах и пределах отвлеченного знания. СПб. : Наука, 1995.

Франк С. Л. Непостижимое // Соч. М. : Правда, 1990. С. 183—560.

Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. Berlin : Cassi­rer, 1922.

Obolevitch T. W stronę ontologizmu. Ewolucja twórcza Siemiona Franka // Estetyka i Krytyka. 2012. № 4 (26). S. 259—274.

Reference

Alekseyev (Askoldov), S. A., 1914. Mysl i deistvitelnost’ [The Thought and the Reality]. Moscow: Put’. (In Rus.)

Berdnikova, A. Yu., 2017. ‘Back To Kant’ or ‘Back To Leibnitz’? A Critical View from the History of Russian Metaphysical Personalism. Kantian Journal, 36(2), pp. 33-45. (In Rus.)

Beshkareva, I. Yu., 2016. Intuitionism in Russian philosophy: Lossky and Frank. In: V. P. Filatov, ed., 2016. Nikolai Onufrievich Lossky. Moscow: Politicheskaya enciklopediya, pp. 147-155. (In Rus.)

Cohen, H., 1922. Logik der reinen Erkenntnis. Berlin: Bruno Cassirer.

Dmitrieva, N. А., 2007. Russkoe neokantianstvo: “Marburg” v Rossii. Istoriko-filosofskie ocherki [Russian Neo-Kantianism: “Marburg” in Russia. Historical and Philo­sophical Essays]. Moscow: ROSSPEN. (In Rus.)

Dmitrieva, N. А., 2016. The Conception of History by Nikolai Boldyrev: Neo-Kantian Perspectives. History of Philosophy, 21(2), pp. 45-58. (In Rus.)

Frank, S. L., 1983. The Unknowable: An Ontological Introduction to the Philosophy of Religion. Translated by Boris Jakim. London & Athens & Ohio: Ohio University Press.

Frank, S. L., 1995. Obekt znaniya: ob osnovakh i predelakh otvlechennogo znaniya [The Object of Knowledge: Principles and Limitations of Conceptual Knowledge]. Saint Petersburg: Nauka. (In Rus.)

Kolerov, M. A., 2020. Sergey Askoldov’s Reviews concerning Kant and Others Published in the Russian Press in Early Twentieth Century. Kantian Journal, 39(2), pp. 80-93.

Kornilaev, L. Yu., 2019a. “The Turn towards Ontology” in Russian Neo-Kantianism in the Late 1910s and Early 1920s (Lev Salagov and Nikolai Boldyrev). Kantian Journal, 38(4), pp. 81-100.

Kornilaev, L. Yu., 2019b. The Specifics of Criticism on E. Lask’s Philosophy in Russia, Voprosy Filosofii, 12, pp. 132-144. (In Rus.)

Lossky, N. O., 1919. The Intuitive Basis of Knowledge. Translated by N. A. Duddington, with a preface by G. D. Hickes. London: Macmillan & Co.

Lossky, N. O., 1928. The World as an Organic Whole. Translated by N. Duddington. Oxford: Humphrey Milford.

Lossky, N. O., 1935. Value and Existence. Translated by S. Vinokooroff. London: George Allen & Unwin.

Lossky, N. O., 1952. History of Russian Philosophy. London: Allen & Unwin.

Lossky, N. O., 1954. About the Creation of the World by God. Put’, 54, pp. 3-22. (In Rus.)

Lossky, N. O., 1968. Vospominaniya [Memories]. Munich: Wilhelm Fink. (In Rus.)

Lossky, N. O., 1971. An Outline of My Own Philosophy. Le Messager périodique de l’Action Chrétienne des Etudiants Russes, 2(100), pp. 98-115. (In Rus.)

Lossky, N. O., 1995. Ideal-Realism (From Public Introduction to Philosophy). In: Chuvstvennaya, intellektualnaya i misticheskaya intuiciya [Sensual, Intellectual and Mystical Intuition]. 1995. Moscow: Respublika, pp. 290-348. (In Rus.)

Obolevitch, T., 2012. W stronę ontologizmu. Ewolucja twórcza Siemiona Franka. Estetyka i Krytyka, 4(26), pp. 259-274.

Obolevitch, T., 2014. From Neo-Kantianism to Ontologism. Thought, 16, pp. 62-69. (In Rus.)

Prokhorov, M. M., 2018. From Ontology and Gnoseology to Ontognoseology. In: M. Prokhorov, ed., 2018. World Outlook Paradigm in Philosophy: the Fundamentals of Ontognoseology. Nizhny Novgorod: NNGASU, pp. 16-34. (In Rus.)

Rickert, H., 1896–1902. Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung. Eine logische Einleitung in die historischen Wissenschaften. Freiburg im Breisgau und Leipzig: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck).

Savincev, V. I. and Popova, V. S. 2019. Transformation of the Concept of “Conciliarity” / “All-Unity” in Intuitivism of N. O. Lossky (Gnoseological Aspect). Philosophical Thought, 10, pp. 41-48. (In Rus.)

Semenyuk, A. P., 2012. Ontognoseology of S. L. Frank. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 154(1), pp. 153-165. (In Rus.)